• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
 

РЕШЕНИЕ
 

от 18 мая 2011 года
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 18 мая 2011 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.,

при секретаре Савельевой Т.В.,

с участием прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области Хромушина П.Н., представителей администрации Владимирской области Гулиной Н.Э.,Марковой И.В.,Трифановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Владимирской области о признании частично не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия разделов V, VI, таблиц 1.1 и 3 раздела IХ Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23,

У С Т А Н О В И Л:

исполняющий обязанности прокурора Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании частично не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия разделов V, VI, таблиц 1.1 и 3 раздела IХ Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23, в части:

- установления нормативов объёма медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования в размере 8,85 посещения;

- установления нормативов объёма медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, в размере 0,565 пациенто-дня;

- установления нормативов объема медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в размере 2,469 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования в размере 1,862 койко-дня;

- установления общей потребности в финансировании амбулаторной помощи за счёт средств бюджета в размере 378 700 000 руб. и общего количества посещений в размере 13 962 292;

- установления нормативов финансовых затрат на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств обязательного медицинского страхования в размере 261,74 рублей;

- установления общей потребности в финансировании медицинской помощи в дневных стационарах в размере 28 600 000 руб., 41 700 000 руб. и 150 300 000 руб. и общего количества пациенто-дней в размере 802 501;

- установления нормативов финансовых затрат на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счёт средств обязательного медицинского страхования в размере 1000,64 руб.;

- установления общей потребности в финансировании стационарной медицинской помощи в размере 814 500 000 рублей, 498 500 000 руб. и 2 208 900 000 руб. и общего количества койко-дней в размере 3 508 383;

- установления нормативов финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) - 1455,55 руб.;

- установления подушевых нормативов финансирования Программы в расчёте на 1 человека в год в среднем 5760,3 руб., в том числе 3753,08 руб. за счёт средств обязательного медицинского страхования и 2007,22 руб. за счёт средств соответствующих бюджетов.

Заявление, со ссылкой на статьи 6,20,20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, мотивировано тем, что оспариваемые положения Программы устанавливают заниженные нормативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, чем установленные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года №782, вследствие чего нарушаются конституционные права жителей Владимирской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации. Снижение субъектом Российской Федерации, по мнению заявителя, гарантированного объема бесплатной медицинской помощи недопустимо, Областная программа может определять лишь дополнительные условия, виды объёмы оказания медицинской помощи, но не снижать их.

В дальнейшем прокурор заявленные требования уточнил, указав нумерацию разделов, абзацев, строк, столбцов (граф) оспариваемой Программы, содержащих, по его мнению, несоответствующие федеральному законодательству положения и дополнительно просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия положения названной Программы в части:

-установления в строке 4 столбца 8 таблицы 3 раздела IХ потребности в финансировании амбулаторной помощи за счёт средств бюджета - 378,7 млн.руб., и в столбце 7 таблицы 1.1 раздела IХ количества посещений по ОМС - 12 577 572;

- установления в строке 6 столбца 8, строках 12,16 столбца 9 таблицы 3 раздела IХ потребности в финансировании медицинской помощи в дневных стационарах всех типов соответственно: за счёт средств бюджета - 28,6 млн. руб.; за счёт средств ОМС - 41,7 млн.руб.; за счёт средств ОМС - 150,3 млн. руб.; в столбцах 8,9 таблицы 1.1 раздела IХ общего количества пациенто-дней - 802 501, в том числе по бюджету - 86 200 пациенто-дней;

- установления в строке 5 столбца 8 и в строках 11,15 столбца 9 таблицы 3 раздела IХ потребности в финансировании стационарной медицинской помощи соответственно: за счёт средств бюджета -814,5 млн.руб.; за счёт средств ОМС - 498,5 млн.руб.; за счёт средств ОМС - 2208,9 млн.руб.; в столбцах 2,3,4 таблицы 1.1 раздела IХ общего количества койко-дней - 3 508 383, в том числе по бюджету - 862 651, по ОМС - 2 645 732.

