АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2008 года  Дело N А53-10175/2008

Резолютивная часть решения объявлена  02 октября 2008г.

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2008г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе

судьи М.Г. Медниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей М.Г. Медниковой

рассмотрев   в судебном заседании заявление

ООО «Ростчермет»

к ИФНС России по Семикаракорскому району Ростовской области

о признании незаконным решений инспекции от 02.04.2008г. №№ 84 и 241 в части отказа в возмещении НДС в сумме 3 625 860 руб.

при участии:

от  заявителя - Албул О.В. по дов. от 31.07.2008г., Мызниковой Е.А. по дов. от 24.03.2008г., Щербаковой И.А. по дов. от 15.07.2008г.

от инспекции - Тращенко Е.А. по дов. от 15.08.2008г., Харунина А.А. по дов. от 30.09.2008г.

установил: ООО «Ростчермет» обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Семикаракорскому району Ростовской области о признании незаконным решений инспекции от 02.04.2008г. №№ 84 и 241 в части отказа в возмещении НДС в сумме 3 625 860 руб.

В судебном заседании объявлялся в порядке статьи  163 АПК РФ перерыв до 02.10.2008г. После истечения перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель  в обоснование своих требований указал на отсутствие в своих действиях нарушений налогового законодательства, поскольку факт хозяйственных операций с ООО «Транзит» подтверждается надлежащими документами; указал, что то обстоятельство, что ООО «Транзит» имело в собственности металлолом на арендуемой им площадке в ОАО «Усть-Донецкий порт» в количестве, достаточном для того, чтобы отгружать спорный товар заявителю по вышеуказанным накладным, подтверждается документально; материалы встречной проверки налогового органа подтверждают те обстоятельства, что поставщик заявителя ООО «Транзит» учел данную сделку у себя в налоговом и бухгалтерском учете, отразил в налоговых декларациях, задолженности по налогам не имеет. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в принятии вычетов по НДС у ООО «Ростчермет» по декларации за июль 2007г. в размере 3 625 860 руб. Оспариваемые решения налоговых органов нарушают права и законные интересы налогоплательщика ООО «Ростчермет» на принятие к вычету сумм НДС.

Инспекция просила в требованиях заявителя отказать по основаниям, изложенным в оспариваемых решениях, отзыве и дополнениях к отзыву, делая вывод о том, что реальность хозяйственных операций между ООО «СтавИндустрия»,  ООО «МежЮгИнвест» (поставщиками ООО «Транзит», которое является контрагентом заявителя) и ООО «Транзит», а соответственно между ООО «Транзит» и ООО «Ростчермет» частично не подтверждается, а значит,  сумма налога на добавленную стоимость не может быть возмещена ООО «Ростчермет» по несуществующим перевозкам.  ООО «Ростчермет» и его поставщики фактически не принимали участия в реальном продвижении товара, а лишь формировали документы, легализирующие расчеты за металлолом.

Как видно из материалов дела, инспекцией была проведена   камеральная проверка налоговой декларации ООО «Ростчермет» за июль 2007 года, согласно которой сумма НДС к возмещению из бюджета составила 6 179 140 руб.

По истечении срока камеральной налоговой проверки был составлен акт № 623 от 29.11.2007г.

ООО «Ростчермет» представлен протокол разногласий от 12.12.2007г.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 2 от 10.01.2008г., а после их проведения - вынесено решение № 241 от 02.04.2008г. о возмещении частично суммы налога  на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и № 84 от 02.04.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налоговым органом возмещено налога на добавленную стоимость в сумме 2 553 280 руб., отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3 625 860 руб.

Основанием отказа налогового органа в признании налоговых вычетов в указанной сумме послужили противоречия, обнаруженные им при анализе некоторых товарно-транспортных накладных, сопровождающих поставки в адрес ООО «Транзит» (непосредственного поставщика заявителя) от поставщиков второго звена (ООО «СтавИндустрия» и ООО «МежЮгИнвест»). Налоговый орган делает в оспариваемом решении вывод о пороках, выявленных в оформлении товарно-транспортных накладных, и о недостоверности указанных в них сведений.

Общество, не согласившись с решениями инспекции от 02.04.2008г. №№ 84 и 241,  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными в части отказа в возмещении 3 625 860 руб. НДС за июль 2007г.

Рассмотрев материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в части спора, касающейся отказа ему в возмещении 1408747 руб. НДС в связи со следующим.

Общество в проверяемый период осуществляло предпринимательскую деятельность.

В соответствии со статьей 143 НК РФ общество является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 166 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

В соответствии со статьями 171, 172 НК РФ, право налогоплательщика на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных своим контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), возникает при одновременном выполнении следующих условий:  - товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету;

- приобретаемые товары (работы, услуги) предназначаются для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения, или для перепродажи;

- реквизиты счетов-фактур поставщика товаров (работ, услуг) оформлены в соответствии со статьей 169 НК РФ.

При этом документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения своей обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия. Именно такой подход к оценке обоснованности  требований налогоплательщиков о возмещении из бюджета сумм НДС обозначен в правоприменительной практике ВАС РФ, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2003г. №11254\02.

Однако доказательства, имеющиеся в деле, в их совокупности не позволяют суду сделать вывод о  реальности хозяйственных операций общества, НДС по которым заявлен им к налоговому вычету ввиду следующего.

В  ходе камеральной проверки и проведении дополнительных мероприятий ООО «Ростчермет» ИФНС России по Семикаракорскому  району направлено поручение в ИФНС России по Константиновскому району № 70  об истребовании документов (информации)  от 25.10.2007г. с просьбой подтверждения хозяйственных операций между ООО «Ростчермет» и его непосредственным поставщиком - ООО «Транзит», а также представления сведений о поставщиках ООО «Транзит» (поставщики второго звена по отношению к ООО «Ростчермет»). Из полученного ответа следует, что поставщиками второго звена ООО «Ростчермет» являются ООО «СтавИндустрия» и ООО «МежЮгИнвест». Инспекцией также были получены по встречной проверке копии товарно-транспортных накладных на перевозку металлолома от поставщиков второго звена к ООО «Транзит» в спорный период. Из полученных  в ходе проверки документов следует, что доставка металлолома осуществлялась транспортом поставщика.

С целью подтверждения реальности перевозки товаров от ООО «СтавИндустрия» (пункт погрузки: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Вязники, ул. Первомайская, 1 «б»), от ООО «МежЮгИнвест» (пункт погрузки: Ставропольский край, Трутневский район, с. Безопасное, ул. Пролетарская, 193) инспекцией сделан запрос в УГИБДД по Ставропольскому краю по транспортным средствам, указанным в ТТН, представленным при проведении  у него встречной проверки, из ответа на который инспекцией установлено, что часть автотранспортных средств, указанных в ТТН ООО «СтавИндустрия» и ООО «МежЮгИнвест», не могли участвовать в перевозке металлолома ввиду следующего:

1. указанные в ТТН грузовые автомобили фактически являются легковыми:

- Камаз с государственным  № Т 535 АН 26 является легковым автомобилем ВАЗ 21099;

- Камаз с государственным № О 346 ЕН 26 является легковым автомобилем ВАЗ 21099;

- Камаз с государственным № О 980 НВ 26 является легковым автомобилем М 2140.

2. указанные в ТТН автомобили сняты с учета:

-автомобиль с государственным № Т 535 АН 26 снят с учета 20.10.2006 года (ТТН датированы июлем 2007 года);

- автомобиль с государственным № О 346 ЕН 26 снят с учета 16.03.2005 года (ТТН датированы июлем 2007 года);

3. автомобиль с государственным № О 076 ЕП 26 согласно базы данных зарегистрированного автотранспорта УГИБДД по Ставропольскому краю не существует;

Указанные в вышеизложенных пунктах 1-3 данного решения обстоятельства подтверждаются выборкой УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю - т. 4 л.д. 46-52.

4. из таблицы, приведенной в оспариваемом решении (т. 1 л.д. 44-45) видно, что водитель за сутки успевает доставить груз из пункта погрузки (Ставропольский край) в пункт разгрузки (Константиновский район Ростовской области), вернуться в пункт погрузки и совершить в этот же день второй рейс в пункт разгрузки, что практически невыполнимо, так как на дорогу водителю необходимо около 16 часов (рассчитано в системе АвтоТрансИнфо - т. 4 л.д. 21-22) без учета времени на погрузо-разгрузочные работы. Кроме того, водитель по некоторым дням осуществляет доставку груза в один и тот же день и на разных автомашинах из двух разных пунктов погрузки Ставропольского края (х. Вязники, с. Безопасное), находящихся в разных районах Ставропольского края (Шпаковский район и Трутневский район).

Суд считает доводы налогового органа обоснованными  в части невозможности перевозки металлолома от поставщиков второго звена к ООО «Транзит» транспортными средствами, снятыми с учета, а также легковыми автомобилями (их перечень, составленный инспекцией, имеется в материалах дела (т. 4 л.д. 53-54). Сумма НДС по данным хозяйственным операциям, на основании которых составлены ТТН с указанием в них соответствующих номеров автотранспорта, снятого с учета и легкового, составила 1161946 руб.

В указанной части в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать

Равным образом, по основаниям, приведенным в пункте 4 настоящего решения, не могут быть приняты судом суммы НДС по ТТН, указанным в перечне, составленном налоговым органом (т. 4 л.д. 55) в части ТТН на общую сумму НДС, указанного в них, в размере 246801 руб.:

№ 408 от 03.07.2007г. (НДС в сумме 11996 руб.);

№ 447 от 12.07.2007г. (НДС в сумме 15421 руб.);

№ 1 от  04.07.2007г. (НДС в сумме 12205 руб.);

№ 9 от 05.07.2007г. (НДС в сумме 21600 руб.);

№ 7 от 05.07.2007г. (НДС в сумме 13489 руб.);

№ 16 от 06.07.2007г. (НДС в сумме 14117 руб.);

№ 17 от 07.07.2007г. (НДС в сумме 15449 руб.);

№ 43 от 12.07.2007г. (НДС в сумме 13412 руб.);

№ 55 от 21.07.2007г. (НДС в сумме 14725 руб.);

№ 29 от 10.07.2007г. (НДС в сумме 16463 руб.);

№ 145 от 13.07.2007г. (НДС в сумме 12186 руб.);

№ 11 от 05.07.2007г. (НДС в сумме 20673 руб.);

№ 418 от 05.07.2007г. (НДС в сумме 33456 руб.);

№ 419 от 05.07.2007г. (НДС в сумме 31609 руб.);

При этом суд руководствуется позицией  ВАС РФ, которая изложена в  Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.12.2005г. № 9841/05), указавшего, что положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами.   Поскольку в данном случае налоговым органом представлены доказательства того, что лом, который, как указало само ООО «Транзит», затем был отгружен с его площадки в г. Константиновске на площадку заявителя в г. Семикаракорске, в действительности на его площадку в г. Константиновске не мог быть доставлен по приведенным причинам, то и хозяйственные операции по доставке этого лома от ООО «Транзит» к заявителю нельзя считать реальными.

Довод заявителя о том, что на площадке ООО «Транзит» могли быть остатки, не принимается судом, так как при встречной проверке ООО «Транзит» само представило именно указанные ТТН в подтверждение сведений о том, лом каких поставщиков отгружался заявителю.

При этом суд учитывает, что согласно приведенному постановлению ВАС РФ суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком-экспортером документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Таким образом, реальность хозяйственных операций между ООО «СтавИндустрия»,  ООО «МежЮгИнвест» и ООО «Транзит», а, соответственно, между ООО «Транзит» и ООО «Ростчермет»  частично не подтверждается, а значит,  сумма налога на добавленную стоимость не может быть возмещена ООО «Ростчермет» по несуществующим перевозкам.

Выводы суда соответствуют также правовым подходам, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», даже представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В остальной части (2217113 руб.) требования общества подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

-  в части НДС,  указанного в соответствии с описанным выше перечнем - т. 4 л.д. 55-56)  в ТТН, выставленных по хозяйственным операциям (с поставщиками второго звена), перевозка товара по которым невозможна, по мнению инспекции, по временным факторам.

Это ТТН:

№ 409 от 04.07.2007г. (НДС в сумме 31433 руб.);

№ 429 от 06.07.2007г. (НДС в сумме 32466 руб.);

№ 438 от 07.07.2007г. (НДС в сумме  30401 руб.);

№ 403 от 03.07.2007г. (НДС в сумме 23229 руб.);

№ 412 от 04.07.2007г.  (НДС в сумме 32883 руб.);