АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 июня 2012 года  Дело N А53-14701/2012

Резолютивная часть решения объявлена  31 мая 2012 года.

Полный текст решения изготовлен  04 июня 2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи О.П. Захарченко

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Игнатенко

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области

к администрации Родионово-Несветайского района

третье лицо: открытое акционерное общество «Ростовоблгаз»

ГБУ РО «Ростоблгазификация»,

Министерство промышленности и энергетики,

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области

о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Ростовский области

при участии в судебном заседании:

от истца: Загнойко Н.А. - представитель по доверенности от 23.01.2012 № 19/1130;

от ответчика: Костюк В.А. - представитель по доверенности от 11.05.2012 № 19;

от третьих лиц:

ОАО «Ростовоблгаз»: Игнатов А.Э. - представитель по доверенности от 01.12.2011 № 08.1-01/977;

ГБУ РО «Ростоблгазификация»: Загнойко Н.А. - представитель по доверенности от 11.10.2011 № 704;

Министерство промышленности и энергетики, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Родионово-Несветайского района о признании права собственности субъекта РФ - Ростовской области на объекты:

газопровод низкого давления по ул.Ворошилова с. Греко-Ульяновка, расположенного по адресу: Ростовская области, Родионово-Несветайский район, с. Греко-Ульяновка, ул. Ворошилова, протяженностью 1240 м;

газопровод высокого давления к х. Болдыревка, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район. х. Болдыревка, протяженностью Болдыревка. протяженностью 949 м;

трасса газопровода высокого давления d 150,100,89, Литер 1Л, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, с. Аграфеновка, с. Золотаревка. От т. 1 ввод в ГРПШ, расположена в 35 м на юг от ср. школы по адресу: ул. Фрунзе № 17, с. Золотаревка, Родионово-Несветайского района Ростовской области. До т. 14 - заглушка, расположенная в 250 м на запад от жилого дома № 144 по ул. Просвещения, в с. Аграфеновка, Родионово-Несветайского района, Ростовской области, протяженностью 3134,87 м;

газопровод низкого давления Литер 1Л, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Авилов. От т. 1 - изолирующий фланец, находящийся на уровне 1,35 м от земли, расположенная в 4,97 м на юг от жилого дома № 44 по адресу: х. Авилов, Родионово-Несветайского района, Ростовской области, ул. Социалистическая. До т.6, расположенной в 6,98 м на юг от жилого дома № 60 по адресу: х. Авилов, Родионово-Несветайского района, Ростовской области, ул. Советская.

В судебном заседании истец представил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении исковых требований, согласно которому просит изложить исковые в следующей редакции: «Признать право собственности субъекта Российской Федерации на следующие объекты:  газопровод низкого давления по ул. Ворошилова с. Греково-Ульяновка, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, с. Греково-Ульяновка, ул. Ворошилова, протяженностью 1240 м; газопровод высокого давления к х. Болдыревка, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район. х. Болдыревка, протяженностью Болдыревка, протяженностью 997,10 м; трасса газопровода высокого давления d 150,100,89 Литер 1Л, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, с. Аграфеновка. с. Золотаревка. От т.1 ввод в ГРПШ. расположена в 35 м на юг от ср. школы по адресу: ул. Фрунзе № 17. с. Золотаревка. Родионово-Несветайского района Ростовской области. До т. 14 - заглушка, расположенная в 250 м на запад от жилого дома № 144 по ул. Просвещения, в с. Аграфеновка, Родионово-Несветайского района. Ростовской области, протяженностью 3134,87 м; газопровод низкого давления Литер 1Л, расположенного по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Авилов. От т.1 - изолирующий фланец, находящийся на уровне 1,35 м от земли расположенная в 4,97 м на юг от жилого дома №; 44 по адресу: х. Авилов, Родионово-Несветайского района Ростовской области, ул. Социалистическая. До т.6, расположенной в 6.98 м на юг от жилого дома № 60 по адресу: х. Авилов Родионово-Несветайского района Ростовской области ул. Советская, протяженностью 210 м.

Уточненные исковые требования не противоречат закону и принимаются судом.

Представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании против удовлетворения исковых требований и признания права собственности на спорные объекты не возражали.

В судебном заседании, назначенном на 31.05.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 31.05.2012 до 17 часов 50 минут, после которого судебное заседание продолжено. Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области http://rostov.arbitr.ru.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со статьями 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Исковые требования мотивированы тем, что приемочной комиссией были подписаны акты приемки законченного строительством на следующие объекты системы газоснабжения: надземный газопровод низкого давления по ул. Ворошилова в сл. Греково-Ульяновка, протяженностью 1240 м от февраля 2003 года; газопровод высокого давления к с. Болдыревка Родионово-Несветайского района, протяженностью 949 м; трасса газопровода высокого давления d 150,100,89 от заглушки d 150 до шибера после задвижки d 80 на выходе из земли у ГРПШ с РДНК-у в с. Агрофеновка, с. Золотаревка, протяженностью 3134,87 от 2000 года.

Решением Законодательного Собрания Ростовской области от 17 октября 1997 № 134 «О выпуске купонных облигаций Администрации Ростовской области серии 1-АА в целях реализации инвестиционного проекта 'Газификация Ростовской области в 1997-2000 годах", было определено, что государственным заказчиком по освоению средств займа на реализацию инвестиционного проекта "Газификация Ростовской области в 1997-2000 годах» является ОАО "Ростовоблгаз" с наделением его функциями контроля, надзора за финансированием работ по газификации области.

В связи с чем, заказчиком строительства вышеуказанных объектов газификации является филиал ОАО «Ростовоблгаз» - «Несветайрайгаз».

После ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов, в целях решения вопросов эксплуатации межпоселковых газопроводов, построенных за счет средств областного бюджета на территории Ростовской области и оформления объектов газификации в областную собственность вышеуказанные объекты газификации были переданы на баланс государственному предприятию «Ростовоблгазификация», основной целью которого являлось решение социальных задач в сфере управления объектами газификации, находящимися в областной собственности и построенными в городах и районах области за счет средств областного бюджета, осуществления функций заказчика-застройщика по строительству газовых сетей, что подтверждается постановлением Администрации Ростовской области от «12» июля 2005 года № 36 «Об объектах газификации, построенных за счет средств областного бюджета в 1981-2004 годах».

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 03.08.2006 № 1825 утвержден перечень передаваемых с баланса Государственного предприятия Ростовской области «Ростовоблгазификация» на баланс ОГУ «Ростоблгазификация» объектов с утверждением актов приема-передачи и указанием о закреплении находящихся в собственности Ростовской области объектов, указанных в актах, на праве оперативного управления за ОГУ «Ростоблгазификация».

Согласно представленной в материалы дела выписке из реестра государственного имущества от 24.04.2009 №19/3761 спорные объекты внесены в реестр имущества Ростовской области.

Невозможность государственной регистрации прав на спорные объекты ввиду утраты документов в процессе передачи ОГУ «Ростооблгазификация» (балансодержателя) из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в ведение Министерства энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области, в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 27.04.2007 №173, послужило основанием для обращения истца в суд.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Пунктом 2 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 2 ст. 7 Областного закона Ростовской области от 15.01.2001 № 125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» администрация Ростовской области осуществляет правовое регулирование в сфере управления государственным имуществом Ростовской области, распоряжается объектами собственности и реализует иные полномочия в соответствии с законодательством, в том числе, принимает в установленном порядке постановления о передаче имущества в государственную собственность Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 3 указанного Закона государственное имущество Ростовской области закрепляется за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за областными государственными учреждениями, в том числе за органами государственной власти Ростовской области, на праве оперативного управления.

Согласно 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, утвержденного постановлением администрации Ростовской области 18.02.2004 № 88 (далее - министерство), министерство является областным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Ростовской области, а также полномочия по финансовому оздоровлению предприятий и организаций области.

Министерство осуществляет в установленном порядке, в том числе, учет государственного имущества Ростовской области, ведение Реестра государственного имущества Ростовской области и выдачу выписок из указанного реестра (п. 2.3 положения).

Государственное имущество может передаваться в аренду в отношении предприятий как имущественных комплексов, в доверительное управление юридическим лицам, в безвозмездное пользование федеральным и муниципальным учреждениям и иным некоммерческим организациям, а также в порядке приватизации. При этом, указанные действия возможны только уполномоченным органом, которым является Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организация Ростовской области.

Финансирование строительства вышеуказанных газопроводов происходило полностью из областного бюджета, что подтверждается постановлением Администрации Ростовской области № 603 от 23.12.2003 «Об объектах газификации, построенных за счет средств областного бюджета в 1998-2003 годах».

Кроме того, в обоснование источника финансирования строительства испрашиваемых объектов представлено письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 07.04.2002 №ЖКХ-01/806, согласно которому строительство спорных объектов осуществлялось исключительно из средств областного бюджета

Спорные объекты были внесены в реестр государственного имущества Ростовской области, а в соответствии со ст. 9 Областного закона Ростовской области от 15.01.2001 №125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» имущество, находящееся в государственной собственности Ростовской области подлежит учету. Порядок учета государственного имущества Ростовской области, ведения реестра государственного имущества Ростовской области и предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Реестре, устанавливается постановлением Администрации Ростовской области.

В качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к собственности субъекта РФ - Ростовской области представлена выписка из реестра государственного имущества Ростовской области №19/3761 от 24.04.2009.

В соответствии со ст. 10 Областного закона Ростовской области от 15.01.2001 № 125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» объектами учета реестра является государственное имущество Ростовской области, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности Ростовской области предприятие в целом как имущественный комплекс.

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» №69-ФЗ от 31.03.1999 спорные объекты входят в состав региональной системы газоснабжения. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации, ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством 'Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, в данном случае на территории Ростовской области.

Технические характеристики спорных объектов приведены в технических паспортах, составленных ГУПТИ по состоянию на 12 ноября 2007 года, 28 августа 2007 года.

В разделе «Сведения о правообладателях» в представленных технических паспортах указано, что правообладатель не известен, документы не представлены.

Представленные технические паспорта спорных объектов характеризуют их как капитальные, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Сведения, содержащиеся в представленной технической документации, позволяют однозначно утверждать, что газопроводы представляют собой конструкцию, перемещение которой невозможно без несоразмерного ущерба практическому назначению объекта, так как в технических паспортах указаны

Соответствие построенных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (отметки органа гостехнадзора на актах приемки). При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Все газопроводы являются действующими и по ним осуществляется транспортировка газа населению.

Судом установлено, что бремя содержания вышеназванных объектов осуществляется за счет средств областного бюджета, кроме того, на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организация Ростовской области от 29.07.2009 № 1062 заключен договор аренды газопроводов, находящихся в областной собственности от 03.08.2009 № 3284/09, между Минимуществом Ростовской области (арендодатель), ОАО «Ростовоблгаз» (арендатор), и ОГУ «Ростоблгазификация» (балансодержатель), в соответствии с которым находятся в аренде испрашиваемые объекты.

В материалы дела представлены уведомления регистрирующего органа об отсутствии сведений в ЕГРП о праве собственности в отношении испрашиваемых объектов.

Кроме того, оснований для возникновения вещно-правовой принадлежности на испрашиваемые объекты у третьих лиц не имеется.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации права.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что исковые требования  являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор в отношении объектов недвижимости, являющихся предметом иска, и обращение истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением не связано с наличием противоправных действий (бездействия)  со стороны ответчика, госпошлина по иску подлежит отнесению на истца, который в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 49, 110, 159, 167, 168, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворить.