АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2008 года  Дело N А53-11098/2008

Резолютивная часть решения изготовлена 06 августа  2008 г.

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2008г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего  судьи  Кондратенко Т.И.

При ведении протокола судебного заседания судьей Кондратенко Т.И.

рассмотрел в  судебном заседании  в помещении Арбитражного суда  Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а, зал 310

дело по заявлению ОАО «ПО «Водоканал»

к  Управлению Роспотребнадзора по РО

третье лицо ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»

об отмене постановления о привлечения к административной ответственности №2306 от 05.06.2008г.

в судебном заседании приняли участие представители:

в судебном заседании  участвуют представители:

от  заявителя  -  представитель Ширинова С.А. доверенность от 02.07.2008г.

от  заинтересованного лица - представитель Солодовник М.М. доверенность от 10.01.2008г.

от третьего лица - представители Глущенко Е.И. доверенность от 06.08.2008г., Ромашко Е.Г. доверенность от 06.08.2008г., Кострыба А.В. доверенность от 06.08.2008г.

сущность спора:  В открытом судебном заседании рассматривается заявление открытого акционерного общества «ПО Водоканал» о признании незаконным и отмене  Постановления №2306 от 05.06.2008г.  о привлечении к административной ответственности по ст.6.3, 6.4 КоАП РФ.

Заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления. Суд, учитывая конституционное право на судебную защиту, восстанавливает пропущенный срока на обращение в суд в порядке  ст.ст. 117, 208 АПК РФ.

Заявитель полагает, что оспариваемое постановление должно быть отменено, поскольку административный орган не доказал наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства. Административным органом не исследован факт соответствия установленной по адресу ул.Вятская, 57 насосной станции по подкачке холодной воды требованиям санитарных норм и правил.

Заинтересованное лицо в отзыве просит суд отказать заявителю в удовлетворении требований, поскольку Управление привлекло общество к административной ответственности правомерно, ввиду превышения предельно допустимых уровней звука и звукового давления при работе насоса по подкачке холодной воды в ночное время.

Представители третьего лица ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в судебном заседании пояснили, что шум происходил от работы насосной станции, что подтверждается представленными в материалы административного дела документами.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица,  третьего лица, суд, установил следующее.

На основании Распоряжения о проведении мероприятий по надзору  № 100889 от 28.04.2008г. руководителя Управления Роспотребнадзора по РО по жалобе, поступившей от жильца дома по ул. Вятской, 57,  была проведена проверка деятельности ОАО «ПО «Водоканал» соблюдения требований ФЗ №52 от 03.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст.ст. 23, 24, СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Поводом к проведению проверочных мероприятий послужило заявление гр. Сергеевой А.Н., в котором указывалось на наличие шума в ее квартире.

В ходе проведения проверки, в соответствии с предписанием №516 от 28.04.2008г. Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, 06.05.2008г. должностным лицом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» были проведены замеры физических факторов в вечернее и ночное время (шум от работы отдельно стоящей ПНС «Восток») по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 57.

Согласно протокола лабораторных испытаний №1.5.6.003010 от 08.05.2008г. АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г.Ростове-на-Дону, представленного в Управление Роспотребнадзора по РО 12.05.2008г., измеренные уровни звука и звукового давления на частотах 125  Гц, 1000-8000 Гц в жилой комнате квартиры №184 по ул. Вятская, 57 в г.Ростове-на-Дону при работе насосной по подкачке холодной воды, расположенной во дворе указанного жилого дома, превышают предельно допустимые уровни для ночного времени суток, что является нарушением раздела 6 СанПиН 2.1.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», ст. 23, 24  ФЗ №52 от 03.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки и выявленных нарушений составлен акт  по результатам мероприятий по надзору проверки 14.05.2008г. и в этот же день составлен  протокол об административном правонарушении №1500 от 14.05.2008г. в отношении ОАО «ПО «Водоканал».

Рассмотрев административный материал, заместитель  управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области вынес постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ПО «Водоканал», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3, ст. 6.4  КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде 11000  рублей.

Данное постановление по делу об административном правонарушении является предметом спора по настоящему делу.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 6.3 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Объективная сторона правонарушений выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При этом указанные нарушения образуют объективную сторону данных правонарушений независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) и пп. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 52-ФЗ предписано, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам и нормам.

Не допускается:

-  использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;

- хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;

- выполнение работ или совершение других действий, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;

- захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования;

- использование бытовых газовых приборов для обогрева помещений.   Необходимо:

- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия;

-  обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры;

- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Согласно статье 24 указанного Закона,  при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В силу пункта 3 статьи 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 55 Федерального закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Санитарные правила обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дезинсекционные мероприятия.

При эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.

Требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий определены в разделе 6 СанПиН 2.12.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Согласно пункту 6.1.2. СанПиН 2.12.1002-00 допустимые уровни шума, а также требования к их измерению в жилых помещениях регламентируются действующими санитарными нормами.

Как видно из представленного в материалы дела Протокола лабораторных испытаний № 1.5.6.003010 от 08.05.2008г. измеренные в ночное время в жилой комнате квартиры №184 гр. Сергеевой А.Н. по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 57 уровни звука и звукового давления на частотах 125 Гц; 1000 Гц от работы оборудования ПНС «Восток» превышают регламентированные значения СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Насосная станция  по подкачке холодной воды принадлежит ОАО «ПО «Водоканал».

Таким образом, факт совершения правонарушений зафиксирован в акте мероприятий по контролю от 14.05.2008г. и Протоколе об административном правонарушении №1500 от 14.05.2008г. в отношении ОАО «ПО «Водоканал», что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьями 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что административным органом не был исследован факт соответствия насосной станции по подкачке холодной воды требованиям санитарных норм и правил суд отклоняет, поскольку установление указанных фактов не является предметом рассмотрения по данному делу. Кроме того, выявление указанных обстоятельств не повлияют на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.  Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из протокола  № 1500 об административном правонарушении от 14.05.2008г. следует, что он составлен в отсутствие законного представителя общества.

Однако, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует представленная в материалы дела копия телеграммы о вручении телеграммы извещающей о рассмотрении дела.

Постановление по делу об административном правонарушении №2306  от 05.06.2008г. принято в полном соответствие с требованиями  статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный  ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не нарушен.

Постановление по делу об административном правонарушении №2306 от 05.06.2008г. принято по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении №1500 от 14.05.2008г.

При вынесении Постановления  о привлечении предпринимателя к административной ответственности законный представитель общества не присутствовал, однако, о рассмотрении дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом, поскольку в материалах дела имеются доказательства вручения обществу определения Управления, с указанием даты и времени вынесения оспариваемого постановления, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.