ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2011 года Дело N 3-77/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

при секретаре Яковенко Ю.И., Хохловой О.В.,

с участием прокурора Мироновой М.С.,

заявителя Ульянова В.В. и его представителей Володенко Е.А., Скворцова М.В., Власенко Б.А., председателя Вышневолоцкой городской Думы Фокина Б.А., представителя администрации города Вышний Волочек Тверской области и Мэра города Вышний Волочек Нагаевой О.А., представителей избирательной комиссии Тверской области Григорьевой И.В. и Задумовой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Ульянова В.В. об установлении порядка назначения и проведения выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, возложении на Вышневолоцкую городскую Думу обязанности назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек обязанности по проведению выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанности обеспечить проведение выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области,

установил:

Ульянов В.В. обратился в Тверской областной суд с заявлением об установлении порядка назначения и проведения выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, возложении на Вышневолоцкую городскую Думу обязанности назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на избирательную комиссию Тверской области обязанности сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанности обеспечить проведение выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области.

В обоснование требований указал, что 31 мая 2009 года Мэром города Вышний Волочек Тверской области сроком на два года избран Меньшиков О.А., вступивший в должность 03 июля 2009 года. Срок полномочий Меньшикова О.А. истекает в 2011 году.

Статьей 99 Избирательного кодекса Тверской области предусмотрено, что срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законодательством и не может быть менее двух и более пяти лет.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов.

В Уставе муниципального образования «Город Вышний Волочек» не содержится норм об определении дня окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, отличных от норм Федерального закона № 67-ФЗ и Избирательного кодекса Тверской области. Выборы Мэра города Вышний Волочек не подпадают под случаи, предусмотренные пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ, поэтому днем окончания срока, на который избран Мэр города Вышний Волочек, является второе воскресенье марта 2011 года - 13 марта. Соответственно, голосование на выборах Мэра города должно было быть назначено на 13 марта 2011 года.

В нарушение установленных статьей 10 Федерального закона № 67-ФЗ сроков Вышневолоцкой городской Думой выборы Мэра города не были назначены. Избирательная комиссия города Вышний Волочек не сформирована, поэтому также не могла принять решение о назначении выборов Мэра города Вышний Волочек. Решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию Вышнего Волочка не было принято.

Согласно пункту 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ и пункту 7 статьи 11 Избирательного кодекса Тверской области при таких обстоятельствах суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать временную комиссию.

Бездействие органов местного самоуправления в вопросе назначения даты выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области нарушает его избирательное право на избрание Мэра города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на два года в порядке, установленном федеральными законами, законами Тверской области.

Полагает, что имеются предусмотренные Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» основания для назначения выборов Мэра города Вышний Волочек в судебном порядке.

В связи с чем просит признать незаконным бездействие Вышневолоцкой городской Думы, выразившееся в неназначении выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области в сроки, установленные действующим законодательством, возложить на Вышневолоцкую городскую Думу обязанность в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек, определить порядок проведения выборов Мэра города Вышний Волочек, возложить на избирательную комиссию Тверской области обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов Мэра города Вышний Волочек, возложить на администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанность по обеспечению проведения выборов.

В ходе рассмотрения дела Ульянов В.В. уточнил заявленные требования, просил вместо требования о возложении на избирательную комиссию Тверской области обязанности по формированию временной избирательной комиссии рассматривать его требование о возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек обязанности по проведению выборов Мэра города Вышний Волочек.

В судебном заседании заявитель Ульянов В.В. и его представители требования поддержали с учетом заявления об уточнении требований, ссылаясь на нарушение избирательных прав Ульянова В.В. как жителя города Вышний Волочек.

Председатель Вышневолоцкой городской Думы Фокин Б.А. с заявлением не согласился, указывая на пропуск Ульяновым В.В. срока на обращение в суд. Пояснил, что Вышневолоцкая городская Дума не нарушала требований избирательного законодательства. В Вышневолоцкой городской Думе вопрос о проведении выборов 13 марта 2011 года по избранию Мэра города Вышний Волочек не обсуждался. Более того, как депутаты Вышневолоцкой городской Думы, так и он считают, что срок полномочий Мэра города, который избран 31 мая 2009 года, не может быть менее двух лет. По этим основаниям выборы Мэра города Вышний Волочек должны быть назначены не на март месяц, а на октябрь месяц 2011 года. Вышневолоцкая городская Дума готовилась к назначению выборов Мэра города на второе воскресенье октября месяца 2011 года, однако на настоящее время не решен вопрос по назначению выборов на октябрь месяц 2011 года. Им были проведены консультации по телефону с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с избирательной комиссией Тверской области, было рекомендовано в устной форме, что выборы по избранию депутатов и по избранию Мэра города должны быть совмещены. Исходя из данной ситуации, Вышневолоцкой Думой решался вопрос по возложению полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек с целью проведения муниципальных выборов, а с 05 сентября 2011 года по 19 сентября 2011 года Дума должна была назначить дату проведения выборов, поскольку в связи с проведением в этом году выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выборы Мэра должны быть назначены на 04 декабря 2011 года.