В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области Хромушин П.Н. заявленные требования с учётом их уточнений и дополнений поддержал, в том числе по изложенным в них основаниям.

Представители администрации Владимирской области Гулина Н.Э., Маркова И.В. и Трифанова С.Б., действующие по доверенностям, возражали против удовлетворения заявления прокурора, поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве Губернатора Владимирской области, представленном в суд. Пояснили, что в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года №1387, одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является перераспределение части объёмов медицинской помощи со стационарного уровня на амбулаторный. Установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года №782 нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения являются усреднёнными, поэтому эти показатели для Владимирской области следует применять с корректировкой на коэффициент уровня расчётной бюджетной обеспеченности. С 01 января 2011 года в федеральном законодательстве отсутствует правовая норма, устанавливающая требование о соответствии оспариваемых прокурором нормативов Территориальной программы нормативам Федеральной программы. При формировании Территориальной программы нормативы объёмов медицинской помощи скорректированы с учётом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения Владимирской области, транспортной доступности медицинских организаций, что соответствует разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, данным в письме от 17 декабря 2010 года. Указали, что расчёт нормативов объёма медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевого норматива финансирования произведен также в соответствии с этими разъяснениями. Кроме того, ссылались на дефицит финансового обеспечения Территориальной программы, по причине того, что Владимирская область является дотационным регионом Российской Федерации, с низкой бюджетной обеспеченностью. Указанные выше расходные обязательства Владимирской области, как субъекта Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. По мнению представителей администрации Владимирской области, снижение оспариваемых показателей при наличии в Территориальной программе целого ряда показателей, которые выше аналогичных показателей, содержащихся в Федеральной программе, не ухудшает гарантированного уровня медицинского обслуживания населения. Поскольку во Владимирской области имеет место одноканальное финансирование учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, сравнение нормативов финансовых затрат, установленных Федеральной программой, предполагающей финансирование учреждений здравоохранения из двух источников, с нормативами финансовых затрат, установленных Территориальной программой, является некорректным.

Выслушав объяснения представителя прокуратуры, представителей администрации Владимирской области, проверив, исследовав и оценив документы, имеющиеся в деле, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Статьёй 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», утратившего силу с 01 января 2011 года, предусматривалось, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской федерации). На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объём и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Утверждение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объёмы оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 октября 2010 года №782 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Разделом IV названной Программы определены нормативы объёма медицинской помощи, которые рассчитаны в единицах объёма на 1 человека в год и используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.

В частности, для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделения, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования норматив в среднем составляет 8,962 посещения; для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, норматив в среднем составляет 0,59 пациентно-дня; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, норматив в среднем составляет 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня.

Разделом V названной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.

Нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на её оказание и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи)-218,1 руб., в том числе 169,5 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования;

на 1 пациентно-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчёте на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:

4102,9 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования;

3530,5 рубля - за счёт средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путём, туберкулёзе, ВИЧ - инфекции и синдроме приобретённого иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.

Судом установлено, что постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Данное постановление вступило в силу 1 января 2011 года, опубликовано 29 января 2011 года в издании «Владимирские ведомости» №19.

Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год разработана и утверждена в целях обеспечения государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года №782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».

Разделом V Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год определены нормативы объёма медицинской помощи, которые рассчитаны в единицах объёма на 1 человека в год.

В частности, для амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования норматив в среднем составляет 8,85 посещения; для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, норматив в среднем составляет 0,565 пациентно-дня; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, норматив в среднем составляет 2,469 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 1,862 койко-дня.

Разделом VI названной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.

Нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в среднем составляют:

на один пациентно-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств обязательного медицинского страхования - 261,74 руб.;

на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1000,64 руб.;

на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) - 1455,55 руб.;

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчёте на 1 человека в год, составляют в среднем 5760,3 руб., в том числе 3753,08 руб. за счёт средств обязательного медицинского страхования и 2007,22 рубля за счёт средств соответствующих бюджетов.

Таблицами 1.1 и 3 раздела IХ Программы установлены объёмы медицинской помощи, предоставляемой населению Владимирской области в рамках заданий на оказание бесплатной медицинской помощи, на 2011 года и утверждённая стоимость Программы государственных гарантий по оказанию населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации (Владимирской областью) заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года №782, некоторых нормативов объёма медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования и, как следствие, некоторых показателей утверждённой стоимости Территориальной программы на 2011 год, содержащихся в таблице 3 раздела IХ Программы, а также объёмов медицинской помощи, предоставляемой населению Владимирской области в рамках заданий на оказание бесплатной медицинской помощи на 2011 год (таблица 1.1 раздела IХ Программы).

Так согласно расчётов, представленных в суд администрацией Владимирской области (л.д.183-186), и пояснений представителей указанного заинтересованного лица по этим расчётам, нормативы объёма медицинской помощи (раздел V Территориальной программы) рассчитываются по формуле: норматив объёма = объёму медицинской помощи (показатели содержатся в таблице 1.1 раздела IХ Программы) / прогнозную численность населения, а нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи (раздел VI Территориальной программы) рассчитываются на основании показателей, содержащихся в таблицах 1.1 и 3 раздела IХ Территориальной программы по формуле: нормативы финансовых затрат на единицу помощи = Объёмы финансовых средств на оказание данного вида помощи / Объёмы медицинской помощи по данному виду.

При таких обстоятельствах:

8,85 посещения (абзац 3 раздела V Территориальной программы) = 12 577 572 посещений (табл.1.1. графа 7, строка ВСЕГО) / 1 412 123 чел.;

0,565 пациенто-дня (абзац 4 раздела V Территориальной программы) = 802 501 пациенто-день (табл.1.1, графа 8, строка ВСЕГО) / 1 421 123 чел;

2,469 койко-дня (абзац 5 раздела V Территориальной программы) = 3 508 383 койко-дня (табл. 1.1., графа 2, строка ВСЕГО) / 1 421 123 чел.;

1,862 койко-дня (абзац 5 раздела V Территориальной программы) = 2 645 732 койко-дня (табл.1.1, графа 4, строка ВСЕГО) / 1 421 123 чел.;

261,74 руб. (абзац 3 раздела VI Территориальной программы)= (41,7 млн.руб. (табл.3,графа 10 строка 12) + 150,3 млн.руб. (табл. 3, графа 10, строка 16) - 4,5 млн.руб. (расходы на оплату мед. помощи населению Владимирской области, оказанной за пределами территории страхования)) / 716 301 пациенто - день (табл.1.1, графа 10, строка ВСЕГО);

1000,64 руб.(абзац 4 раздела VI Территориальной программы) = (498,5 млн.руб. (табл.3, графа 10, строка 11) + 2208, 9 млн. руб. (табл.3, графа 10, строка 15) - 3 млн.руб. (расходы на осуществление частичного фондодержания) - 57 млн.руб. (расходы на оплату медицинской помощи населению Владимирской области, оказанной за пределами территории страхования)) / 2 645 732 койко-дня (табл.1.1, графа 4, строка ВСЕГО);

1455,59 руб. (абзац 5 раздела VI Территориальной программы) = (661,9 млн.руб. (табл.3, графа10, строка 2) - 3,1 млн.руб.) / 452 600 вызовов (табл.1.1, графа 11, строка ВСЕГО).

Кроме того, исходя из анализа названных выше программ и имеющегося в материалах дела расчёта от 20 апреля 2011 года, представленного по запросу Владимирской областной прокуратуры департаментом здравоохранения администрации Владимирской области (л.д.31,32), нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в среднем по Территориальной программе ниже аналогичных нормативов Федеральной программы.

Так в столбцах (графах) 2,5,8 в строке ВСЕГО таблицы 1.1 раздела IХ Территориальной программы общее количество койко-дней составило 3 508 383, количество посещений - 13 962 292, количество пациенто-дней - 802 501. В столбце (графе) 10 таблицы 3 раздела IХ Территориальной программы стоимость амбулаторной помощи определена в сумме 2 712 200 000 руб. (строка 4+строка10+строка14), стоимость стационарной медицинской помощи - 3 521 900 000 руб. (строка 5+строка11+строка15), стоимость медицинской помощи в дневных стационарах - 220 600 000 руб. (строка 6+строка 12+строка 16).

С учётом приведённых показателей, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по Территориальной программе в среднем составляют:

на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 194, 25 руб. (2 712 200 000/13962 292);

на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 274,89 руб. (220 600 000/802 501);

на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1003,85 руб. (3 521 900 000/3 508 383).

В Федеральной программе аналогичные нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи выше и составляют соответственно: 218,1 руб.,478 руб.,138,6 руб.

Документ с указанными расчётами представлен департаментом здравоохранения администрации Владимирской области по официальному запросу Владимирской областной прокуратуры (л.д.142,143), подписан уполномоченным должностным лицом, иного расчёта нормативных финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в среднем по Территориальной программе для выведения показателей, сопоставимых с показателями, установленными в Федеральной программе, не существует, поэтому у суда нет оснований не принимать его во внимание при постановке названного решения.

Поскольку указанные выше нормативы объёма медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи ниже аналогичных нормативов, содержащихся в Федеральной программе, нельзя признать соответствующими требованиям федерального законодательства и показатели, содержащиеся в таблицах 1.1, 3 раздела IХ Территориальной программы на основании которых рассчитаны эти нормативы.

Так как в таблице 1.1 раздела IХ Территориальной программы также как и в разделе V названной Программы установлены объёмы предоставляемой медицинской помощи, то в таблице 1.1 заниженными, составляющими общего количества являются: количество посещений в рамках ОМС - 12 577 572 (столбец (графа) 7, строка ВСЕГО); количество пациенто-дней в рамках бюджета - 86 200 (столбец (графа) 9, строка ВСЕГО); количество койко-дней в рамках бюджета - 862 651 (столбец (графа) 3, строка ВСЕГО); количество койко-дней в рамках ОМС -2 645 732 (столбец (графа) 4, строка ВСЕГО).

Поскольку из содержащихся в таблице 3 Территориальной программы показателей: 378, 7 млн. руб., 814, 5 млн. руб., 28,6 млн. руб., - средств бюджета (строки 4,5,6 столбца (графы) 8) и 41,7 млн. руб., 150,3 млн. руб., 498,5 млн. руб., 2208,9 млн. руб. - средств ОМС (строки 11,12,15,16 столбца (графы) 9 фактически состоят итоговые показатели, используемые при расчёте оспариваемых прокурором нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, их также следует признать противоречащими федеральному законодательству.

С учётом изложенного, областной суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором взаимосвязанные между собой положения разделов V, VI, таблиц 1.1 и 3 раздела IХ Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23 не соответствуют положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года №782, статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объёмов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объёма медицинской помощи.

Доводы представителей администрации Владимирской области о возможности корректирования нормативов объёма медицинской помощи с учётом особенностей возрастно - полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, в том числе в сторону уменьшения, со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 20-2/10/2-12028 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», по мнению суда, не может явиться основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку названное письмо не носит нормативного характера и Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Постановлению Правительства РФ от 4 октября 2010 года №782, как нормативным актом более высокой юридической силы противоречить не может.

Само по себе отсутствие денежных средств, либо их недостаточность не являются основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года №782.

Учитывая, что в силу требований Основ законодательства об охране здоровья граждан и Федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы должны соответствовать положениям Федеральной программы, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе рассматривать лишь дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи гражданам, суд не принимает во внимание довод представителей заинтересованного лица на отсутствие с 1 января 2011 года в федеральном законодательстве правовой нормы, устанавливающей требование о соответствии оспариваемых прокурором нормативов территориальной Программы нормативам федеральной Программы. Кроме того, на период принятия Федеральной программы на 2011 год и разработки в 2010 году Областной программы на 2011 год, статья 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» действовала.

При таких обстоятельствах само по себе наличие одноканального финансирования медицинских учреждений во Владимирской области не даёт права администрации Владимирской области занижать оспариваемые показатели Территориальной программы по сравнению с аналогичными показателями Федеральной программы и не свидетельствует о некорректности их сравнения, на чём настаивали представители заинтересованного лица.

Иные доводы администрации Владимирской области, изложенные в письменном отзыве и приведённые её представителями в судебном заседании, свидетельствуют о неправильном толковании указанным заинтересованным лицом и его представителями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поэтому также не являются основаниями для отказа прокурору в заявленных требованиях.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Исходя из того, что Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённая постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23, в том числе и в оспариваемой части применялась, на её основании реализовались права граждан и организаций, суд считает возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194,198,253 ГПК РФ, Владимирский областной суд

Р Е Ш И Л:

заявление исполняющего обязанности прокурора Владимирской области о признании частично не соответствующими федеральному законодательству и недействующими разделов V, VI, таблиц 1.1 и 3 раздела IХ Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23, удовлетворить.

Программу государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённую постановлением Губернатора Владимирской области от 24 января 2011 года №23 в части:

- установления в абзаце 3 раздела V нормативов объёма медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 8,85 посещения;

- установления в абзаце 4 раздела V нормативов объёма медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,565 пациенто-дня;

- установления в абзаце 5 раздела V нормативов объёма медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих подразделениях, - 2,469 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 1,862 койко-дня;

- установления в строке 4 столбцов (граф) 8, 10 таблицы 3 раздела IХ общей потребности в финансировании амбулаторной помощи - 378,7 млн.руб., в том числе за счёт средств бюджета - 378,7 млн.руб., и в столбцах (графах) 5,7, в строке ВСЕГО таблицы 1.1 раздела IХ общего количества посещений - 13 962 292, в том числе по ОМС - 12 577 572;

- установления в абзаце 3 раздела VI нормативов финансовых затрат на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств обязательного медицинского страхования - 261,74 руб.;

- установления в строке 6 столбцов (граф) 8,10, строках 12,16 столбцов (граф) 9,10 таблицы 3 раздела IХ общей потребности в финансировании медицинской помощи в дневных стационарах всех типов соответственно: 28,6 млн. руб., в том числе за счёт средств бюджета - 28,6 млн. руб.; 41,7 млн. руб., в том числе за счёт средств ОМС - 41,7 млн.руб.; 150,3 млн. руб., в том числе за счёт средств ОМС - 150,3 млн. руб.; в столбцах (графах) 8,9, в строке ВСЕГО таблицы 1.1 раздела IХ общего количества пациенто-дней - 802 501, в том числе по бюджету - 86 200 пациенто-дней;

- установления в абзаце 4 раздела VI нормативов финансовых затрат на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1000,64 руб.;

- установления в строке 5 столбцов (граф) 8,10 и в строках 11,15 столбцов (граф) 9,10 таблицы 3 раздела IХ общей потребности в финансировании стационарной медицинской помощи соответственно: 814, 5 млн. руб., в том числе за счёт средств бюджета -814,5 млн.руб.; 498,5 млн.руб., в том числе за счёт средств ОМС - 498,5 млн.руб.; 2 208,9 млн.руб., в том числе за счёт средств ОМС - 2208,9 млн.руб.; в столбцах (графах) 2,3,4, в строке ВСЕГО таблицы 1.1 раздела IХ общего количества койко-дней - 3 508 383, в том числе по бюджету - 862 651, по ОМС - 2 645 732;

- установления в абзаце 5 раздела VI нормативов финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) - 1455,55 руб.;

- установления в абзаце 9 раздела VI подушевых нормативов финансового обеспечения Программы в расчёте на 1 человека в год в среднем 5760,3 руб., в том числе 3753,08 руб. за счёт средств обязательного медицинского страхования и 2007,22 руб. за счёт средств соответствующих бюджетов,

признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда подпись Д.А.Завьялов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Принявший орган: Владимирский областной суд
Дата принятия: 18 мая 2011

Поиск в тексте