АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2011 года Дело N 3-31/2011

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Лавровой С.Е.

при секретаре Маловой В.Г.

с участием прокурора Петровой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-31/2011

по заявлению Лукунина В.Л. об оспаривании пункта 4 статьи 33 Закона Астраханской области № 75/2006-ОЗ от 10 октября 2006 года «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области»,

у с т а н о в и л :

Астраханской Государственной Думой принят закон Астраханской области 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», опубликованный в издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 47, 19 октября 2006 года.

Лукунин В.Л. обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 статьи 33 Закона Астраханской области 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области».

В обоснование заявленных требований указал, что комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Астраханской области на основании обжалуемой нормы закона ему отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку в настоящее время комиссией рассматриваются учетные дела ветеранов, имеющих фамилии на буквы «А» и «Б».

Полагал пункт 4 статьи 33 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» противоречащим пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», пункту 6 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 614 от 15 октября 2005 г., Жилищному кодексу Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя Лукунина З.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители Думы Астраханской области Карпова Н.Ю., Губернатора Астраханской области Сазонова С.А., Управления министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области Сусина В.П., возражали против удовлетворения заявления, указав на отсутствие противоречий оспариваемой нормы закона Астраханской области нормам Федерального законодательства и нарушения прав граждан.

Выслушав представителя заявителя, представителей Думы Астраханской области, Губернатора Астраханской области, Управления министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области, заключение прокурора Петровой О.Н., полагавшей заявление необоснованным, исследовав материалы дела, областной суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство.

В Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Уставом Астраханской области определено, что в совместном ведении Российской Федерации и Астраханской области находится, в том числе, жилищное законодательство (подпункт 10 пункта 1 статьи 10), социальная защита, включая социальное обеспечение; (подпункт 7 пункта 1 статьи 10), законодательная власть в Астраханской области осуществляется Государственной Думой Астраханской области (часть 1 статьи 15).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Частью 6 статьи 5 вышеназванного Кодекса определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании указанного Кодекса, принятых в соответствии с данным Кодексом других федеральных законов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В статьях 14-19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ для указанных в данных статьях категорий граждан в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Согласно пунктам 1 и 2 и статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Таким образом, указанным федеральным законом субъектам Российской Федерации передаются полномочия по обеспечению жильем ветеранов, в том числе и ветеранов боевых действий (статья 16).

Реализуя предоставленные субъекту Российской Федерации в области жилищных отношений полномочия, 10 октября 2006 года Астраханской областной Думой принят Закон Астраханской области № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», в пределах полномочий Думы Астраханской области, являющейся постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Астраханской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и порядку его принятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного Закона Астраханской области гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

Статья 33 закона устанавливает порядок формирования списка граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно пункту 4 которой сводный список формируется исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в один день, включаются в сводный список в алфавитном порядке.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что данный порядок не противоречит требованиям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющей большую юридическую силу, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Оспариваемая норма определена с учетом вышеприведенных норм права, и уровень прав граждан, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, не снижен, а установлена последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки, и применение алфавитного порядка установлено лишь для случаев принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в один день.

Не имеется противоречий оспариваемой нормы закона Астраханской области и пункту 6 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614, поскольку указанный пункт определяет лишь порядок составления и представления соответствующих сведений.

С учетом изложенного, несоответствия оспариваемого положения нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено, не вызывает оспариваемая норма и неоднозначного толкования, отвечая общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности.

Доводы заявителя о том, что вследствие применения пункта 4 статьи 33 оспариваемого закона возникает правовая неопределенность в регулировании вопросов, предоставления мер социальной поддержки некоторых категорий граждан, из числа указанных в законе «О ветеранах» не основана на приведенных нормах федерального законодательства. С заявлением об оспаривании действий исполнительного органа, осуществляющего реализацию данного закона, заявитель не обращался.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права каких-либо правовых оснований для признания недействующей пункта 4 статьи 33 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

Заявление Лукунина В.Л. об оспаривании пункта 4 статьи 33 Закона Астраханской области № 75/2006-ОЗ от 10 октября 2006 года «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка