АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2012 года  Дело N А53-12104/2012

Резолютивная часть решения объявлена  «29» мая 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено  «31» мая 2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амзоян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о привлечении отрытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», ИНН 7707049388 ОГРН 1027700198767,

к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: представитель Матвеева И.А., доверенность от 10.02.2012;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель Волков И.К., доверенность от 04.04.2012,

установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении отрытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - общество, ОАО «Ростелеком») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования. Просил привлечь общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении заявленного требования. Ходатайствовал о привлечении к делу в качестве третьего лица «ЖилКоммунСервис-1».

С учетом мнения представителя заявителя в удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Ростелеком» осуществляет  услуги связи на основании лицензии № 86477 от 19.06.2006, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (услуги  связи для целей проводного радиовещания) сроком действия с 19.06.2006  до 18.12.2014. Лицензия включает лицензионные условия - «Условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 86477».

В связи с поступившим в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области обращением гражданина о нарушении его прав, являющегося абонентом общества, на основании приказа руководителя Управления Ваганова А.Н. от  24.02.2012 № 143-П проведена внеплановая выездная проверка  ОАО «Ростелеком», юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, почтовый адрес: 125047, г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 14, юридический и почтовый адрес филиала: 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, 47.

05.03.2012 государственными инспекторами Управления Коренякиным А.Е. и Черновым А.В., при проведении государственного надзора и контроля за деятельностью в  области связи установлено, что ОАО «Ростелеком» нарушает п.п. «б» пункта 4 и пункт 5 лицензии федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций № 86477 от 19.06.2006, п.п. «б» пункта 4 и пункт 5  раздела XIX Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий», п. 7, п.п. «а»,  «б»  п.  26  Правил  оказания  услуг  связи  проводного  радиовещания»,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 № 353 (далее - Правила), а именно:

-  согласно п.п. «б» пункта 4 лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 86477 от 19.06.2006 Лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление абоненту распространение (доступ) сигналов звуковой программы (программ) по сети проводного вещания до пользовательского (оконечного) оборудования;

-  согласно п. 5 Лицензии № 86477 от 19.06.2006 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;

-  согласно п. 7 Правил Оператор связи обеспечивает абоненту доставку звуковой программы (программ) по сети проводного вещания до оборудования в период с 6.00 часов до 24.00 часов местного времени с перерывом продолжительностью не более 1 часа в рабочие дни в дневное время;

-  согласно п.п. «а» п. 26 Правил Оператор связи обязан оказывать абоненту услуги связи проводного радиовещания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором;

-  согласно п.п. «б» п. 26 Правил Оператор связи обязан устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию услугами связи проводного радиовещания.

Однако, ОАО «Ростелеком» не устранило в установленные сроки ряд неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи проводного радиовещания абонентам: Азетовой Пине Матвеевне, проживающей по адресу: Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Братская, д. 24, кв. 45; Клинковской Екатерине Тихоновне, проживающей по адресу: Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Братская, д. 24, кв. 47.

Факт осуществления лицензируемого вида деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, зафиксирован в акте проверки № А-61-14/0154 от  05.03.2012, протоколе результатов измерений параметров сети проводного радиовещания № 0154 от 01.03.2012.

По результатам выявленного нарушения, Управлением в отношении ОАО «Ростелеком», в отсутствии его представителя, составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

При анализе  наличия в действиях общества состава административного правонарушения, суд установил следующее.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» услугой связи признается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пункт 4 статьи 1 № 99-ФЗ от  04.05.2011 предусматривает особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока её действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности, в том числе, оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утвержден перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. К таким услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Общество имеет лицензию  Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № 86477 от 19.06.2006,  на предоставление  услуг связи для целей проводного радиовещания. Лицензия включает лицензионные условия - «Условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 86477» (далее - Условия).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ  (далее - Федеральный закон № 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат обязан соблюдать установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности лицензионные требования и условия.

В п.п. «б» пункта 4 Условий указано, что лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление абоненту распространение (доставки) сигналов звуковой программы (программ) по сети проводного вещания до пользовательского (оконечного) оборудования.

Пунктом 5 Условий предусмотрено, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил оператор связи обеспечивает абоненту доставку звуковой программы (программ) по сети проводного вещания до оборудования в период с 6.00 часов до 24.00 часов местного времени с перерывом продолжительностью не более 1 часа в рабочие дни в дневное время.

В силу пункта 26 Правил оператор связи обязан в том числе: оказывать абоненту услуги связи проводного радиовещания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором; устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию услугами связи проводного радиовещания.

Вместе с тем, ОАО «Ростелеком» не устранило в установленные сроки ряд неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи проводного радиовещания абонентам: Азетовой Пине Матвеевне, проживающей по адресу: Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Братская, д. 24, кв. 45; Клинковской Екатерине Тихоновне, проживающей по адресу: Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Братская, д. 24, кв. 47.

Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении,  предписанием  об устранении выявленного нарушения, а также иными доказательствами, собранными по делу.

Таким образом, общество не предприняло всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области связи, и предотвращения правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Управления подлежит удовлетворению.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении  № 2012086 от 05.03.2012 составлен в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте его составления, что подтверждается уведомлением о доставке телеграммы от 02.03.2012 № 196/2904.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Оснований для применения положения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В то же время, поскольку состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является формальным, отсутствие общественно опасных последствий не может быть основанием для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. При этом необходимо иметь в виду, что объект указанного правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства - и нарушение этого порядка независимо от последствий образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предпринимателем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.