• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 03 октября 2012 года Дело N 33-6213
 

03 октября 2012 года г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Кочуковой Г.Н.

судей Бузыновской Е.А.

Бабич А.А.

с участием прокурора Максименко Е.В.

при секретаре Токаревой К.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности оборудовать светофоры на остановке «Речной порт» («Маяк») в г.Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров, по апелляционной жалобе представителя администрации г.Хабаровска - Фасахова Д.А. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя администрации гор. Хабаровска - Гранат Н.Б., пояснения прокурора Максименко Е.В., полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Кировского района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности оборудовать светофоры на остановке «Речной порт» («Маяк») в г. Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения действующего законодательства о защите социально уязвимой категории населения г. Хабаровска, в ходе которой в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения, а именно, установлено, что на пешеходном переходе по ул. Тихоокеанской, остановка «Речной порт» («Маяк») в г. Хабаровске, являющейся согласно постановлению администрации г. Хабаровска от ... № автомобильной дорогой общего пользования местного значения, располагается два светофора, регулирующих движение транспорта и пешеходов на данном участке. Указанный пешеходный переход расположен на дороге с двусторонним движением (ул. Тихоокеанская) и располагается в густонаселенном жилищном массиве с большим количеством торговых точек, интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. В ходе выездного обследования ... в 16 час. 50 мин. установлено, что светофоры, являющиеся элементами обустройства дороги ул. Тихоокеанской, остановка «Речной порт» («Маяк») г. Хабаровска, звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы, не оборудованы. Данный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления в лице администрации городского округа «Город Хабаровск» обязанностей по обеспечению социально незащищенной категории населения города, равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, что создает для них дискриминационные условия.

Просит суд возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность оборудовать два светофора, регулирующие движение по дороге ул.Тихоокеанская, остановка «Речной порт» («Маяк») в г.Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска Хромова Е.В. уточнила заявленные исковые требования, просила обязать администрацию г.Хабаровска оборудовать два светофора, регулирующие движение по дороге ул.Тихоокеанская, остановка «Речной порт» («Маяк») в г.Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 июля 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Постановлено возложить обязанность на администрацию г. Хабаровска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать два светофора, регулирующие движение по дороге ул. Тихоокеанская, остановка «Речной порт» («Маяк») в г.Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Хабаровска Фасахов Д.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу ст. помощник прокурора Кировского района Хромова Е.В. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-РФ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения.

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к дорожной деятельности отнесены: деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пункта 5 статьи 3 указанного Закона светофорные объекты также относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

В статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрывается понятие безопасности дорожного движения, в соответствии с которым это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно статьи 6 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу требований статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

При этом в части 2 приведенной нормы установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно статьи 13 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовой формы создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных светофоров) регламентированы ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и ГОСТ Р 51648-2000 "Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей".

Согласно положениям ГОСТа Р 51648-2000 "Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей" (раздел 1 "Область применения") настоящий стандарт распространяется на технические средства реабилитации слепых и слепоглухих людей и устанавливает параметры звуковых и осязательных сигналов, дублирующих сигналы светофора, предназначенного для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог и установленного на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы.

Пункт 6.6. Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» предусматривает, что для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Пункт 2.3. ГОСТа 34.401-90 «Средства технические периферийные автоматизированных систем дородного движения» устанавливает, что по требованию потребителей разрешается изготавливать дорожные контроллеры всех типов с расширенными функциональными возможностями, обеспечивающими дополнительно звуковое сопровождение включения зеленых сигналов светофоров, разрешающих движение по пешеходному переходу (для ориентации слепых пешеходов).

Международный стандарт ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения» в пунктах 4.11. и 4.13. устанавливает, что транспортные светофоры типа 7 должны применяться для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Пешеходные светофоры типов 1 и 2 должны применяться для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

Вышеуказанный стандарт определяет группы и 10 типов дорожных светофоров, устанавливает условия их применения. ГОСТ 25695-91 «Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры» выделяет классификацию светофоров, виды и расположение их сигналов. Устанавливает две группы светофоров по назначению: Т- транспортные и П- пешеходные. В каждой группе светофоры делятся на типы и исполнения в соответствии с приложением к стандарту.

Из пункта 7.4.3 ГОСТа Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Дает понятие «Светофорный объект», как группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.

В соответствии в пунктом 7.1.1. вышеуказанного госта группы, типы исполнения дорожных светофоров должны соответствовать ГОСТ Р 52282 приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Согласно письму Хабаровской местной организации Всероссийского общества слепых в Северном округе гор. Хабаровска проживают более 80 инвалидов по зрению, в районе остановки «43 школа» находится социально-значимый для города Хабаровска и всего Хабаровского края объект - Бюро медико-социальной экспертизы (пер. Госпитальный,4» Пешеходным переходом по дороге ул. Тихоокеанская остановка «Речной порт» («Маяк») используется слепыми и слабовидящими, данный пешеходный переход жизненно необходим инвалидам по зрению. Из письма следует, что в жилых домах по ул. Тихоокеанской проживают инвалиды по зрению (ФИО1, ФИО2., ФИО3., ФИО4., ФИО5 ФИО6., ФИО7., ФИО8., ФИО9 и др.)

Согласно сообщению ООО «Центр упаковки и печати» от ... № подтверждается регулярное пользование пешеходными переходами, регулируемыми светофором, слепыми и слабовидящими пешеходами и сообщается о необходимости установки звуковых сигналов, дублирующих звуковые сигналы светофоров в районе остановки «Маяк».

Правильным является и вывод суда о том, что данный пешеходный переход находится в густонаселенном жилищном массиве с большим количеством торговых точек, интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. Данный пешеходный переход расположен на автобусной остановке общественного транспорта, от которой в «шаговой» доступности в этом районе располагается большое количество объектов социальной инфраструктуры (в частности: Кировский районный суд, Военный комиссариат Хабаровского края, в котором на пенсионном обслуживании находятся инвалиды этой категории, плавательный бассейн, дом культуры, крупные магазины и пр.)

Проанализировав доводы прокурора, представленные им доказательства, суд первой инстанции принял обоснованное решение об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать два светофора, регулирующие движение по дороге ул. Тихоокеанская, остановка «Речной порт» («Маяк») в г.Хабаровске звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы светофоров.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку ответчик, не исполняя возложенную на него обязанность, создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, а также провоцирует ситуации, в которых подвергается угрозе гарантированное им ст. 20 Конституции РФ право на жизнь.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его доводы, высказанные в возражение против иска, они проверялись судом при разрешении спора, им дана надлежащая оценка с учетом всех представленных сторонами доказательств.

Решение суда мотивировано, постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Хабаровска - Фасахова Д.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.Н. Кочукова

Судьи Е.А. Бузыновская

А.А. Бабич




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6213
Принявший орган: Хабаровский краевой суд
Дата принятия: 03 октября 2012

Поиск в тексте