КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2012 года

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Войты И.В.

при секретаре Рябченко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием Уполномоченного представителя избирательного объединения Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Ковалевой И.А. и зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 Подоляк Н.М., председателя Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 Силаевой С.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Краснопеевой О.В.,

гражданское дело по заявлению Уполномоченного представителя избирательного объединения Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Ковалевой И.А. и зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 Подоляк Н.М. об отмене решений Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 от 05 декабря 2011 года № 11/28-Л, от 05 декабря 2011 года № 11/28-СМ, от 05 декабря 2011 года № 11/28-С, от 05 декабря 2011 года № 11/29 «Об утверждении итогов выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созывая по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1», а также о признании недействительным Протокола № 1 Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1,

У С Т А Н О В И Л:

Уполномоченный представитель избирательного объединения Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Ковалева И.А. и зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 Подоляк Н.М. обратились в Красноярский краевой суд с заявлением об отмене решений Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 (далее по тексту - Окружная избирательная комиссия) от 05 декабря 2011 года № 11/28-Л, от 05 декабря 2011 года № 11/28-СМ, от 05 декабря 2011 года № 11/28-С, от 05 декабря 2011 года № 11/29 «Об утверждении итогов выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созывая по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1», а также о признании недействительным Протокола № 1 Окружной избирательной комиссии.

Требования мотивированы тем, что 04 декабря 2011 года, в день проведения голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, Окружной избирательной комиссией были допущены нарушения порядка и сроков рассмотрения жалоб.

Так, решением Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года 11/28-П наблюдателю от кандидата в депутаты Подоляк Н.М. Пальчикову М.А. незаконно отказано в удовлетворении его жалобы на действия участковой избирательной комиссии № 266, отказавшей ему в осуществлении наблюдения за ходом голосования на этом избирательном участке. Причиной отказа явилось отсутствие в его паспорте отметки о регистрации места жительства. Однако у наблюдателя Пальчикова М.А. имелось направление, в котором содержались необходимые сведения о нём. Его обращение в Окружную избирательную комиссию на действия участковой избирательной комиссии не было рассмотрено.

Решением Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года № 11/28-Л доверенному лицу кандидата Подоляк Н.М. Лопатиной А.В. отказано в удовлетворении жалобы на действия председателя участковой избирательной комиссии № 274, которая отказала принять жалобу от наблюдателя Подлобникова А.А. на нарушения при голосовании на указанном избирательном участке. Окружная избирательная комиссия рассмотрела жалобу Лопатиной А.В. без приглашения её на заседание комиссии и с нарушением сроков рассмотрения, а также необоснованно признала, что жалоба Подлобникова А.А. не поступала в участковую избирательную комиссию.

Решением Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года № 11/28-СМ признана необоснованной жалоба члена Окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Смышляевой А.В. на отказ председателя Участковой избирательной комиссии № 272 принять и зарегистрировать два заявления от доверенного лица кандидата в депутаты Подоляк Н.М. - Лопатиной А.В. о выявленном нарушении на избирательном участке. Данное решение принято с нарушением установленной законом процедуры, без участия Смышляевой А.В. и Подоляк Н.М. в заседании комиссии, а также сроков рассмотрения жалобы.

Решением Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года № 11/28-С признана необоснованной жалоба члена Окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Сосновской Э.Н. о нарушениях на избирательных участках №№ 240, 241, 251, 257, а именно: отсутствие в списках избирателей нумерации страниц, нумерации и указания общего количества книг на титульных листах книг списка избирателей, выдача бюллетеней по дополнительным спискам. В нарушение закона Окружная избирательная комиссия не проверила жалобу Сосновской Э.Н., не пригласила её на заседание комиссии, рассмотрев жалобу с нарушением срока.

При принятии решения от 05 декабря 2011 года № 11/29 «Об утверждении итогов выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созывая по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1», Окружная избирательная комиссия не пригласила на заседание кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, которые выдвинули своих кандидатов для участия в выборах, лишив их возможности присутствовать на заседании комиссии, представить документы о нарушениях избирательного законодательства, допущенных участковыми избирательными комиссиями при голосовании и при подсчете голосов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей.

По утверждению заявителей, вышеназванные нарушения привели к подписанию Протокола № 1 с нарушением порядка, установленного пунктом 3 статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 10 статьи 51 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края». В Протоколе № 1 допущены несоответствия строк 5 и 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования на 30 бюллетеней больше числа бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования и равно, соответственно 1308 и 1278 бюллетеней. Указанные суммарные данные внесены из сводной таблицы территориальной избирательной комиссии. В связи с этим заявители просили признать указанный Протокол № 1 Окружной избирательной комиссии недействительным.

В судебном заседании Ковалева И.А. и Подоляк Н.М. поддержали заявленные требования полностью, по тем же основаниям.

Председатель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 Силаева С.А. с заявлением не согласна, ссылаясь на законность оспариваемых решений и протокола.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 Фокин В.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Краснопеевой О.В., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 1 и 2 статьи 32); статус края определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края (часть 2 статьи 66).

В соответствии с частью 1 статьи 58 Устава Красноярского края от 05 июня 2005 г. № 5-1777 (ред. от 10.06.2010) Законодательное Собрание края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

Законодательное Собрание края состоит из представляющих население края 52 депутатов, из которых 22 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории края, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом - территорий Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, 2 депутата избираются по двухмандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом - территории Таймырского Долгано-Ненецкого района, 2 депутата избираются по двухмандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом - территории Эвенкийского района, 26 депутатов избираются по единому образуемому на всей территории края краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями (часть 1 статьи 59 Устава Красноярского края).

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации (далее по тексту - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Порядок выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края установлен Уставным законом Красноярского края от 12 апреля 2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее по тексту - Уставной закон Красноярского края).

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются одно из перечисленных в части 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, установленных судом обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов приведены в пункте 14 статьи 59 Уставного закона Красноярского края.

Суд, оценив все исследованные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства по настоящему делу отсутствуют, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 и определении результатов выборов не было допущено таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей и влекут за собой отмену результатов выборов.

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 02 сентября 2011 года № 7/52-6 «О формировании окружных избирательных комиссий и о возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований», на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Красноярска возложены полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1.

04 декабря 2011 года состоялись выборы Депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Решением Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года № 11/29 по результатам голосования избранным депутатом Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1 признан Фокин В.А..

Результаты выборов определены Окружной избирательной комиссией путем суммирования данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов № 1 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования в день, следующий за днём голосования, как это и предусмотрено пунктом 1 статьи 51 Уставного закона Красноярского края.

Протокол №1 Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года и принятое на основании этого Протокола решение № 11/29 от того же числа «Об утверждении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1» отвечают всем требованиям, предъявляемым к составлению данных документов пунктами 5, 6, 8 статьи 51 Уставного закона Красноярского края.

Обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 51 Уставного закона Красноярского края в качестве основания для признания Окружной избирательной комиссией выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по вышеназванному одномандатному избирательному округу недействительными, не имелось.

Ссылка заявителей в обоснование довода о недействительности Протокола № 1 на несоответствие суммарных данных в строках 5 и 7, определяющих число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования и число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, которых оказалось на 30 бюллетеней больше числа бюллетеней, выданных избирателям, не может служить основанием для признания недействительными документов Окружной избирательной комиссии от 05 декабря 2011 года.

Протокол № 1 и Сводная таблица, с учётом которой он составлен, подписаны всеми членами Окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, как это и предусмотрено положениями статьи 51 Уставного закона Красноярского края.

Таким образом, установленная законом процедура определения и оформления результатов выборов Окружной избирательной комиссией была соблюдена.