Представитель администрации города Вышний Волочек Тверской области и Мэра города Вышний Волочек Нагаева О.А. просила отказать в удовлетворении требований Ульянова В.В., пояснив, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования города Вышний Волочек назначение выборов Мэра города Вышний Волочек и депутатов Вышневолоцкой городской Думы Тверской области входит в компетенцию Вышневолоцкой городской Думы Тверской области. Правом нормотворческой инициативы обладает каждый депутат Вышневолоцкой городской Думы Тверской области и Мэр города Вышний Волочек. Также они имеют право вносить проекты на рассмотрение Вышневолоцкой городской Думы Тверской области, в том числе и проект решения о назначении выборов Мэра города Вышний Волочек в установленные избирательным законодательством сроки.

Глава 10 Регламента Вышневолоцкой городской Думы Тверской области устанавливает порядок полномочий по внесению нормотворческой инициативы. Регламент Вышневолоцкой городской Думы утвержден решением городской Думы Тверской области от 26 ноября 2008 года.

Мэр города Вышний Волочек не реализовывал свое право, проект нормотворческий инициативы не выносил на рассмотрение Вышневолоцкой городской Думы Тверской области. В соответствии с решением Вышневолоцкой городской Думы Тверской области от 19 августа 2011 года №50 Вышневолоцкая городская Дума Тверской области обратилась в избирательную комиссию Тверской области с предложением о возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек с целью проведения муниципальных выборов.

После назначения даты проведения выборов администрация города Вышний Волочек обеспечивает проведение выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области в обязательном порядке.

На основании действующего законодательства РФ Ульянов В.В., являясь депутатом городской Думы, имел возможность подать депутатский запрос или инициировать возможность рассмотрения на заседании Думы правотворческой инициативы. Данным правом Ульянов В.В. не воспользовался.

В настоящее время начата процедура внесения изменений в Устав города Вышний Волочек в части увеличения срока полномочий Мэра города и изменения порядка его избрания.

Представители избирательной комиссии Тверской области Григорьева И.В. и Задумова С.Ю. в судебном заседании пояснили, что оценка незаконности бездействия Вышневолоцкой городской Думы не в компетенции избирательной комиссии области. В части установления порядка назначения выборов Мэра города Вышний Волочек избирательная комиссия Тверской области считает заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Устава города Вышний Волочек Мэр города избирается жителями города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года. Выборы Мэра были проведены 31 мая 2009 года на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 декабря 2008 года. Согласно пункту 1 статьи 9 Избирательного кодекса Российской Федерации срок, на который избираются выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается законами Тверской области, уставами муниципальных образований и не может составлять менее двух и более пяти лет. Поэтому выборы Мэра города Вышний Волочек должны быть назначены на дату не ранее 31 мая 2011 года. Выборы Мэра города Вышний Волочек назначаются Вышневолоцкой городской Думой. На настоящий момент Вышневолоцкой городской Думой выборы Мэра города не назначены. Муниципальная избирательная комиссия, которая могла бы в установленный законом срок назначить дату выборов Мэра, Вышневолоцкой городской Думой также не сформирована. В избирательную комиссию Тверской области с ходатайством о возложении полномочий по проведению выборов Мэра города на территориальную комиссию города Вышний Волочек Вышневолоцкая городская Дума обратилась 22 августа 2011 года. 23 августа 2011 года постановлением избирательной комиссии Тверской области на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по выборам Мэра города Вышний Волочек. На основании Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случае, если выборы должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки, и в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан порядок назначения выборов определяется решением суда.

Полагают, что неназначение выборов Мэра города Вышний Волочек нарушает конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования «Город Вышний Волочек». Считают, что выборы Мэра города должна проводить территориальная избирательная комиссия города Вышний Волочек, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по выборам Мэра города.

Председатель территориальной избирательной комиссии города Вышний Волочек Уварова Н.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, в котором указала, что выборы Мэра города Вышний Волочек проводились временной избирательной комиссией на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 декабря 2008 года. Срок полномочий Мэра в соответствии с Уставом города Вышний Волочек составляет два года. Дата выборов Мэра города в соответствии со статьей 100 Избирательного кодекса Тверской области назначается представительным органом муниципального образования не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Согласно пункту 6 статьи 11 Избирательного кодекса Тверской области в случае неназначения выборов уполномоченным на то органом в сроки, предусмотренные Избирательным кодексом Тверской области, выборы назначаются решением избирательной комиссии не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Полномочия по проведению выборов Мэра города Вышний Волочек на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек возложены только 23 августа 2011 года постановлением избирательной комиссии Тверской области. В связи с чем территориальная избирательная комиссия города Вышний Волочек не имела и не имеет законных оснований для назначения даты выборов Мэра города Вышний Волочек.

Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Ульянова В.В. подлежит удовлетворению.

Ульянов В.В. является жителем города Вышний Волочек Тверской области, обладает как активным, так и пассивным избирательным правом.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

В силу положений статьи 9 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Согласно статье 23 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Пунктом 1 части 2 статьи 36 данного закона предусмотрено, что Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Законом Тверской области № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» установлены границы муниципальных образований Тверской области и наделены статусом городских округов, в том числе город Вышний Волочек.

Согласно статье 2 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек» (с изменениями от 22октября 1996г., 30 апреля, 23 сентября 1997г., 26 мая, 24 октября 1998г., 18 мая 1999г.,22 февраля, 4 сентября, 28 ноября 2000г., 29 мая 2001г., 19 августа 2005г., 31 августа 2007г., 18 апреля 2008г.) муниципальное образование «Город Вышний Волочек» является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тверской области.

Статьей 29 Устава определены структура и наименование органов местного самоуправления. В структуру органов местного самоуправления города Вышний Волочек входят: Вышневолоцкая городская Дума; Мэр города Вышний Волочек; Администрация города Вышний Волочек.

Согласно статье 35 Устава города Вышний Волочек Мэр города Вышний Волочек является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления в городе Вышнем Волочке в пределах своих полномочий. Мэр города Вышний Волочек избирается жителями города Вышний Волочек на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на два года в порядке, установленном федеральными законами, законами Тверской области.

31 мая 2009 года состоялись выборы Мэра города Вышний Волочек на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 декабря 2008 года. Мэром города Вышний Волочек избран Меньшиков О.А., что подтверждается постановлением временной избирательной комиссии по выборам Мэра города Вышний Волочек № 04-81 от 01 июня 2009 года.

Срок полномочий Мэра города Вышний Волочек, избранного на выборах 31 мая 2009 года, составляет два года и истекает в 2011 году.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004г., 29 июня, 21 июля 2005г., 12, 25 июля, 5, 30 декабря 2006г., 30 января, 2 марта, 20, 26 апреля, 24 июля 2007г., 22, 23 июля, 25 ноября, 25, 30 декабря 2008г., 9 февраля, 5 апреля, 12 мая, 3 июня, 19 июля, 9 ноября, 27 декабря 2009г., 22 апреля, 31 мая, 4 июня, 1, 27 июля, 4 октября, 28 декабря 2010г., 8, 20 марта, 14 июня, 11, 23, 25 июля 2011г.) днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона.


Срок полномочий органов местного самоуправления регламентирован статьей 8 указанного закона, которая в пункте 1 устанавливает, что срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).

Пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.

С учетом положений приведенных норм закона суд приходит к выводу, что днем окончания срока, на который был избран 31 мая 2009 года Мэр города Вышний Волочек, является второе воскресенье марта 2011 года - 13 марта 2011 года. Иное толкование противоречит статье 8 Федерального закона № 67-ФЗ. Выборы Мэра города Вышний Волочек под случаи, предусмотренные пунктами 4-6 статьи 10, пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ, не подпадают. Избирательным кодексом Тверской области, Уставом муниципального образования «Город Вышний Волочек» не установлен конкретный день голосования на выборах органов местного самоуправления.

Поэтому суд не соглашается с доводами председателя Вышневолоцкой городской Думы об истечении срока, на который был избран Мэр города, во второе воскресенье октября 2011 года и о возможности в связи с этим назначения выборов Мэра города Вышний Волочек Думой самостоятельно без судебного решения на второе воскресенье октября 2011 года, а ввиду проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации - на 4 декабря 2011 года. Сроки, установленные законодательством о выборах, не могут быть изменены по усмотрению участников избирательного процесса.

В письме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 августа 2011 года депутатам Вышневолоцкой городской Думы разъяснено, что выборы Мэра города Вышний Волочек должны были состояться во второе воскресенье марта 2011 года.

Тот факт, что срок полномочий и срок, на который избран Мэр города Вышний Волочек, в данном случае не совпадают, не может являться обстоятельством, изменяющим установленные федеральным законом дни голосования на выборах в органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Аналогичные положения содержаться в статьях 11 и 100 Избирательного кодекса Тверской области.