ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 01 марта 2011 года Дело N 12-24/2011

01 марта 2011 года г. Псков

Судья Псковского областного суда Хряпина Е.П., при секретаре Чернопийской А.А., рассмотрев жалобу Главы Администрации сельского поселения «Лавровская волость» на постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 07 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Печорского районного суда Псковской области от 07 февраля 2011 года Администрация сельского поселения «Лавровская волость» Печорского района Псковской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и данному юридическому лицу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 20 (двадцать) суток.

Постановление не исполнено.

Привлекая Администрацию сельского поселения «Лавровская волость» к административной ответственности, судья нашел вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доказанной и подтвержденной данными акта № 3 по результатам проведения мероприятия по контролю юридического лица от 27 января 2011 года и протокола об административном правонарушении № 8 от 27 января 2011 года, где отражены обстоятельства совершенного правонарушения.

В жалобе Главы Администрации сельского поселения «Лавровская волость» Печорского района М.В.Мецканюк ставится вопрос об отмене постановления судьи ввиду его незаконности. Указывается, что Администрация Лавровской волости приняла все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности.

Пересматривая настоящее дело по жалобе, считаю, что судья правильно квалифицировал нарушение Администрацией волости требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Факт нарушения Администрацией сельского поселения «Лавровская волость» требований пожарной безопасности, установленных данными нормативными актами, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Так, в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Под пожарной охраной в соответствии со статьей 1 названого закона понимают совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Установлено, что распоряжением Главы сельского поселения «Лавровская волость» от 05 апреля 2010 года № 9-р создана мобильная группа по предупреждению и тушению палов травы на территории волости в составе 6 человек. Постоянно действующая муниципальная пожарная охрана как совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ, отсутствует.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года (ред. от 29.12.2010 года) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Установлено, что распоряжением Главы сельского поселения «Лавровская волость» от 27 декабря 2008 года № 10-р утверждено положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны, порядке ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны, реестр добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны, перечень населенных пунктов поселения, в которых создается добровольная пожарная охрана. Распоряжением Главы сельского поселения «Лавровская волость» от 06 апреля 2010 года № 13-р утвержден ряд Положений о порядке проведения противопожарной пропаганды на территории муниципального образования и о группах внештатных пожарных инспекторов.

Однако сведения о фактическом осуществлении деятельности формирований добровольной пожарной охраны или внештатных инспекторов отсутствуют. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, что положениями статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отнесено к одной из первичных мер пожарной безопасности, администрацией сельского поселения «Лавровская волость» не обеспечено. В связи с чем выводы суда о нарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, требований статьи 19 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 9 статьи 63 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» являются обоснованными.

Пункт 31 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 предписывает, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Установлено, что переносными пожарными мотопомпами обеспечены только три населенных пункта Лавровской волости: д. Лавры, д. Ротово, д. Высокий Мост. Из предоставленных главой сельского поселения «Лавровская волость» сведений о численности населения на 01 января 2011 года следует, что на территории Лавровской волости имеется 108 сельских населенных пунктов с численностью жителей до 300 человек, которые должны быть обеспечены передвижными пожарными мотопомпами. В связи с чем выводы суда о несоблюдении лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, требований п. 31 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 являются обоснованными.

Установлено, что в населенном пункте с численностью населения более 50 человек (д. Павлово-Блины) отсутствует противопожарный водоём. Вблизи имеющегося водоёма (д. Боброво) не оборудована площадка размером не менее 12х12 метров для забора воды с противопожарного водоёма в соответствии с требованиями п. 94 ППБ 01-03, имеющаяся площадка не очищена от снега, спецзнаками не обозначена, в темное время суток не освещается, что является нарушением п. 23, 27, 90, 94 ППБ 01-03, п. 1 ст. 62, п. 4 ст. 68 Технического регламента «О требованиях пожарной безопасности».

Доводы жалобы о том, что водоём в д. Боброво на балансе Лавровской волости не находится, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности и необходимости исполнения требований пожарной безопасности, поскольку водоем находится на территории Лавровской волости, сведения о нахождении водоема на балансе иного юридического лица отсутствуют.

Таким образом, факт нарушений указанных выше требований Правил и норм пожарной безопасности подтверждается материалами дела, а доводы представителей Администрации сельского поселения «Лавровская волость» об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения являются несостоятельными.

С учетом изложенного судья Печорского районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Администрации сельского поселения «Лавровская волость» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы представителей Администрации сельского поселения «Лавровская волость» об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, поскольку ею предприняты все возможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности, а неисполнение некоторых из них связано с отсутствием достаточного финансирования, учтены, однако не могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдения.

Доводы представителя Администрации сельского поселения «Лавровская волость» и материалы дела об административном правонарушении не свидетельствуют о том, что юридическим лицом приняты все зависящие от данного органа местного самоуправления меры по соблюдению правил пожарной безопасности, а поэтому не имеется оснований для выводов об отсутствии вины администрации в нарушении Правил пожарной безопасности и прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24. 5 КоАП РФ.

В то же время прихожу к выводу о том, что представленными доказательствами не подтверждено нарушение п. 112 ППБ 01-03 (о мероприятиях, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения), п. 114 ППБ 01-03 (о звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара), в связи с чем указание на нарушение данных пунктов Правил пожарной безопасности РФ подлежит исключению из постановления о привлечении Администрации сельского поселения «Лавровская волость» к административной ответственности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Определяя вид и размер наказания, суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица, влияние назначенного наказания на осуществление дальнейшей деятельности юридического лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Однако, суд не учел характер деятельности правонарушителя, являющегося органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в соответствии с частью 2 статьи 28 Устава муниципального образования "Лавровская волость".

В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В данном случае не имеется указанных оснований для приостановления деятельности виновного лица.

Установив отсутствие оснований для применения меры ответственности в виде административного приостановления деятельности, принимая во внимание отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также то, что Администрация к административной ответственности ранее не привлекалась, учитывая характер совершенного правонарушения, прихожу к выводу о необходимости изменения оспариваемого постановления в части назначения наказания.

Применение предусмотренной санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ меры административной ответственности в виде предупреждения является достаточной мерой ответственности для достижения предусмотренных ст. 1.2 КоАП РФ задач, а также для предупреждения административных правонарушений.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 07 февраля 2011 года изменить в части назначения административного наказания. Назначить Администрации сельского поселения «Лавровская волость» административное наказание в виде предупреждения.

Судья Псковского областного суда Е.П. Хряпина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка