• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2012 года  Дело N А53-15039/2011

Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2012

Полный текст решения изготовлен 05.06.2012

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевич И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОАО «МРСК Юга») - «Ростовэнерго» ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096,

о признании незаконным и отмене постановлений Департамента лесного хозяйства Администрации Ростовской области № 255, 262, 288 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

заинтересованное лицо: Департамент лесного хозяйства Администрации Ростовской области,

при участии:

от заявителе: представитель Горбенко А.В. (доверенность от 28.10.2011)

от административного органа: представитель не явился.

установил: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Департамента лесного хозяйства Ростовской области (далее - Департамент) № 255 от 29.07.11 г. (дело № А53-15039/2011), № 262 от 02.08.11 г. (дело № А53-16009/2011), № 288 от 05.08.11 г. (дело № А53-16344/2011) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных в отношении ОАО «МРСК Юга».

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.09.2011г. указанные дела № А53-15039/2011, № А53-16009/2011, № А53-16344/2011 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела, объединенному делу присвоен № А53-15039/2011.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2011г. по ходатайству представителя заявителя с согласия представителя Департамента производство по делу было приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела № А53-24417/2008 Арбитражного суд Ростовской области (надзорное производство № ВАС-9908/11) и размещения постановления в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российское Федерации.

20.12.2011г. Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрено дело № А53-24417/2008 Арбитражного суда Ростовской области (надзорное производство № ВАС-9908/11), постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2011 по делу № А53-24417/2008 отменены. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2010 по тому же делу оставлено без: изменения.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации размещено в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российское Федерации 23.02.2012 г.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 10.05.2012 г. производство по делу № А53-15039/2011 возобновлено.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

По делу № А53-15039/2011:

Сотрудниками Департамента на основании приказа Департамента от 29.04.2011 № 91 в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства проведено патрулирование Морозовского участкового лесничества Обливского лесничества по маршруту № 9, в ходе которого установлено, что общество использует лесные участки для эксплуатации линий электропередачи, расположенные в 3 выделе 41 квартала, в 4 выделе 42 квартала, в 21 выделе 31 квартала, в 12 выделе 32 квартала протяженностью 1,6 км, шириной около 20,0 м с учетом охранной зоны линейного объекта без специального разрешения.

По данному факту в отношении общества государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Департамента, Ткачевым Н. В., 01.06.11 г. возбуждено дело об административном правонарушении № 255 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

20.07.2011 г. уполномоченным должностным лицом Департамента - государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Департамента, Ткачевым Н. В., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 255 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах контрольного управления Департамента лесного хозяйства Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, Волошина М.А., от 29.07.11 г. № 255 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым обществу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.

По делу № А53-16009/2011:

Сотрудниками Департамента на основании приказа Департамента от 29.04.2011 № 91 в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства проведено патрулирование Боковского участкового лесничества Боковского лесничества по маршруту № 25, в ходе которого установлено, что общество использует лесные участки для эксплуатации линий электропередачи, расположенные в 10 выделе 33 квартала, в 1 выделе 35 квартала общей протяженностью около 2 км, шириной около 45 м с учетом охранной зоны линейного объекта без специального разрешения.

По данному факту в отношении общества заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Департамента, Бышевым А. Г., 02.06.11 г. возбуждено дело об административном правонарушении № 262 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25.07.2011 г. уполномоченным должностным лицом Департамента - заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Департамента, Бышевым А. Г., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 262 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах контрольного управления Департамента лесного хозяйства Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, Волошина М.А., от 02.08.11 г. № 262 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым обществу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.

По делу № А53-16344/2011:

Сотрудниками Департамента на основании приказа Департамента от 29.04.2011 № 91 в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства проведено патрулирование по маршрутам № 13, 15, 16 Вешенского участкового лесничества Шолоховского лесничества, по маршрутам № 5, 21 Колундаевского участкового лесничества Шолоховского лесничества, по маршрутам № 17, 18, 19, 20 Еланского участкового лесничества Шолоховского лесничества, по маршрутам № 9, 11 Антиповского участкового лесничества Шолоховского лесничества, по маршруту № 4 Базковского участкового лесничества Шолоховского лесничества в ходе которого установлено, что общество использует лесные участки для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-10 кВ, расположенные в 16, 20, 23, 31, 41, 42, 53, 52, 40, 28, 35, 44, 54, 55, 45, 56, 57, 58, 59, 71, 72,73 74, 75, 77, 84 кварталах Вешенского участкового лесничества; в 5, 6, 77, 90, 100 кварталах Колундаевского участкового лесничества; в 35, 36, 37, 41, 48, 49, 53, 54, 55, 56, 60, 65, 74, 79, 93, 102, 103, 118, 119, 120, 108, 121, 122, 124, 125, 127 кварталах Еланского участкового лесничества Шолоховского лесничества, в 7, 8, 17, 23, 28, 24, 25, 34, 35 кварталах Антиповского участкового лесничества Шолоховского лесничества, в 6 квартале Базковского участкового лесничества Шолоховского лесничества в границах Шолоховского муниципального района общей протяженностью около 56,9 км, шириной около 25 м с учетом охранной зоны линейного объекта без специального разрешения.

По данному факту в отношении общества старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Департамента, Солдатовым П.А., 07.06.11 г. возбуждено дело об административном правонарушении № 288 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

02.08.2011 г. уполномоченным должностным лицом Департамента - старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Департамента, Солдатовым П.А., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 288 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах контрольного управления Департамента лесного хозяйства Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках, Волошина М.А., от 05.08.11 г. № 288 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым обществу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящими заявлениями.

Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.

В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (вступившего в действие с 01.01.2007) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование линий электропередач.

В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В силу статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.

Частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).

В этих целях в силу части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечение безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации (часть 6).

В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 названного Кодекса для строительства линейных объектов.

В силу части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 названного Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4).

Иное предусмотрено положениями статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающими, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом.

Частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Названная норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии электропередач посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 N 417, предусматриваются аналогичные обязанности предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, опор линий связи, обслуживающих электрические сети.

Пунктом 2 указанных Правил установлено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, пунктами 3-4 предусмотрен порядок определения минимального размера земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи.

В силу пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в таких зонах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов сетевого хозяйства в охранных зонах осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.

Для указанных целей предоставление лесных участков законодательство не предусматривает.

Департаментом не доказано, что общество на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев, кустарников, лиан.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов. Действовавшее законодательство допускает использование лесных участков в указанных целях без предоставления лесных участков, поэтому у общества отсутствовала обязанность заключить договор аренды лесных участков, равно как и разработать проект освоения лесов, над которыми проходят принадлежащие ему линии электропередач, поскольку согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов составляют лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Указанная позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011г. № ВАС-9908/11 по делу №А53-24417/2008.

Следовательно, вывод административного органа о самовольном занятии обществом лесных участков для использования линий электропередачи является необоснованным, не основан на нормах закона, то есть в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

Административным органом не предоставлено суду доказательств наличия в действиях юридического лица - ОАО «МРСК Юга» состава вмененного ему в вину административного правонарушения.

Кроме этого, судом принимается во внимание и такое заслуживающее внимание обстоятельства как отсутствие в оспариваемых постановлениях даты совершения обществом административного правонарушения, что позволяет суду сделать вывод о существенном нарушении норм статьи 29.10 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью. При этом в силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие вины как элемента состава административного правонарушения свидетельствует о недоказанности в целом состава правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Надлежащее извещение общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обществом признается.

Однако в связи с тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Департамента лесного хозяйства Администрации Ростовской области от № 255 от 29.07.11 г., № 262 от 02.08.11 г., № 288 от 05.08.11 г. о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены незаконно и подлежат отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить Постановления Департамента лесного хозяйства Ростовской области № 255 от 29.07.2011, № 262 от 02.08.2011, № 288 от 05.08.2011 о привлечении ОАО «МРСК Юга» к административной ответственности, по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 10000 руб. (по каждому делу).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В.Бондарчук

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-15039/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 05 июня 2012

Поиск в тексте