АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2008 года  Дело N А53-12369/2008

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2008 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Лусегеновой З.С.

при ведении протокола судебного заседания судьей Лусегеновой З.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации»

к ответчику: ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД»

о взыскании 41 088 руб. 49 коп. - излишне взысканная сумма за пользование вагонами в период январь-май 2008г.

при участии:

от истца: представитель Алиханиди А.М. (доверенность №12 от 09.01.08г.);

от ответчика: представитель Горошенко И.О. (доверенность в деле)

установил, что рассматривается исковое заявление ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации» к ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД» о взыскании 41 088 руб. 49 коп. - излишне взысканная сумма за пользование вагонами в период январь-май 2008г.

Стороны не возражают против перехода в стадию судебного разбирательства и продолжения рассмотрения дела в судебном заседании.

Истец  мотивирует свои требования тем, что ответчик, производя начисление платы за пользование вагонами, вопреки предписаниям ст. 62 Устава ж/д транспорта РФ, в оплачиваемое время включил не подлежащее оплате время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборки вагонов с этих мест, которое составляет 3 часа 17 минут и оговорено п.16 договора №83/3 от 11.11.05г., в результате чего перебор за период январь-май 2008г. составил 41 088 руб. 49 коп. Претензию истца ответчик оставил без удовлетворения.

Ответчик представил отзыв, в котором исковые требования не признает; пояснил, что истцом, при исключении из общей суммы платы за пользование выгонами неоплачиваемого технологического времени в соответствии со ст.62 УЖТ РФ, в противоречие претензии и собственного же искового заявления исключена сумма 20 842 руб. 80 коп., данная сумма не имеет никакого отношения к неоплачиваемому технологическому времени, эта сумма начислялась по актам общей формы при ожидании фронта выгрузки и истцом не оспаривается ни в претензии ни в исковом заявлении, то есть истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный ст.120 УЖТ РФ, так как в претензии к перевозчику ставится вопрос лишь о 3 часах 17 минутах бесплатного технологического времени.

Суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, установил следующее.

Между ОАО «Российские железные дороги» в лице Минераловодского отделения, структурного подразделения филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (перевозчиком) и ДОАО Управления производственно-технологической комплектации (владельцем) заключен договор № 83/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ДОАО Управления производственно-технологической комплектации при станции Буденновск Северо-Кавказской железной дороги от 11.11.2005 г. (в редакции, изложенной в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г., по делу № А63-8370/06-С1), которым регулируются отношения, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ДОАО Управления производственно-технологической комплектации, при станции Буденновск.

По условиям договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Буденновск; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (п. 7 договора). В пункте 16 договора (в редакции, изложенной в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г., по делу № А63-8370/06-С1) установлено, что неоплачиваемое технологическое время, связанное подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца, составляет 3 часа 17 минут.

В связи с тем, что перевозчик списал с лицевого счета истца в ТехПД плату за пользование вагонами в период с января 2008 г. по май 2008 г. без учета технологического времени, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, ДОАО Управления производственно-технологической комплектации направило ответчику претензию (исх. № 184 от 20.06.2008 г.) с требованием перечислить излишне списанную провозную плату в размере 41 088 руб. 49 коп. Но, поскольку ответчик отклонил данную претензию, то истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев исковое заявление, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, считает, что требование истца о взыскании платы за пользование вагонами, списанной ответчиком с лицевого счета истца в ТехПД подлежит удовлетворению частично, а довод ответчика, о том, что редакция п. 16 договора № 83/3, изложенная в постановлении суда, не предусматривает предоставление неоплачиваемого времени владельцу подъездного пути, отклонению, исходя из следующего: при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца этого пути, между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В этом случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки. При этом время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

В соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест.

Согласно пункту 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003г. №67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.

Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с указанных мест. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную этим владельцем перевозчику.

Правило статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

Поскольку вагоны, предназначенные ветвевладельцу как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом ветвевладельца, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест.

Время на выполнение таких операций в силу пункта 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами. Их продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, с владельца железнодорожного пути необщего пользования в случае совпадения в одном лице владельца, грузоотправителя или грузополучателя взимается плата за пользование вагонами за все время нахождения вагонов на подъездном пути, из которого подлежит исключению время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест. Его продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. А поскольку в п. 16 договора № 83/3 указано, что неоплачиваемое технологическое время, связанное подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца, составляет 3 часа 17 минут, то взимание ОАО «РЖД» с ДОАО УПТК платы за пользование вагонами без исключения данного технологического времени необоснованно.

Таким образом, требование истца о взыскании платы за пользование вагонами в размере 41 088 руб. 49 коп., списанной ответчиком с лицевого счета истца в ТехПД, подлежит удовлетворению за минусом суммы, начисленной по актам общей формы при ожидании фронта выгрузки (20 842 руб. 80 коп.), что составило 20 245 руб. 69 коп.

Что же касается заявленной суммы в размере 20 842 руб. 80 коп., то названная сумма не относятся к расчету неоплачиваемого технологического времени, а начислялась по актам общей формы при ожидании фронта выгрузки и истцом не оспаривается ни в претензии ни в исковом заявлении, то есть истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный ст. 120 УЖТ РФ, так как в претензии к перевозчику ставится вопрос только о 3 часах 17 минутах бесплатного технологического времени, правомерность же начисления платы за пользование вагонами по актам общей формы в ожидании фронта выгрузки на путях необщего пользования, принадлежащих истцу, им не оспаривается.

Таким образом, в соответствии со ст. 148 АПК РФ, исковые требования в части взыскания 20 842 руб. 80 коп. подлежат оставлению без рассмотрения.

Исходя из правил, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что судебные расходы относятся на ответчика, а в части оставления иска без рассмотрения госпошлина подлежит возврату истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить - частично.

Взыскать с ОАО «РЖД» в лице филиала «СКЖД» в пользу ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации» 20 245 руб. 69 коп. - излишне взысканная сумма за пользование вагонами; 810 руб. - госпошлины.

В остальной части - оставить без рассмотрения.

Возвратить ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации» 833 руб. 54 коп. - госпошлины, уплаченной по платежному поручению №546 от 21.07.08г.

Выдать ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации» справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Судья   З.С. Лусегенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка