• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2012 года  Дело N А53-27567/2011

Резолютивная часть решения объявлена «29» мая 2012 года

Полный текст решения изготовлен «05» июня 2012 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черножуковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного предприятия города Ростова-на-Дону «Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону», ИНН 6163077988, ОГРН 1066163012156

о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области № 111475 от 07.12.2011 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

заинтересованное лицо: Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области,

при участии:

от заявителя: представитель Кузьмина Л.К. (доверенность от 27.12.2012)

от заинтересованного лица: ведущий специалист правовой и кадровой работы Ковалева Н.Б. (доверенность №109 от 16.01.2012)

установил:

Муниципальное казенное предприятие города Ростова-на-Дону «Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону» (далее - Дирекция, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы государственного строительного надзора по Ростовской области (далее - Служба) № 111475 от 07.12.2011 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на допущенные Службой процессуальные нарушения, в частности - нарушение порядка проведения проверки, неизвещение общества о составлении протокола.

Представитель Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснил, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

07.11.2011 Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области в адрес МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» направлено уведомление №2.4/879 о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, в соответствии с которым МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» было предложено принять участие в проверке уполномоченного представителя Заказчика (Застройщика), а также обеспечить участие в проверке лиц, осуществляющих строительство; кроме того, подготовить исполнительно-техническую документацию в составе: исполнительного проекта, общего и специальных журналов производства работ, исполнительные геодезические схемы, акты, паспорта и сертификаты на материалы, результаты лабораторных заключений и пр., подтверждающих соответствие выполненных работ требованиям технических регламентов и утвержденной проектной документации. Настоящее уведомление было получено 07.11.2011 работником МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» Петраченко.

21.11.2011 работниками Региональной службы государственного строительного надзора по РО в присутствии заместителя начальника производственного отдела МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» Сиротина П.Ю., генерального подрядчика - производителя работ ООО «КСМ-14» Салахутдинова Д.В. проведена проверка объекта капитального строительства «Детские ясли-сад на 270 мест (2-3 этажа, об. Пл. 6933,5 кв.м., стр. объем 24785,1 куб.м.), расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, пер. Днепровский.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса российской Федерации и р. II п. 8 РД-II-04-2006 ни Заказчик ни лицо, осуществляющее строительство не извещает орган государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; на момент проверки не устранены нарушения и замечания, указанные в актах проверок №1 от 07.04.2011, №2 от 08.07.2011.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки при строительстве объекта капитального строительства от 21.11.2011 №3: не представлены разделы проекта: Расчетные материалы. Р4445-1-696-РМ;не представлена копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; не представлен общий журнал работ №2; не представлен журнал авторского надзора и др.

МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» и ООО «КСМ-14» предложено предоставить проектную документацию в полном объеме с внесенными изменениями - в срок до 05.12.2011; по строительно-монтажным работам, выполненным с отступлением от проектной документации, прошедшей экспертизу и с нарушением технологии производства работ, предусмотренной проектом, в части применения арматуры для монолитных ж/б конструкций большего, чем предусмотрено проектом, диаметром. Выполненные работы привести в соответствие согласно утвержденной проектной документации с предоставлением расчетов и обоснований в срок до 05.12.2011; подготовить и представить исполнительную и техническую документацию на выполненный объем работ, оформленную в соответствии с РД-11-02-2006 в срок до 05.12.2011; устранить выявленные нарушения, указанные в настоящем акте, в акте №1 от 07.04.2011 и №2 от 08.07.2011 в срок до 05.12.2011; в соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса российской Федерации и р. II п. 8 РД-11-04-2006 извещать орган государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; представить копию документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий в срок до 25.11.2011.

23.11.2011 главным специалистом Региональной службы государственного строительного надзора в отношении общества составлен протокол №111475 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксировано: Застройщиком (Заказчиком) не обеспечен вынос в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы; не представлена копия документа о вынесении на местность линий отступа от красной линии; орган государственного строительного надзора ни Заказчиком, ни лицом, осуществляющим строительство, не извещен о сроках работ, которые подлежат проверке, а также других работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства; не обеспечен строительный контроль Застройщика (Заказчика), на момент проверки приказ о назначении ответственного за ведение строительного контроля не представлен4 не представлена исполнительная техническая документация на выполненные объемы по общестроительным работам, монтажу конструкций, по монтажу внутренних и наружных инженерных сетей, монтажу оборудования, благоустройству.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и приложенные к нему документы, руководитель Региональной службы государственного строительного надзора 07.12.2011 вынес постановление №111475 о назначении административного наказания, которым МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Как следует из материалов дела, между МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» (Заказчик-застройщик) и МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития (Муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт №29 от 23.07.2010 на строительство объекта «Детский ясли-сад на 270 мест по пер. Днепровскому».

На основании п. 6.1 Муниципального контракта МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» должно осуществлять строительный контроль и другие функции по организации строительства.

В соответствии с п. 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 определен перечень мероприятий, которые должен выполнять строительный контроль Заказчика, в состав которых входит:

- проверка наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;

- контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретит применение неправильно складированных и хранящихся материалов;

- контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля;

- контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов;

- контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления;

- оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; а также другие мероприятия.

МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» нарушен п. 4.4 СП 48-13330.2011 - не обеспечен вынос в натуру линий регулирования застройки и создания геодезической разбивочной основы (эти функции четко закреплены за Застройщиком (Заказчиком)).

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» определяет функции строительного контроля для каждой организации (подрядной организации, заказчика, проектной организации) и согласно п. 4 Постановления №468 строительный контроль осуществляют, работники (подрядчика, заказчика), на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

Пунктом 6 Постановления №468 определен перечень контрольным мероприятий, необходимых производить строительным контролем со стороны Предприятия и п. 7.3 СП 48.13330.2011 определен перечень обязанностей которые необходимо выполнять строительному контролю заказчика. На основании изложенного, разница между строительным контролем, осуществляемым со стороны лица, осуществляющего строительство, и строительным контролем, осуществляемым со стороны Заказчика-застройщика заключается в проверке и подтверждении достоверности представленной информации Подрядчиком Заказчику-застройщику.

суд пришел к выводу о том, что МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выполняя требования законодательства в области строительства, предприятие как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение указанного выше правонарушения, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Довод заявителя о том, что административным органом допущены процессуальные нарушения, а именно, административным органом не было извещено предприятие о дате проведения проверки, в связи с чем, у заявителя отсутствовала возможность надлежащим образом довести до сведения лица, осуществляющего строительство ООО «КСМ-14» сведения о предстоящей проверке, судом расценивается критически.

Судом установлено, что в адрес МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» посредством факсимильной связи 07.11.2011 направлено уведомление о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, данный факс принял работник предприятия Петраченко (занимает должность ведущего бухгалтера предприятия), проверка же была проведена 21.11.2011. Таким образом, у МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» было достаточно времени для надлежащего уведомления ООО «КСМ-14».

Протокол №111475 об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону», надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено также в отсутствие законного представителя Дирекции. О времени и месте рассмотрения дела МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» извещалось надлежащим образом. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.11.2011 получено работником Дирекции Савочкиной Ю.В. 29.11.2011, о чем свидетельствует копия квитанция о получении.

Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.

В силу частей 1, 2 статьи 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, частью 3 статьи 9.16 указанного Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители;

5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители.

Дело об административном правонарушении в отношении МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов г.Ростова-на-Дону» рассмотрено руководителем Региональной Службы ГСН РО в пределах компетенции.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Административным органом назначен штраф, предусмотренный санкцией статьи, в размере 100 000 рублей, так как Дирекция уже привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стать 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере

безопасности при осуществлении строительства объектов капитального строительства.

Совершенные Дирекцией нарушения представляют собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку выявленные нарушения относятся к конструктивной части здания, что напрямую влияет на жизнь и безопасность людей.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что совершенное Дирекцией правонарушение по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-168, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований муниципального казенного предприятия города Ростова-на-Дону «Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, вынесший решение.

Судья Паутова Л.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-27567/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 05 июня 2012

Поиск в тексте