СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 февраля 2012 года Дело N 33-145

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

Председательствующего Игошина В.Е.

Судей Спесивцевой С.Ю., Мурина В.А.

при секретаре Быстровой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2012 года кассационную жалобу Романова Н.В. и кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Псковской области на решение Псковского городского суда от 30 ноября 2011 года, которым постановлено:

взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Романова Н.В. компенсацию за санаторно-курортную путевку в размере  ...  рублей и компенсацию морального вреда в размере  ...  рублей.

В остальной части заявленных требований Романову Н.В. отказать.

Исполнение настоящего решения возложить на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения Романова Н.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Никандровой Н.Г., объяснения представителя Управления Федерального казначейства по Псковской области Богдановой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Романов Н.В. обратился в суд с иском, измененным в порядке статьи 39 ГПК Российской Федерации, к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Псковской области о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что ему, как инвалиду 3 группы, ГУ Псковским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации не предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение за 2010 год. В связи с отказом Фонда социального страхования предоставить ему путевку по причине недостаточности финансирования, просил взыскать стоимость путевки в ЛПУ «Санаторий «Хилово» в размере  ...  рублей, а также компенсировать моральный вред, причиненный ему нарушением права на охрану здоровья и получение медицинской помощи в сумме  ...  рублей.

Представитель ответчика - ГУ Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации иск не признал, пояснил, что отделение Фонда ограничено объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета, в связи с чем не имеет возможности своевременно обеспечить путевками всех нуждающихся граждан. Полагал, что Фонд является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не вправе производить выплаты, не предусмотренные законодательством.

Представитель ответчика - Управления Федерального казначейства по Псковской области возражал в удовлетворении исковых требований Романова Н.В., как не основанных на законе.

Представитель 3-его лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития указал, что в компетенцию службы контроль над деятельностью Фонда не входит.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Романов Н.В. просит изменить решение суда, не соглашаясь с размером взысканной судом стоимости санаторно-курортной путевки.

В кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационных жалоб, возражений Романова Н.В. на кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Псковской области, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи, в состав которой входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Из материалов дела видно, что Романов Н.В., будучи инвалидом 3 группы по общему заболеванию, 11 января 2010 года обратился в ГУ Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки и был поставлен на учет в очереди под №756 (л.д. 7, 8 86).

Судом установлено, что заявление Романова Н.В. ГУ Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации не удовлетворено в связи с тем, что квота на количество мест в санаторно-курортных учреждениях, установленная при проведении конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений, не позволяла удовлетворить всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении.

Данное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком государственными контрактами за 2010 год и приложениями к ним, отражающими сведения о предоставляемых путевках санаторно-курортным учреждением; информацией ГУ Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации, изложенной в возражениях, о расходовании денежных средств, получаемых на эти цели, и об обеспечении санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан в 2010 году (л.д. 39-42, 43-84), что свидетельствует о том, что путевка Романову Н.В. не была предоставлена Фондом по объективным причинам.

Компенсируя Романову Н.В. стоимость путевки, суд 1 инстанции сослался на статью 1071 ГК Российской Федерации и исходил из того, что действующее законодательство не содержит норм, позволяющих ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказать истцу в предоставлении санаторно-курортной путевки в связи с отсутствием средств на ее приобретение.

Такая позиция суда противоречит нормам материального права.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

За счет выделенных средств Фонд производит оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Стоимость путевки определяется с учетом установленного Приказами Минсоцздравразвия на каждый год размера одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 08.12.2009 №963н; от 22.10.2010 №913н).

Таким образом, Фонд социального страхования осуществляет организацию приобретения путевок в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, недостаточность которых для удовлетворения заявок лиц, имеющих право на предоставление путевки, не может быть поставлена в вину фонду.

Поскольку вина является необходимым условием для возложения ответственности по статье 1071 ГК Российской Федерации, положения которой применяются при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину, ответственность за который установлена статьями 1069 (за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами) и 1070 (за вред причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда) ГК Российской Федерации, ссылку суда на данную норму права нельзя признать правильной.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Реализация права на санаторно-курортное лечение регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в течение календарного года.

При этом право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, до конца текущего года, на что акцентировал внимание Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года.

Возможность компенсации входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение не предусмотрена ни Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Следовательно, вывод суда о компенсации Романову Н.В. стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, не основан на законе.

Доводы кассационной жалобы Романова Н.В. о взыскании рыночной стоимости путевки в связи с тем, что определенная судом компенсация не достаточна для покрытия расходов при ее самостоятельном приобретении с целью восстановления нарушенного права, не могут быть приняты во внимание.

Гарантируя инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, закон определяет их право на бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.

При этом ни Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предоставляет инвалиду права на самостоятельное приобретение путевки, в том числе и в случае, если путевка на санаторно-курортное лечение не могла быть предоставлена ему Фондом Социального страхования в связи с недостаточностью финансирования.

Поэтому приобретение лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, за счет собственных средств путевки либо намерение ее приобрести, не может рассматриваться в качестве убытков.

Отказ в компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение не нарушает конституционных прав истца на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 16 июля 2009 года №1027-О-О, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок представления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).

В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона (в ред. ФЗ от 25.12.2009 №341-ФЗ).

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что разрешение вопроса о выплате взамен непредоставленной путевки на санаторно-курортное лечение ее стоимости, является прерогативой законодателя, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Романова Н.В. у суда не имелось.

Кроме того, постановляя решение в части компенсации Романову Н.В. морального вреда, судом 1 инстанции нарушены положения статьи 151 ГК Российской Федерации, в силу которой если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации.

Поскольку исковые требования Романова Н.В. носили имущественный характер, основания для удовлетворения этих требований отсутствовали.

Нарушение судом норм материального права является основанием для отмены решения.

Отменяя решение, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств.

Руководствуясь статьей 362 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Псковского городского суда от 30 ноября 2011 года отменить.

Постановить новое решение, которым отказать Романову Н.В. к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Псковской области о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда.

Председательствующий В.Е. Игошин

Судьи С.Ю. Спесивцева

В.А. Мурин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка