• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
 

РЕШЕНИЕ
 

от 21 мая 2012 года Дело N 3-14/2012
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2012 года г. Псков

Псковский областной суд Псковской области в составе:

председательствующего Новиковой Л.А.,

с участием прокурора Лепихиной М.Н.,

при секретаре Фатеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.А.Н. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № от ДД.ММ 2011 года, выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов *** созыва были назначены на ДД.ММ 2011 года.

М. А.Н. был выдвинут кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов *** созыва по одномандатному избирательному округу № города В.Л..

Постановлениями территориальной избирательной комиссии города В.Л. от ДД.ММ 2011 года были определены составы участковых избирательных комиссий.

М. А.Н. не согласился с составом участковых избирательных комиссий (далее УИК), входящих в этот избирательный округ, в связи с тем, что некоторые из председателей и членов УИК с правом решающего голоса находились в непосредственном подчинении у другого кандидата по этому округу - К. А.Н., и обратился в суд с заявлением об оспаривании решений территориальной избирательной комиссии о формировании участковых избирательных комиссий.

Территориальная избирательная комиссия допущенные нарушения устранила самостоятельно, до рассмотрения дела судом, освободив этих лиц от своих обязанностей, кроме члена УИК № Н. Г.В.

Решением Великолукского городского суда от ДД.ММ 2011 года заявление М. А.Н. удовлетворено в этой части, суд отменил постановление территориальной избирательной комиссии города В.Л. от ДД.ММ 2011 года № в части включения в число членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № с правом решающего голоса Н. Г.В.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города ФИО25 от ДД.ММ 2011 года № вместо выбывших в состав участковых избирательных комиссий включены новые члены комиссии с правом решающего голоса. Данное постановление напечатано в газете «ВПНовости» ДД.ММ 2011 года.

По итогам голосования ДД.ММ 2011 года победил К. А.Н., за него подано *** голосов, за М. А.Н. подано *** голосов.

М. А.Н. обратился в суд с заявлением о защите его избирательных прав, в котором с учетом уточнений своих требований и на основании п.5 ст.68 Избирательного кодекса Псковской области, п.4 ст.26, ст.260-261 ГПК РФ просит:

1. Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии города В.Л. № от ДД.ММ 2011 года « О включении в составы участковых избирательных комиссий членов комиссий с правом решающего голоса на избирательных участках № на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации *** созыва и депутатов Псковского областного Собрания депутатов *** созыва».

2. Признать незаконными действия Избирательной комиссии Псковской области по передаче *** бюллетеней для голосования на выборах депутатов Псковского областного собрания по одномандатному избирательному округу №.

3. Признать недействительными выборы депутатов Собрания депутатов Псковской области *** созыва по одномандатному избирательному округу №.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в нарушение п.7 ст.25 Избирательного кодекса Псковской области количество членов избирательных комиссий превышает необходимое количество, персональный состав комиссий в соответствии с указанным законом не определен, не опубликован, новый состав УИК сформирован за один день до выборов, чем нарушена ст.23 Избирательного кодекса Псковской области, а поэтому считает, что участковых избирательных комиссий не существует в правовом смысле и все действия от имени комиссий являются неправомочными, в том числе - контроль за ходом выборов, подсчет бюллетеней, подписание протоколов.

По мнению заявителя был нарушен порядок передачи избирательных бюллетеней - без должного оповещения кандидатов в депутаты, представителей избирательных объединений. Ссылаясь на акт от ДД.ММ 2011 года о передаче избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссии №, указывает также на то, что было выдано избирательных бюллетеней больше, чем требует п.1 ст.60 Избирательного кодекса Российской Федерации.

Считает, что нарушено его право избирать и быть избранным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области.

В судебном заседании М. А.Н. поддержал свои требования, пояснив, что избирательными комиссиями умышленно нарушен закон при формировании участковых избирательных комиссий и при выдаче избирательных бюллетеней. Считает, что нарушено его пассивное избирательное право быть избранным в органы государственной власти в соответствии с законом.

Представитель избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Р. А.А. поддержал требования М. А.Н.

Представитель избирательной комиссии Псковской области Я. С.А. возражала против удовлетворения заявления, считая требования М. А.Н. незаконными и необоснованными, поскольку количество переданных избирательных бюллетеней соответствует количеству, установленному законом, а сроки, порядок и процедура формирования участковых избирательных комиссий не были нарушены.

Пояснила, что в избирательном округе № зарегистрировано *** избирателей, бюллетеней было изготовлено ***, что не превышает установленное пунктом 1 статьи 60 Избирательного кодекса Псковской области допустимое количество бюллетеней.

Количественный состав участковых избирательных комиссий определяется окружной или территориальной комиссией и зависит от числа избирателей. В пункте 3 статьи 23 Закона области «Избирательный кодекс Псковской области» установлено, какое число членов избирательной комиссии должно быть, в пункте 4 этой статьи говорится о том, что в случае совмещения выборов максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено.

Считает, что никаких нарушений, которые могли бы служить основанием для признания итогов выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов *** созыва по одномандатному избирательному округу № незаконными, не было допущено.

Представитель территориальной избирательной комиссии города Великие Луки С.-Б. Р.Г. в судебном заседании и в письменных возражениях считает заявление М. А.Н. не подлежащим удовлетворению, поскольку формирование участковых избирательных комиссий проведено в соответствии с законодательством.

Пояснил, что в участковые избирательные комиссии № были назначены лица, находившиеся в непосредственном подчинении у кандидата в депутаты Псковского областного собрания депутатов по одномандатному избирательному округу № К. А.Н., в связи с чем территориальная избирательная комиссия на основании подпункта «л» пункта 1 и подпункта «б» пункта 6 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ освободила этих лиц от обязанностей членов и председателей избирательных комиссий и в соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ назначила новых лиц вместо выбывших.

Указывает, что назначение членов участковых избирательных комиссий вместо выбывших является замещением вакантных мест и в данном случае речь идет не о полном формировании комиссии, о чем указано в пункте 11.1 Постановления Центризбиркома РФ от 17.11.2011 №58/499-6.

Довод заявителя о передаче лишних бюллетеней считает необоснованным, поскольку в УИК № было передано бюллетеней ***, а не ***, что подтверждается актом. Акт, представленный заявителем, был уничтожен, поскольку в нем ошибочно указано, что передается *** бюллетеней.

Ссылаясь на пункт 1.2. статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ указывает, что при проведении выборов депутатов Псковского областного собрания депутатов нарушений, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в период избирательной комиссии, не имелось.

Представитель К. А.Н.- М. Э.Р. в судебном заседании и в письменных возражениях заявление М. А.Н. считает незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Ссылаясь на п.3 и 5 статьи 23 Избирательного кодекса Псковской области указывает, что численный состав участковых избирательных комиссий полностью соответствует количеству избирателей, зарегистрированных на этих избирательных участках.

Считает, что при формировании участковых избирательных комиссий никаких нарушений норм избирательного законодательства допущено не было. Как федеральное, так и областное избирательное законодательство допускают возможность замены членов избирательных комиссий.

Указывает на необоснованность и несоответствие фактическим обстоятельствам дела утверждения заявителя о противоправной выдаче избирательных бюллетеней в большем количестве, чем это установлено законодательством. Обращает внимание на то, что представленный заявителем акт не заверен в установленном порядке, что дает основание сомневаться в его подлинности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Лепихиной М.Н., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит требования М. А.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Избирательной комиссии Псковской области от ДД.ММ 2011 года № полномочия окружной избирательной комиссии для подготовки и проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов *** созыва по одномандатным избирательным округам № возложены на территориальную избирательную комиссию города В.Л..

Как следует из материалов дела, Постановлениями территориальной избирательной комиссии города В.Л. от ДД.ММ 2011 года № были сформированы участковые избирательные комиссии для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии от ДД.ММ 2011 года № на эти комиссии были возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации, назначенных на ДД.ММ 2011 года, а именно, в Псковское областное собрание депутатов *** созыва.

Постановлениями территориальной избирательной комиссии города В.Л. от ДД.ММ 2011 года № и № кандидатами в депутаты зарегистрированы М. А.Н. и К. А.Н.

Поскольку некоторые члены участковых избирательных комиссий и их председатели находились в подчинении у К. А.Н., Постановлением территориальной избирательной комиссии города В.Л. от ДД.ММ 2011 года № они были освобождены от своих обязанностей, объявлен прием предложений по кандидатурам, информация о чем была размещена в газете, и затем Постановлением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ 2011 года № были назначены новые члены комиссии взамен выбывших.

Согласно представленным документам замена произошла в следующих участковых избирательных комиссиях, входящих в избирательный округ №, где баллотировался заявитель:

УИК № члена избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № член избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № член избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № членов избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № члена избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № член избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № члена избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № члена избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № члена избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № членов избирательной комиссии из *** членов комиссии,

УИК № члена избирательной комиссии из *** членов комиссии.

В участковых избирательных комиссиях № были заменены председатели этих комиссий по тем же причинам.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически произошло не формирование новых участковых избирательных комиссий, а замена членов и председателей этих комиссий, которые не могли быть членами этих комиссий в связи с нахождением их в непосредственном подчинении у кандидата в депутаты, выдвинутого в этом избирательном округе.

Действия территориальной избирательной комиссии города В.Л. по такой замене соответствует пунктам 11,8,1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего в период избирательной компании не позднее чем через десять дней со дня его выбытия.

Довод заявителя о том, что новый состав УИК сформирован за один день до выборов, чем нарушена ст.23 Избирательного кодекса Псковской области, не может быть признан обоснованным, поскольку данная норма регулирует вопросы формирования участковых избирательных комиссий, а не замену их членов или председателей, а поэтому указанный в ней срок в данном случае не применяется.

В силу пункта 11 статьи 29 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен только один срок для возникшей ситуации - назначение нового члена взамен выбывшего не позднее чем через десять дней со дня его выбытия и этот срок комиссией был соблюден.

Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о том, что количество членов избирательных комиссий превышает необходимое количество.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона Псковской области от 1 августа 2003 года № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» участковая избирательная комиссия формируется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, в следующем количестве:

до 1001 избирателя - 3-9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

от 1001 до 2000 избирателей- 7-12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;

более 2000 избирателей- 7-16 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Как следует из представленных документов, участковые избирательные комиссии № состоят из *** членов комиссии, участковая избирательная комиссии № из ***, при количестве избирателей на этих участках свыше ***.

Таким образом, количество членов комиссии соответствует вышеуказанной норме права.

Довод заявителя о том, что при определении количества членов комиссий необходимо исходить из количества выдвинутых представителей от политических партий и их должно быть ***, в УИК №, является необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

Из газеты «ВПНовости» следует, что территориальная комиссия города В.Л. публиковала информацию о приеме предложений по кандидатурам в состав УИК.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что порядок формирования участковых избирательных комиссий и замена их членов и председателей в связи с выявлением факта нахождения их в непосредственном подчинении у одного из кандидатов в депутаты, выдвинутого по избирательному округу №, был произведен в соответствии с избирательным законодательством, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным постановления территориальной избирательной комиссии города В.Л. № от ДД.ММ 2011 года « О включении в составы участковых избирательных комиссий членов комиссий с правом решающего голоса на избирательных участках № на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Псковского областного Собрания депутатов *** созыва».

При рассмотрении доводов заявителя о нарушении закона при передаче избирательных бюллетеней, а именно о передаче большего количества бюллетеней, чем требуется, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Число изготовленных бюллетеней не должно быть более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей.

Аналогичное положение содержится в статье 60 Избирательного кодекса Псковской области.

Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 4 августа 2011 года №1304 (ред. от 30.08.2011) «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва» определено число избирателей в избирательном округе №.

Как следует из Постановления Избирательной комиссии Псковской области от 10 ноября 2011 года №23/161-5 «О количестве избирательных бюллетеней на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва» количество избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу № составляет ***, что соответствует вышеуказанным нормам права и следующим расчетам:

число избирателей *** по * 1,5 %= ***.

*** + ***=*** бюллетеней.

Изготовлено *** бюллетеней, что не превышает число зарегистрированных избирателей более чем на 1,5 процента.

В соответствии с актом передачи бюллетеней от ДД.ММ 2011 года Избирательная комиссия Псковской области передала окружной избирательной комиссии № все *** бюллетеней.

Ссылка заявителя на акт о передаче бюллетеней в УИК № в количестве ***, а не ***, не может быть принята во внимание.

В соответствии с частью 7 статьи 67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа.

Представленный М. А.Н. акт является ксерокопией, отсутствуют подлинные подписи, копия не заверена надлежащим образом, а из пояснений заинтересованных лиц следует, что этот акт был составлен ошибочно и впоследствии был уничтожен.

Представителем территориальной избирательной комиссии города В.Л. в суд был представлен надлежащим образом оформленный и заверенный акт, согласно которому в УИК № передано *** избирательных бюллетеней.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из того, что нарушений закона при передаче избирательных бюллетеней Избирательной комиссией Псковской области не было допущено. Доказательств обратного суду не представлено. Поэтому требования заявителя в этой части не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичное положение содержится в пункте 5 статьи 68 Закона Псковской области от 1 августа 2003 года № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области».

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 31 марта 2011 года « О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что отмена решения о результатах выборов возможна лишь при условии, что имеющиеся нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В ходе судебного разбирательства М. А.Н. не были представлены доказательства того, что указанные им нарушения могли исказить волю избирателей, проголосовавших на избирательных участках, или воспрепятствовать её адекватному отражению в общих результатах выборов по одномандатному избирательному округу.

То обстоятельство, что первоначально в состав участковых избирательных комиссий были включены члены комиссии, находящиеся в непосредственном подчинении одного из кандидатов в депутаты, не влечет признание недействительными выборов депутатов Собрания депутатов Псковской области *** созыва по одномандатному избирательному округу №.

Оно не может повлечь отмену итогов выборов, поскольку впоследствии эти члены комиссии были заменены другими членами комиссии, а доказательств того, что членами участковых избирательных комиссий допущены существенные нарушения закона, которые повлияли на волеизъявление избирателей, и вследствие этого на результаты выборов, суду не представлено.

Кроме того, М. А.Н. не представил доказательств нарушения его избирательных прав, в защиту которых он обратился в суд, ссылаясь в своем заявлении на нормы главы 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем какие-либо нарушения избирательных прав заявителя, предусмотренных подпунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отсутствуют.

Поскольку факты нарушений законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей, не доказаны, нарушение избирательных прав заявителя не установлено, в удовлетворении требований М. А.Н. суд полагает отказать.

Руководствуясь ст.199, 212, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

М.А.Н. в удовлетворении заявления о защите избирательных прав отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 мая 2012 года

Председательствующий: Л.А. Новикова




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 3-14/2012
Принявший орган: Псковский областной суд
Дата принятия: 21 мая 2012

Поиск в тексте