АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 июня 2012 года  Дело N А53-18792/2010

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2012г.

Полный текст решения изготовлен  01 июня 2012г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бутенко З.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахаянц К.В.

рассмотрев в судебном заседании  дело по иску Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» «Северо-Кавказская железная дорога» - филиал ОАО « Российские железные дороги (ИНН 7708503727, ОГРН  1037739877295)

о взыскании дебиторской задолженности за 2007 и 2009 годы в сумме 532463, 80 руб. в доход областного бюджета,

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала  ОАО «РЖД»

к Субъекту Российской Федерации - Ростовской области в лице Министерства труда и  социального развития Ростовской области

о взыскании за счет казны Ростовской области  9 981 573,20 руб.

3-е лицо: Министерство финансов Ростовской области,

при  участии:

от Министерства труда и социального развития Ростовской области - представитель Ларичкина Наталья Николаевна по доверенности от 30.12.2011г. № 813-ЕС, представитель Кубанцева Светлана Викторовна по доверенности от 22.05.2012г. № 314-ЕС;

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - представитель  Шабашова Ирина Сергеевна  по доверенности № НЮ-10/642 от 28.12.2011г.;

от Министерства финансов Ростовской области - представитель Дейлидович Светлана Витальевна по доверенности № 97-09/3 от 10.01.2012 г.,

установил: Министерство труда и социального развития Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» «Северо-Кавказская железная дорога» - филиал ОАО « Российские железные дороги о взыскании дебиторской задолженности за 2007 и 2009 годы в сумме 532 463 рубля 80 копеек по государственному контракту № 927 от 26.12.2006 года о предоставлении льготного проезда без оплаты стоимости проезда без ограничения числа поездок на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Ростовской области отдельным категориям граждан.

Исковые требования Министерства труда основаны на том,  что на основании предварительного акта сверки и отчета за декабрь 2007 о фактически предоставленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта Министерством  возмещены 25.12.2007 платежным поручением № 34281 расходы ОАО «РЖД» по областному закону «О социальной поддержке ветеранов труда» в сумме  6 925 115 рублей 80 копеек. Между тем, по уточненному акту сверки и отчету за декабрь 2007, предоставленному ОАО «РЖД» в Министерство 03.03.2010, фактические расходы по указанному выше закону составили 6 403 920 рублей, что свидетельствует о наличии задолженности перед Министерством в сумме 521 195 рублей 80 копеек. Как следует из отчета и акта сверки за декабрь 2009, на основании платежных поручений № 89123 от 28.12 2009, № 88983 от 28.12.2009 Министерство произвело оплату расходов ОАО «РЖД» на сумму 197 500 рублей, в том числе по законам: «О социальной поддержке ветеранов тыла» на сумму 189 488 рублей, «О социальной поддержке тружеников тыла» на сумму 8 012 рублей. Согласно уточненному акту сверки и отчету за декабрь 2009 представленным ОАО «РЖД» в феврале 2010, сумма, подлежащая оплате за указанный период, составила 186 232 рубля, таким образом, задолженность ОАО «РЖД» за декабрь 2009 составила 11 268 рублей.

Железная дорога в другом деле (№ А53-24608/2010) обратилась в тот же суд с иском к Министерству труда о взыскании за счет казны Ростовской области 9 981 573 рублей 20 копеек в возмещение расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан в 2007 - 2009 годах по оплате проезда. Исковые требования основаны на том, что Министерство труда за оказанные железной дорогой услуги по перевозке льготных категорий граждан в 2007 году произвело оплату в размере 94 276 245 рублей 20 копеек по льготам, предоставленным ветеранам труда, и 1 738 976 рублей - гражданам, пострадавшим от политических репрессий; в 2008г году произвело оплату в размере 91 585 182 рубля по льготам, предоставленным ветеранам труда; в 2009 году произвело оплату в размере 27 758 672 рубля 80 копеек по льготам, предоставленным ветеранам труда. Однако, железная дорога в 2007 году  оказала услуги по перевозке граждан на сумму 98 435 876 рублей (ветеранов труда) и 2 834 370 рублей (граждан, пострадавших от политических репрессий), в связи с чем ее убытки составили 5 255 124 рубля 80 копеек, недополученных из бюджета Ростовской области; в 2008 году  оказала услуги по перевозке граждан на сумму 96 209 300 рублей (ветеранов труда), в связи с чем ее убытки составили 4 624 118 рублей, недополученных из бюджета Ростовской области; в 2009 году оказала услуги по перевозке граждан на сумму 27 861 003 рубля 20 копеек (ветеранов труда), в связи с чем ее убытки составили 102 330 рублей 40 копеек, недополученных из бюджета Ростовской области.

Определением от 26.01.2011 дела с номерами А53-18792/2010 и А53-24608/2010 объединены в одно производство, с присвоением делу номера А53-18792/2010.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство финансов Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2011, иск министерства удовлетворен, в удовлетворении иска обществу отказано.

Постановлением ФАС СКО от 02.09.2011г. решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу № А53-18792/2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Отменяя вышеназванные судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что делая вывод о недоказанности обществом истребуемой суммы убытков, суды не учли следующее.

В обоснование понесенных расходов общество представило суду копии отчетов и актов сверок о предоставленных в спорный период льготах, счетов-фактур, платежных поручений, выписки из справочника кодов льгот, а также заявило ходатайство о приобщении к материалам дела сводных ведомостей билетопечатающих машин (БПМ).

Отказывая в приобщении в дело указанных документов, суд первой инстанции исходил из того, что при оформлении билетов посредством БПМ возможность отражения фамилии, имени, отчества и номера удостоверения льготника устройством этих машин не

предусмотрена.

Между тем, как усматривается из материалов дела, БПМ имеют фискальную память, в выдаваемом льготнику билете отражались: код льготной категории, зона проезда

и дата проезда. В заключенных контрактах стороны оговорили, что оформление разовых безденежных (льготных) проездных документов производится через БМП. Контрактами не предусмотрено иное фиксирование факта проезда льготника.

Таким образом, суд без достаточных оснований отказал в приобщении этих доказательств.

Следуя рекомендациям, изложенным в постановлении ФАС СКО от 02.09.2011г. общество заявило о приобщении к материалам дела БМП за спорные месяцы 2008г.

Определением от 10.01.2012г. суд удовлетворил указанное ходатайство.

Впоследствии суд приобщил к материалам дела БМП за спорные месяцы 2009г., что касается корешков бланков проездных и перевозочных документов за 2007г., то обществом представлен акт № 2 от 30.04.2010г., согласно которому архив с данными документами уничтожен.

В судебном заседании представитель Министерства труда представил письменные пояснения в отношении заявленных ко взысканию сумму, поддержал свои исковые требования в полном объеме, просил в удовлетворении иска общества отказать.

Представитель Министерства финансов поддержал правовую позицию Министерства труда.

Представитель ОАО «РЖД» представил возражения на иск Министерства труда, просил удовлетворить свои исковые требования.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Законами Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", N 164 ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" установлен бесплатный проезд для указанных категорий граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Финансовое обеспечение данной меры социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета.

В силу части 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением N 534 установлен порядок возмещения расходов транспортных организаций за льготный проезд железнодорожным и водным транспортном пригородного сообщения, автомобильным транспортом пригородного муниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с упомянутыми областными законами.

В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 534 возмещение расходов за 2007 - 2009 годы за пригородные железнодорожные перевозки региональных льготников до 1 мая 2007 года осуществлялось в объеме фактических затрат, но не более 30 рублей, с 01.05.2007 по 30.03.2009 - 20 рублей, после 01.04.2009 - 53 рублей за каждый выданный талон согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны на 1 число месяца, в котором осуществлялось возмещение, в пределах полученных средств из областного бюджета.

Министерство и общество (перевозчик) заключили государственный контракт от 26.12.2006 N 927 (с учетом дополнительного соглашения от 30.04.2007 N 1), в соответствии с которыми общество при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обязалась предоставить льготный проезд гражданам, проживающим на территории Ростовской области (за исключением перевозок по территории Обливского района), меры социальной поддержки которым предусмотрены областными законами от 22.10.2004 N 163-ЗС, 164-ЗС, 175-ЗС, а министерство обязалось возмещать расходы перевозчика по перевозке льготников в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2007 году. Согласно пункту 2.2 контракта гражданам льготных категорий оформляются разовые безденежные (льготные) проездные документы (билеты) через билетопечатающие машины БПМФ и БПМ-3Ф до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки. В соответствии с пунктом 2.1.3 контракта общество ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет министерству отчет о фактически представленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта (приложение N 1), акт сверки о фактически предоставленных услугах (приложение N 2). Министерство до 28-го числа месяца следующего за отчетным, при условии предоставления указанных документов производит возмещение перевозчику фактических расходов за перевозки льготников, но не более 30 рублей за каждый выданный талон, согласно численности граждан, получивших проездные талоны, за исключением Обливского района, по ежемесячным отчетам территориальных органов социальной защиты населения на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование в пределах полученных средств из областного бюджета и пропорционально расходам перевозчика (пункт 2.2.1 контракта). Срок действия контракта определен с 01.01.2007 по 31.12.2007.

Дополнительным соглашением от 28.05.2007 N 2 стороны внесли изменения в пункт 2.2.1 контракта в части определения размера возмещения перевозчику фактических расходов за перевозки льготников, в силу которых эти расходы возмещаются в размере не более 40 рублей за каждый выданный талон; контракт дополнен пунктом 6.3, предусматривающим, что расчет по контракту завершается 25.12.2007, не выполненные министерством денежные обязательства на следующий финансовый год не переносятся. Условия дополнительного соглашения распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.05.2007.

9 января 2008 года те же лица заключили контракт N 5 на 2008 год с такими же условиями предоставления и возмещения льгот для категорий граждан установленных упомянутыми областными законами; сумма возмещения за каждый выданный талон установлена в размере не более 40 рублей.

26 января 2009 стороны заключили контракт N 213 с аналогичными условиями на срок с 01.01.2009 по 31.03.2009, установив размер возмещения за каждый выданный талон также не более 40 рублей

30 апреля 2009 года общество и министерство заключили контракт N 463 на срок с 01.04.2009 по 31.12.2009, по которому возмещение обществу расходов производится на сумму не более 53 рублей за каждый выданный талон.

В 2007 - 2009 годах общество выполняло свои обязанности по предоставлению льготного проезда гражданам, ежемесячно направляло в министерство отчеты о фактически предоставленных льготах и подписывало с ним акты сверки о фактически предоставленных мерах социальной поддержки, а также выставляло счета на оплату выпадающих доходов.

В указанных актах и отчетах объем предоставленных льгот определялся перевозчиком исходя из количества совершенных гражданами-льготниками поездок по бесплатным билетам в отчетный месяц и стоимости этих поездок по установленным тарифам; названные показатели, по утверждению общества, определялись по данным билетопечатающей техники. Некоторые акты и отчеты, оформленные в спорный период, подписаны со стороны министерства с указанием иных сумм месячных расходов на льготный проезд (т.е. на меньшую сумму).

По утверждению министерства, оно возмещало расходы общества с учетом ограничений, установленных в постановлении N 534 и контрактах. Критерием таких ограничений является произведение количества выданных льготникам в расчетном месяце единых проездных талонов (по ежемесячным отчетам территориальных органов социальной защиты населения) на установленную сумму возмещения на каждый талон (в спорном периоде: 30 рублей, 40 рублей, 53 рубля). В случае, если определенный обществом объем фактически предоставленных льгот превышал указанную сумму (произведение количества выданных проездных талонов на установленный размер компенсации на каждый талон), разница в размере такого превышения обществу не компенсировалась.

Министерство труда за оказанные железной дорогой услуги по перевозке льготных категорий граждан в 2007 году произвело оплату в размере 94 276 245 рублей 20 копеек по льготам, предоставленным ветеранам труда, и 1 738 976 рублей - гражданам, пострадавшим от политических репрессий; в 2008г году произвело оплату в размере 91 585 182 рубля по льготам, предоставленным ветеранам труда; в 2009 году произвело оплату в размере 27 758 672 рубля 80 копеек по льготам, предоставленным ветеранам труда.

Железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском, ссылаясь на то, что в 2007 году она оказала услуги по перевозке граждан на сумму 98 435 876 рублей (ветеранов труда) и 2 834 370 рублей (граждан, пострадавших от политических репрессий), в связи с чем ее убытки составили 5 255 124 рубля 80 копеек, недополученных из бюджета Ростовской области; в 2008 году она оказала услуги по перевозке граждан на сумму 96 209 300 рублей (ветеранов труда), в связи с чем ее убытки составили 4 624 118 рублей, недополученных из бюджета Ростовской области; в 2009 году она оказала услуги по перевозке граждан на сумму 27 861 003 рубля 20 копеек (ветеранов труда), в связи с чем ее убытки составили 102 330 рублей 40 копеек, недополученных из бюджета Ростовской области.

Исковые требования Министерства труда основаны на том,  что на основании предварительного акта сверки и отчета за декабрь 2007 о фактически предоставленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта Министерством  возмещены 25.12.2007 платежным поручением № 34281 расходы ОАО «РЖД» по областному закону «О социальной поддержке ветеранов труда» в сумме  6 925 115 рублей 80 копеек. Между тем, по уточненному акту сверки и отчету за декабрь 2007, предоставленному ОАО «РЖД» в Министерство 03.03.2010, фактические расходы по указанному выше закону составили 6 403 920 рублей, что свидетельствует о наличии задолженности перед Министерством в сумме 521 195 рублей 80 копеек. Как следует из отчета и акта сверки за декабрь 2009, на основании платежных поручений № 89123 от 28.12 2009, № 88983 от 28.12.2009 Министерство произвело оплату расходов ОАО «РЖД» на сумму 197 500 рублей, в том числе по законам: «О социальной поддержке ветеранов тыла» на сумму 189 488 рублей, «О социальной поддержке тружеников тыла» на сумму 8 012 рублей. Согласно уточненному акту сверки и отчету за декабрь 2009 представленным ОАО «РЖД» в феврале 2010, сумма, подлежащая оплате за указанный период, составила 186 232 рубля, таким образом, задолженность ОАО «РЖД» за декабрь 2009 составила 11 268 рублей.

Как видно из материалов дела, ОАО «РЖД» выставило за ноябрь 2007г. счет-фактуру от 30.11.2007г. на сумму 6 710 856 рублей, за  декабрь 2007г. счет-фактуру на сумму 6 403 920 рублей. Фактически за указанный период (ноябрь, декабрь 2007г.) Министерство перечислило Железной дороге платежным поручением №  281 от 25.12.2007г. денежные средства  в размере 13 635 971 рубль 80 копеек. Таким образом, переплата составила 521 195 рублей 80 копеек, а потому в указанной части требования Министерства подлежат удовлетворению.

Оспаривая наличие данной задолженности, Железная дорога ссылается на то, что наличие указанной задолженности не подтверждено первичными документами, а, кроме того, указывает, что вышеназванная сумма включена в расчет выпадающих доходов за декабрь 2007г.

Указанный довод не принимается судом во внимание ввиду следующего.

Наличие указанной задолженности подтверждено первичными бухгалтерскими документами, платежным поручением №  281 от 25.12.2007г., счетами-фактурами за ноябрь, декабрь 2007г., актом сверки и отчетом за декабрь 2007г.

Что касается довода Железной дороги о том, что денежные средства в сумме 521 195 рублей 80 копеек включены в расчет выпадающих доходов Железной дороги за декабрь 2007г., то указанный довод не принимается судом во внимание, поскольку общество не представило первичных документов, подтверждающих то обстоятельство, что в декабре 2007г. Железная дорога оказала услуги по перевозке граждан на большую сумму, чем была оплачена Министерством, наоборот, в материалы дела представлен акт № 2 от 30.04.2010г., согласно которому архив корешков бланков проездных и перевозочных документов за 2007г. уничтожен.

Более того, рассматривая исковые требования Железной дороги о взыскании убытков за 2007 год в сумме 5 255 124 рубля 80 копеек, суд считает, что в указанной части производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ. К указанному выводу суд пришел исходя из следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

При этом, производство по делу подлежит прекращению, если имеет место тождество споров, при этом наличие либо отсутствие такого тождества устанавливается исходя из трех составляющих: круга лиц, участвующих в делах, предмета и оснований исков. Несовпадение хотя бы одной из указанных составляющих свидетельствует о невозможности применения названной нормы процессуального закона.

Предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его.

Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику.

В июне 2009г. ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании 5 255 124 рублей 80 копеек в счет возмещения затрат от предоставления льгот, при участии 3-го лица Министерства труда и социального развития Ростовской области. Определением суда 04.06.2009г. исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А53-10882/2009. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2009г. по делу № А53-10882/2009 в удовлетворении иска отказано.