Согласно пункту 17 статьи 51 Уставного закона Красноярского края, если после подписания протокола N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в Избирательную комиссию Красноярского края окружная избирательная комиссия, составившая протокол и (или) сводную таблицу, либо Избирательная комиссия Красноярского края в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных, содержащихся в протоколах N 1 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования), окружная избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 18 протокола и (или) сводную таблицу. Окружная избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Уставного закона, обязана сообщить, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении окружная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 18 настоящего Уставного закона и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола окружной избирательной комиссии. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Красноярского края. Ранее представленные окружной избирательной комиссией в Избирательную комиссию Красноярского края протокол о результатах выборов и (или) сводная таблица прилагаются к повторному протоколу и (или) к повторной сводной таблице. Нарушение предусмотренного настоящим пунктом порядка составления повторного протокола и (или) повторной сводной таблицы является основанием для признания данного протокола недействительным.

Факт несоответствия суммарных данных в строках 5 и 7 Протокола № 1 территориальных и Окружной избирательных комиссий, в данном случае, сам по себе, не свидетельствует о нарушении порядка определения и оформления результатов выборов. Подобное основание для отмены решения Окружной избирательной комиссии и признания недействительным Протокола № 1, части 2 и 3 статьи 77 Федерального закона и пункт 17 статьи 51 Уставного закона Красноярского края не предусматривают.

Как пояснила в судебном заседании председатель Окружной избирательной комиссии Силаева С.А., несоответствие строк 5 и 7 в Протоколе № 1 является технической ошибкой, которая произошло при вводе данных в комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) участковой избирательной комиссией № 240.

Представленные суду реестр регистрации заявлений избирателей о голосовании вне помещения и заявления избирателей о голосовании вне помещения, с отметками о получении избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, подтверждают факт соответствия числа бюллетеней в переносном ящике для голосования числу отметок в заявлениях избирателей. Данное обстоятельство подтверждается также соотношением других строк, а именно: строка 2= 3+4+5+6+17+18, из которых следует, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования 98 334 = 0+45078+1278+51959+19+0 (л.д. 65).

Таким образом, в результате выполнения определенных законом контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, КОИБ-2010 не определил несоответствия строк 5 и 7 и, соответственно, Окружная избирательная комиссия не выявила в них неточность. Кроме того, данное обстоятельство не повлияло на волеизъявление избирателей и не привело к нарушению прав избирательного объединения Красноярское региональное (краевое) отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту - КРО ПП «КПРФ», кандидата Подоляк и иных участников избирательного процесса по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 1.

В обоснование утверждения о незаконности результатов выборов в Ленинском одномандатном избирательном округе № 1 заявители ссылаются на многочисленные нарушения избирательного законодательства на избирательных участках, фальсификацию итогов выборов, результатов голосования.

Таким образом, по сути, заявители выражают свое несогласие с решениями участковых избирательных комиссий, оформленными протоколами об итогах голосования на соответствующих избирательных участках, то есть оспаривают официальные итоги голосования на этих избирательных участках.

Нарушения избирательного законодательства при голосовании и подведении итогов голосования на отдельных избирательных участках, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на этих избирательных участках, могут служить основанием для признания выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края недействительными только в случаях, перечисленных в пунктах 2 и 3 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ.Между тем проверка законности решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования не отнесена к компетенции Красноярского краевого суда.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Согласно правилам подсудности, установленным указанными нормами, решения участковых и территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, а также их действия (бездействие) могут быть оспорены в районном суде. Несоблюдение этих правил противоречит части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Заявители не указывают на наличие решений компетентных судов, которыми были бы признаны незаконными решения об итогах голосования, оформленные протоколами участковых избирательных комиссий.

Суд находит необоснованными доводы заявителей о нарушении Окружной избирательной комиссией порядка и сроков рассмотрения жалоб (заявлений) поступивших в день голосования.

Согласно пункту 4 статьи 12 Уставного закона Красноярского края избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях федерального закона и (или) настоящего Уставного закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.