СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 октября 2012 года Дело N 33-9336/2012

09 октября 2012 года г.Самара

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Акининой О.А.,

судей: Захарова С.В., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Асабаевой Д.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 августа 2012 года, которым постановлено:

«Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Разиной Н.Н. жилое помещение в г.Тольятти вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу:  ...  ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., возражения Лысковой Н.В. (представителя Разиной Н.Н.) на доводы апелляционной жалобы,

суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Истица - Разина Н.Н. обратилась в суд к мэрии г.о. Тольятти с иском о постановке на учет на внеочередное получение жилья.

При этом истица утверждала, что её сын- ФИО1 ,  ... .рожд., является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, указанным в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства № 378 от 16.06.2006г.

Истица с сыном зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу:  ...

Сын истицы является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности данной квартиры.

Помимо них(помимо истицы и её сына) в квартире зарегистрированы и проживают ещё пять человек (родители, сестра и племянники истца), а всего - 7 человек.

Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от  ... , истице отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на том основании, что в вышеуказанной квартире зарегистрировано семь человек, являющихся членами одной семьи, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются при проживании в квартире, занятой несколькими семьями.

Истица считает данный отказ незаконным, поскольку её семья имеет право на получение жилья вне очереди на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ

Истица просила суд ( с учетом уточнений) обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение в г.о. Тольятти на состав семьи 2 человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности квартиры, расположенной по адресу:  ...

Ответчик иск не признал.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.

Суд апелляционной инстанции приходит к заключению, что возможно рассмотрение дела по апелляционной жалобе мэрии г.о.Тольятти в отсутствии представителя мэрии г.о.Тольятти, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Из положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и то же права та или иная форма определяется инвалидом по выбору.

Судом установлено, что сын истицы - ФИО1 ,  ...  года рождения, страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 (п.3 перечня).

Сын истицы - ФИО1 состоит на учете в ГУЗ СО « ...

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от  ...  «О рассмотрении жилищных вопросов», истица Разина Н.Н. с составом семьи 2 человека (сын- ФИО1  ... .рожд.) была принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Этим же Распоряжением от  ... , Разиной Н.Н. с составом семьи 2 человека (сын- ФИО1 ., ... .рожд.) отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учёте.

По мнению ответчика, оснований для постановки истицы на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не имеется, поскольку истица с сыном зарегистрированы в трехкомнатной квартире по адресу:  ... ; в данной квартире зарегистрированы и проживают 7 человек, являющихся членами одной семьи; при проживании в квартире нескольких семей истица могла быть поставлена в очередь по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Суд первой инстанции правомерно не согласился с указанными доводами ответчика и обоснованно удовлетворил иск по следующим основаниям.

Так, истица с сыном- ФИО1  ...  г. рожд., зарегистрированы в трехкомнатной квартире, площадью 65,1 кв.м., по адресу:  ...

Кроме истицы и её сына, в квартире зарегистрированы и проживают ещё 5 человек: отец истицы- ФИО2 ., мать истицы-ФИО 3 сестра истицы -ФИО 4., племянник истицы -ФИО 5, родственник-ФИО 6., а всего - 7 человек.

Сын истицы - ФИО1 является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности вышеуказанной квартиры.

Не имеется доказательств и обстоятельств того, что по правовому смыслу требований жилищного законодательства истица и её сын -ФИО1 являются членами семьи отца истицы- ФИО2 матери истицы-ФИО 3., племянника истицы -ФИО 5., сестры истицы -ФИО 4 родственника- ФИО 6., что истица и её сын ведут с вышеуказанными лицами совместный бюджет и совместное хозяйство.

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица и её сын не являются по смыслу ст. 31 ЖК РФ членами семьи лиц проживающих в квартире по адресу:  ...  требование о признании их таковыми в судебном порядке не заявлялось.

Истица не имеет в собственности жилых помещений.

Ответчик не оспаривает, что семья истицы признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена в очередь на получение жилья, и является семьей, имеющей ребенка инвалида, страдающего хроническим психическим заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Суд первой инстанции правомерно возложил на мэрию г.о.Тольятти Самарской области обязанность предоставить семье истицы жилое помещение на семью в составе два человека вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу:  ...  и при этом суд обоснованно исходил из наличия у одного из них права на внеочередное предоставление ему жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о.Тольятти о несогласии с решением суда, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.

Решение суда законное и обоснованное, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 августа 2012 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка