КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2010 года Дело N 3-07/2010

Именем Российской Федерации

18 января 2010 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

Председательствующего Зинченко И.Н.,

при секретаре Ускове Д.А.

С участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Назаркина В.П.,

представителя Правительства Красноярского края - Смирновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу п.п. 10,11 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п,

УСТАНОВИЛ:

На основании пунктов 10, 11 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, опубликованного в печатном издании - "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 54(350), 26.10.2009 года, и вступившем в силу с 27.10.2009 года:

Управление по недропользованию по Красноярскому краю (при использовании подземных вод) в течение 10 рабочих дней с момента поступления проекта зон санитарной охраны:

1) рассматривает проект зон санитарной охраны в части: гидрогеологических данных (основные параметры и их динамика во времени); данных, характеризующих взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

2) готовит заключение о возможности согласования проекта зон санитарной охраны и направляет его в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Органы местного самоуправления Красноярского края, на территории которых предусмотрено установление зон санитарной охраны, в течение 10 рабочих дней с момента поступления проекта зон санитарной охраны:

1) рассматривают проект зон санитарной охраны в части: данных о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; определения границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; правил и режима хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов;

2) готовят заключение о возможности согласования проекта зон санитарной охраны и направляет его в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу п.п. 10,11 указанного Порядка

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемыми пунктами Порядка незаконно регулируется деятельность федерального органа исполнительной власти и осуществляются исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов местного самоуправления при утверждении проектов санитарной охраны зон водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения, чем превышена компетенция, предоставленная органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации, установлено, что установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности относится к исключительному ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктами  «в», «д» части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

На основании частей 2, 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с последующими изменениями), проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, утверждение проекта зон санитарной охраны водных объектов федеральным законом отнесено к сфере государственных полномочий субъекта Российской Федерации, участие в данной деятельности органов местного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено.

Анализ п. п. «ж», «з» части 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в совокупности с положениями ст. ст. 6, 65, 85 Бюджетного кодекса РФ и содержанием п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствует о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Вместе с тем, закон Красноярского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по осуществлению мероприятий по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принимался.

Доказательств тому, что средства необходимые для осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий, предусматривались в бюджете края, суду не представлено.

Таким образом, закрепляя в пункте 11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, обязанность органов местного самоуправления в десятидневный срок рассмотреть проект зоны санитарной охраны в указанной оспариваемым пунктом части, подготовить заключение о возможности согласования такого проекта и направить его в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Правительство Красноярского края вышло за пределы своей компетенции, фактически наделив органы местного самоуправления края государственными полномочиями Красноярского края, что противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства.

Что касается пункта 10 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, то суд считает необходимым указать следующее.

На основании пунктов 1, 3 «Положения о федеральном агентстве по недропользованию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2004 года № 293 (с последующими изменениями), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Аналогичным образом регулируется и деятельность Территориального органа Федерального агентства по недропользованию субъекта Российской Федерации (пункт 2 «Типового положения о территориальном органе федерального агентства по недропользованию по субъекту Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.12.2006 года № 289).

Следовательно, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нормативной регламентации деятельности Территориального органа Федерального агентства по недропользованию со стороны органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которая, по мнению суда, осуществлена оспариваемым пунктом 10 Постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п.

То обстоятельство, что оспариваемые пункты 10, 11 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п носят предписывающий, обязательный к исполнению, а не рекомендательный характер по согласованию зон санитарной охраны, как на то ссылается представитель Правительства Красноярского края, подтверждается тем, что они содержат в себе перечень действий, которые должны быть осуществлены указанными там субъектами и сроки, отведенные для их исполнения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Порядка, министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края в течение 15 рабочих дней со дня получения заключений от исполнительных органов государственной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении проекта зон санитарной охраны с учетом заключений, указанных в пунктах 6-11 настоящего Порядка, следовательно, осуществляемое оспариваемым в части Порядком правовое регулирование не предполагает возможности со стороны Управления по недропользованию по Красноярскому краю, либо органов местного самоуправления требуемые заключения не представлять.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По настоящему делу суд считает необходимым признать оспариваемые пункты Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Правительства Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать пункты 10,11 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, противоречащими федеральному законодательству недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Резолютивную часть решения суда опубликовать в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Правительства Красноярского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.

Председательствующий: И.Н. Зинченко

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка