АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2012 года  Дело N А53-12145/2012

Резолютивная часть решения объявлена «17» мая 2012 года

Полный текст решения изготовлен «23» мая 2012 года

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дорошенко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Нижне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении открытого акционерного общества «Батайский хлебокомбинат» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

лицо, привлекаемое к административной ответственности: открытое акционерное общество «Батайский хлебокомбинат», ИНН 6141004190, основной государственный регистрационный номер 1026101845186,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель по доверенности от 15.05.2012г. № 35 Ивлев А.С.;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: 1) представитель по доверенности от 01.11.2011г. № 03-10 Кривошеева Ю.Ю.; 2) представитель по доверенности от 16.05.2012 № 4-12 Зыков Д.В.,

установил: Нижне-Донское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - Нижнее-Донское управление Ростехнадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Батайский хлебокомбинат» (далее - ОАО «Батайский хлебокомбинат», общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта без специального разрешения.

Представитель Управления в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил суд привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснил, что процессуальных нарушений административным органом допущено не было, общество ранее к аналогичной ответственности не привлекалось.

Представители общества в судебном заседании вину в совершении правонарушения признали, пояснили, что общество был надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, просили назначить минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи. На вопрос суда пояснили, что на момент проведения Управлением проверки общество действительно эксплуатировало опасные производственные объекты, однако, в настоящее время данные объекты не эксплуатируются и обществом приняты меры для получения соответствующей лицензии.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Нижне-Донским управлением Ростехнадзора на основании распоряжения от 28.02.2012 № 35-0536/12 в период с 05.03.2012 по 07.03.2012 была проведена плановая (выездная) проверка в отношении ОАО «Батайский хлебокомбинат», расположенного по адресу: Ростовская область, г.Батайск, ул.Крупской, 1.

В ходе проверки был установлен факт эксплуатации обществом взрывопожароопасного  производственного объекта (системы газопотребления (рег. №А29-01252-004 от 15.04.2005), в состав которой входит котельная с двумя паровыми котлами типа Е-1/9), на котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

Выявленное правонарушение зафиксировано в акте проверки № 35-34/12 от 07.03.2012г.

В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления 07.03.2012г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №  017478 по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы Управление в порядке части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направило в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование Управления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), в случаях,  когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации  отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.

Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» закон от 04 мая 2011 № 99-ФЗ.

Федеральный закон от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 454 (далее - Положение № 454).

Пунктом Положения № 4543 предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных производственных объектах по перечню согласно приложению.

В силу пункта 3 положения № 454 лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяются Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленный безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон  № 116-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность), это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (часть 2 статьи 2).

В силу статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу статьи 17 Федерального закона № 116-ФЗ лица, виновные в нарушении названного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

Как следует из материалов дела, общество на момент проверки по адресу: Ростовская область, г. Батайск, ул. Крупской, 1, эксплуатировало взрывопожароопасный объект: система газопотребления в состав которого входит котельная с двумя паровыми котлами типа Е-1/9.

Право собственности на указный объект подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на котельную от 06.10.2008г.  № 124939.

В соответствии со свидетельством о регистрации от 28.06.2010г. № А29-01252 в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрированы следующие опасные производственные объекты, эксплуатируемые обществом: система газопотребления; склад бестарного хранения муки; отделение муки

Как было указано выше, наличие в собственности опасного производственного объекта и факт его эксплуатации обществом без соответствующей лицензии обществом признается в полном объеме.

Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, указанными выше свидетельствами, признательными пояснениями представителя общества, а также иными собранными в ходе административного производства доказательствами.

Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины  правонарушителя.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении в отношении общества по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии директора общества.

В судебном заседании представители общества факт надлежащего извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении признал.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Совершение указанного правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении учреждения к формальным требованиям публичного права.

Требования законодательства об эксплуатации опасных производственных объектов только при наличии специального разрешения направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

Осуществление обществом указанной деятельности в отсутствие лицензии в свою очередь снимает с общества ответственность по соблюдению соответствующих лицензионных требований и условий, что напрямую угрожает жизни и безопасности людей.

Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства порядок общественных отношений в сфере обеспечения безопасности граждан, личности, общества и государства и может привести к причинению ущерба жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.