• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
 

РЕШЕНИЕ
 

от 24 сентября 2012 года Дело N 03-21/2012
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2012 года Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Есаковой С.В.,

при секретаре - Погодиной О.В.,

с участием прокурора - Грачевой В.М.,

с участием заявителя Ефимовой О.А. и ее представителя Довгополова А.А., представителей Избирательной комиссии Новгородской области Степановой Г.В. и Шаваева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ефимовой О.А. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Новгородской области № <...> от <...> «Об отказе Ефимовой О.А. в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области» и обязании Избирательной комиссии Новгородской области зарегистрировать Ефимову О.А. кандидатом на должность Губернатора Новгородской области,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Новгородской областной Думы № 288-5 ОД от 5 июля 2012 года «О назначении выборов Губернатора Новгородской области» выборы Губернатора Новгородской области назначены на 14 октября 2012 года.

Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области № <...> от <...> Ефимовой О.А. отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области.

Ефимова О.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного выше постановления Избирательной комиссии Новгородской области (далее по тексту - избирательная комиссия), ссылаясь на то, что решение об отказе в регистрации ее кандидатом на должность Губернатора Новгородской области принято избирательной комиссией с нарушением требований закона. Указывает, что решением Новгородского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 14 июля 2012 года она была выдвинута кандидатом на должность Губернатора Новгородской области. <...> в Избирательную комиссию Новгородской области в поддержку выдвижения кандидатом на должность Губернатора области Ефимовой О.А. представлено <...> подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, в том числе <...> подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, собранных на территории <...> муниципальных районов области. В оспариваемом постановлении № <...> от <...> избирательной комиссией основанием к отказу в регистрации Ефимовой О.А. кандидатом на должность Губернатора Новгородской области указано несоответствие представленных кандидатом подписей количеству, установленному статьей 30 Областного закона «О выборах Губернатора Новгородской области», предусматривающей для кандидатов на указанную должность обязанность представления для регистрации подписей 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области, и подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, находящихся на территории области, в поддержку выдвижения кандидата. Ефимова О.А. считает необоснованным применение избирательной комиссией при решении вопроса о ее регистрации положений Областного закона «О выборах Губернатора Новгородской области», которыми, по мнению заявителя, установлен механизм организации и проведения выборов, в частности, предусматривающий сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований на территории области, не гарантирующий соблюдение демократических прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, то есть не являющийся конституционно обоснованным, противоречащим статьям 3, 12, 15, 32 Конституции Российской Федерации. Поскольку, как указывает Ефимова О.А., Областной закон «О выборах Губернатора Новгородской области» в силу названных ею обстоятельств применению не подлежал, оснований для отказа в регистрации заявителя кандидатом на должность Губернатора Новгородской области у избирательной комиссии не имелось. В связи с этим Ефимова О.А. просила постановление Избирательной комиссии Новгородской области от <...> № <...> отменить.

В судебном заседании Ефимова О.А. и ее представитель Довгополов А.А. заявление поддержали по изложенным выше мотивам. Уточнив заявленные требования, Ефимова О.А. просила признать постановление Избирательной комиссии Новгородской области № <...> от <...> об отказе в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области незаконным и обязать Избирательную комиссию Новгородской области зарегистрировать ее кандидатом на должность Губернатора Новгородской области.

Представители Избирательной комиссии Новгородской области Степанова Г.В. и Шаваев Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали, пояснив, что нарушений требований федерального и областного законодательства при проверке листов поддержки кандидата Ефимовой О.А. не допущено, решение об отказе в регистрации кандидата принято избирательной комиссией в соответствии с законом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление Ефимовой О.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Правовую основу выборов Губернатора Новгородской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ, далее по тексту - Федеральный закон № 67-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ, далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ), иные федеральные законы, Устав Новгородской области, Областной закон «О выборах Губернатора Новгородской области» от 30 мая 2012 года № 75-ОЗ (далее по тексту - Областной закон № 75-ОЗ), иные областные законы.

Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Частями 1, 2, 4 статьи 30 Областного закона № 75-ОЗ предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Новгородской области должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области. Число таких подписей должно составлять 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области. В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городского округа Новгородской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городского округа на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городского округа Новгородской области. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городского округа и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городского округа не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городского округа, находящихся на территории области.

В соответствии с подпунктом «д.1)» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Аналогичное положение содержится в пункте 6 части 3 статьи 33 Областного закона «О выборах Губернатора Новгородской области».

Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области № 48\3-5 от 6 июля 2012 года определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Новгородской области должны быть собраны 173 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований области. В числе указанных подписей должны быть 36 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городского округа Новгородской области. При этом кандидат на должность Губернатора Новгородской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городского округа и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городского округа не менее чем в 17-ти муниципальных районах и городском округе области.

Судом из материалов дела установлено, что <...> Ефимова О.А. представила в Избирательную комиссию Новгородской области заявление о согласии избирательному объединению «Новгородское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Новгородской области и другие необходимые документы, <...> Ефимовой О.А. в избирательную комиссию представлены листы поддержки кандидата с <...> подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, в том числе <...> подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, собранных на территории <...> муниципальных районов области.

Таким образом, Ефимовой О.А. в избирательную комиссию представлены подписи в поддержку кандидата в количестве меньшем, чем предусмотрено Областным законом № 75-ОЗ (части 1, 2, 4 статьи 30). Данное обстоятельство заявителем в судебном заседании не оспаривалось.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что у Избирательной комиссии Новгородской области имелись предусмотренные подпунктом «д.1)» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (пункт 6 части 3 статьи 33 Областного закона «О выборах Губернатора Новгородской области») основания для отказа Ефимовой О.А. в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области. При этом нарушения процедуры проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, Избирательной комиссия области не допущено.

Доводы Ефимовой О.А. о неправомерности применения избирательной комиссией при решении вопроса о ее регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области положений Областного закона «О выборах Губернатора Новгородской области» не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные.

Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав граждан Российской Федерации, в силу пункта «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем законы субъектов Российской Федерации, исходя из положений части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» формирование законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Устава Новгородской области порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Новгородской области устанавливается областным законом в соответствии с федеральным законом.

Сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предусмотрен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Областным законом № 75-ОЗ в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, установленной федеральным законом, определено число указанных подписей.

Таким образом, Избирательная комиссия Новгородской области при решении вопроса о регистрации Ефимовой О.А. правомерно руководствовалась положениями Федерального закона № 67-ФЗ и Областного закона № 75-ОЗ. Постановление избирательной комиссии № <...> от <...> об отказе заявителю в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области соответствует закону, принято в пределах предоставленных избирательной комиссии полномочий.

По существу доводы заявления Ефимовой О.А. сводятся к оспариванию отдельных положений Областного закона «О выборах Губернатора Новгородской области». Между тем, проверка соответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации требованиям федерального законодательства не может быть предметом судебного разбирательства в рамках рассмотрения настоящего дела об оспаривании постановления Избирательной комиссии Новгородской области.

Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявления Ефимовой О.А. суд не установил.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Ефимовой О.А. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Новгородской области № <...> от <...> «Об отказе Ефимовой Ольге Анатольевне в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новгородской области» и обязании Избирательной комиссии Новгородской области зарегистрировать Ефимову О.А. кандидатом на должность Губернатора Новгородской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 5-ти дней со дня вынесения решения в окончательной форме, начиная с 26 сентября 2012 года.

Председательствующий: С.В.Есакова




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 03-21/2012
Принявший орган: Новгородский областной суд
Дата принятия: 24 сентября 2012

Поиск в тексте