АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 сентября 2010 года  Дело N А53-12390/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «06» сентября 2010.

Полный текст решения изготовлен  «13» сентября 2010.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Мезиновой Э.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мезиновой Э.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Европексим»

к Таганрогской таможне

о признании бездействий незаконными

при участии:

от заявителя - представители Запорожцев Д.С., Дугин А.В., Уткин А.К.

от таможенного органа - представители Сакович О.О., Игнатьева М.Н., Дорофеев Я.С.

установил: закрытое акционерное общество «Европексим» (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Таганрогской таможни, выражающегося в неуведомлении общества о том, какие именно условия выпуска товаров, задекларированных по ГТД № 10319014/061108/0003134, № 10319014/211107/0001953, № 10319014/121108/0003169 не соблюдены, бездействия, выражающегося в несообщении обществу по установленной форме о размере требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей по ГТД № 10319014/061108/0003134, № 10319014/211107/0001953, № 10319014/121108/0003169, бездействия, выражающегося в неосуществлении выпуска товаров по ГТД № 10319014/061108/0003134, № 10319014/211107/0001953, № 10319014/121108/0003169.

Также, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Таганрогской таможни, выражающегося в неуведомлении общества о том, какие именно условия выпуска товаров, задекларированных по ГТД № 10319014/311008/0003104, № 10319014/051108/0003117, № 10319014/061108/0003133, № 10319014/121108/0003173, № 10319014/091208/0003391, № 10319014/091208/0003394, № 10319014/091208/0003395, № 10319014/091208/0003396 не соблюдены, бездействия, выражающегося в неосуществлении выпуска товаров по ГТД 10319014/311008/0003104, № 10319014/051108/0003117, № 10319014/061108/0003133, № 10319014/121108/0003173, № 10319014/091208/0003391, № 10319014/091208/0003394, № 10319014/091208/0003395, № 10319014/091208/0003396.

Возбужденные на основании указанных заявлений дела, соответственно № А53-12390/2010 и № А53-12599/2010, определением суда от 06.09.2010 объединены в одно производство с присвоением единого № А53-12390/2010.

В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях и письменных пояснениях к ним.

Представители Таганрогской таможни в судебном заседании требования заявителя не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзывах на заявления и дополнениям к ним.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и исследовав все представленные в дело доказательства, суд установил следующее.

Между заявителем и акционерным обществом «Monmirin S.A.» (Люксембург) заключен договор мены акций от 22.04.2007 года.

Указанный Договор заключен во исполнение решения собрания акционеров ЗАО «Европексим» (протокол № 5 от 03 октября 2006 года) об увеличении уставного капитала общества путем дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, оплату которых в соответствующей части Акционерное общество «Monmirin S.A.» обязалось произвести путем передачи заявителю комплекса деревообрабатывающего оборудования в объеме и комплектации согласно приложению № 1 к Договору.

Во исполнение указанного договора общество ввезло на территорию Российской  Федерации деревообрабатывающее оборудование, задекларировав его по ГТД № 10319014/061108/0003134, № 10319014/211107/0001953, № 10319014/121108/0003169, 10319014/311008/0003104, № 10319014/051108/0003117, № 10319014/061108/0003133, № 10319014/121108/0003173, № 10319014/091208/0003391, № 10319014/091208/0003394, № 10319014/091208/0003395, № 10319014/091208/0003396, поместив его на склад временного хранения.

Одновременно с подачей ГТД заявителем в таможенный орган декларантом были представлены документы, указанные в описях к вышеуказанным ГТД.

Считая, что установленные статьей 149 ТК РФ условия выпуска товара обществом не соблюдены, таможенный орган неоднократно направлял в адрес заявителя уведомления с целью устранения допущенных нарушений и представления дополнительных документов.

Общество, отвечая на запросы таможенного и представляя имеющиеся у него документы, ссылалось на достаточный объем представленных документов и просило осуществить выпуск товаров.

Из материалов дела следует, что по истечении предельного срока временного хранения оборудования, выпуск задекларированного оборудования таможенным органом не осуществлен.

Полагая, что Таганрогская таможня незаконно бездействует, не уведомляя общество о том, какие именно условия выпуска товаров, задекларированных по вышеуказанным ГТД не соблюдены, не сообщает обществу по установленной форме о размере требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, а также не осуществляет выпуск товаров, общество, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с рассматриваемыми требованиями.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию таможенным органам.

Согласно статье 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров при их вывозе начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ - с момента устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 Кодекса).

В соответствии со статьями 360, частью 2 статьи 77, 99, 100, 101, 103, 149, 152 Таможенного кодекса в целях таможенного контроля ввезенных на таможенную территории Российской Федерации товаров и транспортных средств они в обязательном порядке помещаются в зоны таможенного контроля и с момента предъявления таможенному органу до момента выпуска носят статус товаров, находящихся на временном хранении, которое осуществляется на складах временного хранения, одновременно являющейся зоной таможенного контроля; основанием выпуска товара является отсутствие нарушений таможенного законодательства Российской Федерации; таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Согласно статье 37 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 года N 536.

