• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 01 июня 2012 года  Дело N А53-4663/2012

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2012.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2012.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону

к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя : не явился;

от заинтересованного лица : представитель Карнаух М.В.

установил:

Администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону (далее - администрация ) обратилась в арбитражный суд к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене постановлений № Р-25, № Р-5, № Р-15, № Р-9 от 18.01.2012 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного статьёй 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ФЗ «Об административных правонарушениях».

Судьей Чернышевой И.В. возбуждены дела №А53-4636/2012, А53-4663/2012, А53-4665/2012, А53-4668/2012.

Определением арбитражного суда от 31.01.2012 дела №А53-4636/2012, А53-4663/2012, А53-4665/2012, А53-4668/2012 объединены в одно производство с присвоением единого номера А53-4663/2012.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать.

Изучив материалы дела, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению частично.

Из материалов дела следует, что административным органом в ходе выполнения контрольных мероприятий 11.02.2012 в Кировском районе города Ростова-на- Дону при участии представителя администрации и директора МКУ «Дирекция муниципального имущества и благоустройства Кировского района» были выявлены нарушения Правил благоустройства, норм федерального законодательства «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и « Об отходах производства и потребления», выразившиеся в следующем:

- на ул. Туркестанской, в границах пер. Крепостного и пр.Кировского г.Ростова-на-Дону на тротуаре, вдоль проезжей части дороги имело место скопление порубочных остатков, твердых бытовых отходов, мусор различного вида;

- на ул. Адыгейской, территория дома №74 замусорена, загрязнена бытовыми отходами населения ( пластиковые пакеты с мусором, бумагой, строительным и бытовым мусором), не собрана и не вывезена опавшая листва с деревьев;

- на пер. Университетском, 20 длительное время не используется и не осваивается территория, которая загрязнена бытовыми отходами населения ( пластиковые пакеты с мусором, бумагой, строительным и бытовым мусором);

- по пер. Державинскому, 30-А после выполнения работ по строительству (ремонту) подземных инженерных сетей участок проезжей части в 20 метров не благоустроен, не восстановлено асфальтовое покрытие, не вывезены сколы прежне используемого асфальта, что создает препятствие для движения автотранспорта.

Все выявленные в ходе совместной проверки нарушения отражены в актах № 3, 5, 8 и б\н от 11.01.2012 об обнаружении признаков административного правонарушения, подписанного всеми лицами, принимавшими участие в проверке с указанием в них на применение фотосъемки.

Протоколы об административном правонарушении №№ Р5, Р-9, Р-15, Р-25 по признакам наличия в действиях Администрации состава административных правонарушений, предусмотренных ( во всех перечисленных выше случаях) статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 « Об административных правонарушениях» № 273-ЗС, были составлены в присутствии представителя Администрации 12.02.2012.

Рассмотрение дел об административных правонарушении в отношении Администрации Кировского района было назначено на 18.01.2012.

По результатам рассмотрения административных дел, начальником межрайонного отдела Административной инспекции, были вынесены постановления №Р-5 и №Р-9 от 18.01.2011, которыми администрация Кировского района признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ФЗ «Об административных правонарушениях» с в части наложения административного штрафа в размере 20000 рублей по каждому постановлению.

Постановлениями №Р-15 и №Р-25 администрация также была признана виновной во вмененном ей в вину правонарушении, но были объявлены предупреждение по каждому из указанных постановлений.

Не согласившись со всеми принятыми постановлениями, Администрация оспорила их в судебном порядке.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статьи 5.1. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002г. N273-3C "Об административных правонарушениях" ( в редакции на момент совершения административных правонарушений)) невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил организации благоустройства и озеленения территорий поселений и городских округов, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.

В компетенцию административной инспекции, определенной Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС входит: выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; составление протоколов об административных правонарушениях; рассмотрение дел об административных правонарушениях; обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Выявление и фиксирование события административного правонарушения, составление протокола и вынесение постановление о привлечении Администрации к административной ответственности осуществлены уполномоченными должностными лицами.

Приходя к выводу о наличии в действиях Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону состава вмененного ей в вину административного правонарушения, судом принимается во внимание следующее

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Городское самоуправление в Кировском районе города Ростова-на-Дону осуществляют, наряду с городскими органами местного самоуправления, районная администрация, возглавляемая его главой, действующие на территории района органы территориального общественного самоуправления, непосредственно население в порядках и формах, установленных главой 5 Устава г. Ростова на Дону.

Районы в городе Ростове-на-Дону являются территориальными подразделениями единого городского муниципального образования.

Администрация района, являясь территориальным исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, обладает собственной компетенцией. Руководителем районной администрации является ее глава.

Администрация района имеет статус юридического лица, обладает правами по созданию собственных структурных подразделений.

Статья 53 Устава города Ростова-на-Дону определяет компетенцию районной администрации как территориального органа городского самоуправления:

1. Администрация района как структурное подразделение Администрации города и территориальный орган городского самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления, закрепленные за районной администрацией Уставом, нормативно-правовыми актами городской Думы и Мэра города, Положением об администрации района.

2. Районная администрация решает следующие вопросы местного значения, составляющие ее собственную компетенцию:

2.7. Содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения;

2.8. Организация эксплуатации муниципального жилищного фонда на территории района, управление коммунально-бытовыми службами, службами благоустройства и озеленения района;

2.17. Осуществление технического надзора за эксплуатацией и ремонтными работами в жилых и нежилых помещениях муниципальной собственности; благоустроительными и дорожными работами;

2.20. Осуществление контроля за соблюдением гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности, законодательства Российской Федерации, решений городской и районных администраций в части содержания в надлежащем состоянии внешнего благоустройства, санитарии, озеленения, строительных площадок, предприятий мелкорозничной торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, фасадов зданий и элементов художественного оформления.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение благоустройство городских территорий и санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. И обязанность по их исполнению на территории Кировского района г. Ростова на Дону в первую очередь возложена на Администрацию.

Судом принимаются во внимание и такие заслуживающие внимание обстоятельства, как значение срочного и необходимого принятия мер для борьбы с загрязнением улиц , как наиболее масштабным, которым является загрязнение среды несвойственными ей веществами , содержащимися в отходах быта и производства и их негативное влияние на окружающую среду.

Вместе с тем Администрацией Кировского района г. Ростова на Дону не надлежащим образом организованы содержание и благоустройство территории вверенного ей района города, не осуществлена организация работ по санитарной отчистке территории общего пользования от отходов производства и потребления, не приняты соответствующие меры к лицам, виновным в нарушении Правил благоустройства в пределах своей компетенции.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, обеспечивающих соблюдение порядка привлечения к административной ответственности судом исследовался, нарушений не установлено: о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении Администрация района извещалась надлежащим образом.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных суду административных материалов усматривается непринятие мер к осуществлению полномочий, возложенных на заявителя в силу действующих норм Федерального законодательства, а также законов и нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Оценивая представленные административным органом доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, и с учетом положений статьей 3.1., пункта 3.4 КоАП РФ приходит к выводу о необходимости изменения меры ответственности по постановлениям № Р-5 и № Р-9, а именно отмене административного штрафа на предупреждение, которое применяется за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и пр.

В силу пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также необходимо учитывать соразмерность противоправного деяния назначенному административному наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Администрации Кировского района города Ростов-на-Дону удовлетворить частично.

Изменить постановления №Р-5 и Р-9 от 18.01.2011, вынесенные начальником Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области, которыми администрация Кировского района признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ФЗ «Об административных правонарушениях» с в части наложения административного штрафа в размере 20000 рублей по каждому постановлению, объявить предупреждение по каждому из постановлений.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В.Чернышева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-4663/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 01 июня 2012

Поиск в тексте