АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 августа 2008 года  Дело N А53-11064/2008

Резолютивная часть решения изготовлена 04 августа  2008 г.

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2008г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего  судьи  Кондратенко Т.И.

При ведении протокола судебного заседания судьей Кондратенко Т.И.

рассмотрел в  судебном заседании  в помещении Арбитражного суда  Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а, зал 310

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ЗАО «Дон-Строй»

к  Управлению Роспотребнадзора по РО

об отмене постановления о привлечения к административной ответственности

в судебном заседании  приняли участие представители:

от  заявителя  -  представитель Шапкин Б.С. доверенность №18 от 09.01.2008г.

от  заинтересованного лица - представитель Лозовая И.А. доверенность от 13.02.2008г.

сущность спора:  В открытом судебном заседании рассматривается заявление закрытое акционерное общество «Дон-Строй» о признании незаконным и отмене  Постановления Управления Роспотребнадзора по Ростовской области №2577 от 26.06.2008г.  о привлечении общества к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.

Заявитель просит отменить постановление, поскольку работники общества являются офисными работниками  и не подпадают под категорию работников, которым необходимо проходить медицинские осмотры, кроме того, административный орган при вынесении постановления наложил максимальный штраф, предусмотренный статьей 6.3 КоАП РФ и не учел смягчающие ответственность положения.

Заинтересованное лицо в письменном отзыве указало, что общество привлечено к административной ответственности в полном соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, суд, установил следующее.

На основании Распоряжения о проведении мероприятий по надзору  № 001118 от 07.04.2008г. руководителя Управления Роспотребнадзора по РО, 23.05.2008г.  была проведена проверка  соблюдения требований ФЗ №52 от 03.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других требований законодательства ЗАО «Дон-Строй».

В ходе проведения проверки, 23.05.2008г. было установлено, что ЗАО «Дон-Строй», по адресу г.Ростов-на-Дону, ул.Лермонтовская, 87/66 не организован производственный контроль за соблюдением условий труда и трудового процесса по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда. Обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работающих не пройдены (личные медицинские книжки и заключительный акт по результатам медицинского осмотра работающих на предприятии не представлены). Количество работающих 45 человек. Административный орган пришел к выводу, что перечисленные факты являются нарушением Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.ст. 11, 25, 32, 34) СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» (п.1.9, п.13.1).

По результатам проверки составлен акт  обследования от 23.05.2008г. и в этот же день составлен  протокол об административном правонарушении №1549 от 23.05.2008г. в отношении ЗАО «Дон-Строй».

Рассмотрев административный материал, заместитель  управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области вынес постановление по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Дон-Строй», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде 20000  рублей.

Данное постановление по делу об административном правонарушении является предметом спора по настоящему делу.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 6.3 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При этом указанные нарушения образуют объективную сторону данных правонарушений независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу пункта 3 статьи 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно статье 55 Федерального закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 указанного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации определяет категории работников подлежащих медицинским осмотрам: работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

ЗАО «Дон-Строй» выполняет функции заказчика строительства, в связи с чем,  работники общества не подпадают под указанные категории работников, также в Перечне работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83) не  указаны работы, осуществляемые обществом.

В соответствие с  п.1.9 Гигиенических требований к организации строительного производства и строительного производства и строительных работ Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.3.1384-03, утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 141, работодатель в соответствии с действующим законодательством должен:

- обеспечить соблюдение требований санитарных правил в процессе организации и производства строительных работ;

- обеспечить организацию производственного контроля за соблюдением условий труда и трудового процесса по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда;

- разработать и внедрить профилактические мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников с обеспечением инструментальных исследований и лабораторного контроля.

Пунктом 13.1 указанных СанПиН установлено, в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с условиями труда, работники, занятые в строительном производстве, должны проходить обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (освидетельствования).

Таким образом, законодатель обязывает работников строительного производства и строительных работ проходить периодические медицинские осмотры.

Как видно из материалов дела общество осуществляет функции заказчика при строительстве зданий и сооружений, оказывает сопутствующие услуги. Деятельность по строительству зданий и сооружений общество не ведет, работники общества не участвуют непосредственно в строительном производстве и не выполняют строительные работы. По адресу проведения проверки располагается офисное здание ЗАО «Дон-Строй».

Таким образом, сотрудники ЗАО «Дон-Строй» не обязаны иметь личные медицинские книжки и проходить медицинские осмотры.

Кроме того, ЗАО «Дон-Строй» 03.06.2008г. была утверждена программа по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий. Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления от 26.06.2008г. обществом была утверждена указанная программа.

Ввиду изложенного, суд пришел к выводу, что состав правонарушения предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ отсутствует.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В протоколе отражаются объяснения законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола ему разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Он вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Обязательным требованием к оформлению протокола, согласно ст.28.2 КоАП РФ является подпись законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.4 указанного Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствие с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими  его служебное положение.

Частью  3 данной статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В части 4 статьи 25.5 КоАП РФ указано, что защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

При вынесении протокол об административном правонарушении от 23.05.2008г. присутствовал генеральный директор ЗАО «Дон-Строй» Полевиченко В.М., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, копию постановления он получил в тот же день, о чем свидетельствует его роспись в протоколе.

Таким образом, из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 23.05.2008г. составлен при участии законного представителя общества - его руководителя.

Согласно части 1 статьи 23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела постановление №2546 от 25.06.2008г. вынесено в рамках полномочий, предусмотренных ст.23.13 КоАП РФ, а именно заместителем главного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, в компетенцию которого входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. 6.3 КоАП РФ.

На основании Протокола об административном правонарушении от 23.05.2008г., заместителем главного государственного санитарного врача Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, 26.06.2008г. было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении №2577, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.6.3 КоАП РФ.

В силу п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушения подлежит установлению факт явки законного представителя юридического лица, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины их неявки, только после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя ЗАО «Дон-Строй», однако, в материалы дела административным органом представлены доказательства о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (телеграмма о вручении копии определения о назначении рассмотрения дела).

Таким образом, изложенное свидетельствует о соблюдении административным органом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Однако, Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области №2577 от 26.06.2008г.  о привлечении общества к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ подлежит отмене ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Кроме того,  санкция за административное правонарушение, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Тогда как административный орган назначил штраф в размере 20000 рублей, без учета смягчающих ответственность обстоятельств.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд удовлетворяет требования заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить  Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области №2577 от 26.06.2008г.  о привлечении закрытого акционерного общества «Дон-Строй» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба  в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья       Т.И. Кондратенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка