• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
 

РЕШЕНИЕ
 

от 20 марта 2012 года Дело N 2-234/2012
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2012 года

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,

при секретаре ЦЫЦЫКОВОЙ С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску военного прокурор Ульяновского гарнизона в защиту интересов РФ, ФГКВОУ «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева» к Истомину М.И. взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в размере 68 928 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском. Просил суд взыскать с ответчика средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку за 3 года обучения ответчика в Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева в размере 68 928 рублей.

Прокурор, представитель ФГКВОУ «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева» в суд не явились, о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие ( л.д.____).

Ответчик, его представитель иск не признали, суду пояснили, что рапорт об отчислении из военного училища по основанию «не желание учиться» был написан под давлением в связи с расформированием военного училища и возможностью смены места службы и учебы, в настоящее время проходит обучение в гражданском вузе, материальных доходов не имеет, просили суд в иске отказать.

Выслушав ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что ответчик приказом начальника Ульяновского военно-технического училища (военного института) № 10 от 01.08.2008 г. назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой» (л.д. 8).

30.10.2009 года курсант Истомин М.И. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице ВРиО начальника Ульяновского военно-технического училища (военного института) на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания, согласно ч.2 п. «в» контракта Истомин обязан возместить в случаях предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 22 976 рублей в год (л.д.7).

Приказом начальника Ульяновского военно-технического института № 152 от 01.08.2011 года рядовой Истомин М.И. отчислен из военно-учебного заведения от дальнейшего обучения в соответствии с п.п. «ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта( в части нежелания учиться). В качестве основание указаны: рапорт военнослужащего, решение Ученого совета (л.д. 6).

Согласно данным индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в графе «Сведения об отчислении» указано ответчик отчислен по основанию п. 94 приказа МО РФ от 12.03.2003г № 80 - в части нежелания учиться ( л.д.9).

В ходе судебного разбирательства ответчик данное обстоятельство не оспаривал.

Доводы ответчика и его представителя о том, что курсант был вынужден написать такой рапорт и указать такое основание отчисления из училища под давлением руководства военного училища, суд считает несостоятельными. Как пояснил ответчик, выписку из приказа об отчислении из училища, в котором указано на основание отчисления и удержание с него средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, он получил сразу, представил ее для постановки на военный учет по месту жительства, приказ об отчислении в установленные законом сроки в судебном порядке не оспорил, как и действия руководства училища и решение ученого совета данного училища.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»№ 103 ФЗ от 6.06ю2006 года следует, что граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п.1, п.п. «в» и «д» п. 2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Учитывая то обстоятельство, что ответчик зачислен на первый курс обучения в возрасте 17 лет, контракт был заключен ответчиком в возрасте 18 лет, на момент отчисления обладай полной гражданской дееспособностью, суд считает, что оснований для отказа в иске не имеется по следующим основаниям:

Статья 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).

По своему смыслу данные конституционные положения не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, если это предусмотрено федеральным законом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3). Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 (пункты "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.

Согласно статье 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16 июля 2009 года N 943-О-О, положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, если это предусмотрено федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", пункт 1 статьи 35 которого закрепляет право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).

Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы, должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38).

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Заключая с представителем военного училища контракт, ответчик взял на себя конкретные обязательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом представлены все необходимые документы в обосновании своих требований, ответчиком же не представлены доказательства по исполнению взятых на себя обязательств перед государством.

Учеба ответчика в ином учебном образовательном заведении и отсутствие самостоятельных источников дохода в настоящее время не является основанием для освобождения его от вышеуказанных обязательств.

Учитывая вышеизложенное суд, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд учитывает представленные истцом сведения об изменении типа государственного военного образовательного учреждения ( л.д._______), денежные средства подлежат взысканию в пользу ФГКВОУ «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева».

Истец освобожден от уплаты госпошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 2 267 руб. 84 коп. в пользу местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурор Ульяновского гарнизона в защиту интересов РФ, ФГКВОУ «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева» к Истомину М.И. удовлетворить в полном объеме.

Взыскать в пользу ФГКВОУ «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева» с Истомина М.И. средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 68 928 рублей.

Взыскать в местный бюджет с Истомина М.И. государственную пошлину в размере 2 267 руб. 84 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Читинский районный суд.

Судья ЦОКТОЕВА О.В.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 2-234/2012
Принявший орган: Забайкальский краевой суд
Дата принятия: 20 марта 2012

Поиск в тексте