Из материалов дела следует, что общество ввезло на территорию Российской  Федерации деревообрабатывающее оборудование, задекларировав его по ГТД № 10319014/061108/0003134, № 10319014/211107/0001953, № 10319014/121108/0003169, 10319014/311008/0003104, № 10319014/051108/0003117, № 10319014/061108/0003133, № 10319014/121108/0003173, № 10319014/091208/0003391, № 10319014/091208/0003394, № 10319014/091208/0003395, № 10319014/091208/0003396.

Таможенная стоимость спорных товаров была определена и заявлена декларантом по шестому (резервному) методу.

Решений, свидетельствующих о несогласии с заявленной декларантом таможенной стоимостью, таможенным органом в порядке, установленном статьей 323 Таможенного кодекса РФ, не принято.

Материалами дела подтверждается, что задекларированное обществом по вышеперечисленным ГТД оборудование ввезено обществом в качестве вклада в его уставной капитал, в связи с чем, общество имеет право на применение льготы по освобождению от уплаты таможенных пошлин.

При рассмотрении дела судом установлено, что для подтверждения заявленной стоимости товара и льготы по уплате таможенных пошлин общество представило таможенному органу полный пакет документов по каждой ГТД, в том числе, документы в соответствии с п. 15 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 №536, а также выполнило требования действующего законодательства для освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Суд не выявил признаков недостоверности представленных документов и сведений.

Заявленные таможенным органом доводы о невозможности применения льготы ввиду непредставления необходимых документов судом рассмотрены и признаны необоснованными.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации (статья 34 названного Закона).

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Каких-либо иных условий предоставления соответствующих льгот законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не устанавливают.

При таможенном оформлении товара декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот.

При этом, законодатель связывает право на льготу непосредственно с подтверждением заявленного статуса товара, а не со сведениями, которые указаны в грузовой таможенной декларации.

Таможенный орган не оспаривает, что ввезенное по всем ГТД оборудование в перечень подакцизных товаров не входит, относится к основным производственным фондам в качестве вклада в уставной капитал.

Цель ввоза оборудования подтверждена представленными обществом к таможенному оформлению документами, в том числе протоколом общего собрания № 5 от 03 октября 2006 года.

Отсутствие документального подтверждения расходов передающей стороны на приобретение имущества, передаваемого иностранным инвестором в качестве вклада в уставной фонд не может служить основанием невыпуска товаров.

Согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса РФ требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 63 Таможенного кодекса РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Кодексом.

Кроме того, как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении № 13643/04 от 19.04.2005, обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Вместе с тем, декларант не должен располагать данными документами, поскольку они находятся у иностранного инвестора, необходимость представления таких документов таможенным законодательством не установлена.

По указанному основанию судом отклонена и ссылка таможенного органа на отсутствие документального подтверждения права собственности иностранного инвестора на товар, ввозимый в качестве вклада в уставной фонд.

Достаточным документальным подтверждением полномочий иностранного инвестора в отношении поставляемых товаров является договор мены акций, представленный при декларировании.

Позиция таможенного органа о невозможности получения обществом льготы по уплате таможенных пошлин со ссылкой на непредставление документов о регистрации изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, является ошибочной.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества. Дополнительные акции размещаются при условии их полной оплаты (статья 34 Закона).

В соответствии с представленным в материалы дела Договором мены акций оплата акций осуществляется путем передачи имущества после завершения таможенного оформления (п. 3.1.2, 3.1.3 Договора; п. 8.6 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг от 14.02.2007).

В рассматриваемом случае, вышеназванные изменения не могут быть зарегистрированы именно вследствие невыпуска товаров, поставленных в качестве вклада в уставный капитал общества.

Более того, согласно п. 1 ст. 149, выпуску товаров могут препятствовать лишь нарушения таможенного законодательства, а государственная регистрация изменений в учредительные документы обществ таможенным законодательством не регламентируется, вследствие чего не может являться нарушением условий выпуска.

Довод таможенного органа о непредставление сведений о рыночной стоимости ввезенного оборудования, на том основании, что предельной датой, на которую действительна стоимость, определенная независимым оценщиком в соответствии с отчетом от 02.10.2006 № 06/38, является 02.04.2007, судом также отклонен.

Отсутствие у таможенного органа сведений о рыночной стоимости ввезенных товаров, само по себе, не может являться основанием для их невыпуска.

В случае необходимости таможенный орган вправе на основании статьи 323 Таможенного кодекса РФ не согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью и в порядке, предусмотренном таможенным законодательством, самостоятельно определить таможенную стоимость.

Ссылка таможенного органа на непредставление заявителем данных, указывающих на то, что при определении рыночной стоимости имущества независимый оценщик действовал в соответствии с законодательством государства, налоговым резидентом которого является передающая сторона, со ссылкой на статью 277 НК РФ, судом отклонена как несостоятельная.

Как следует из 2 абзаца ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой  таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Кроме того, в соответствии со статьей 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Судом рассмотрены и отклонены доводы таможенного органа, касающиеся неподтверждения заявителем технических характеристик задекларированных товаров, а также заявленного кода ТН ВЭД, поскольку таможенным органом не доказано, что они влияют на невозможность применения обществом льготы по уплате таможенных платежей в связи с ввозом оборудования в качестве вклада в уставной фонд организации, применение запретов или ограничений.

Помимо запроса дополнительных документов у декларанта, таможенный орган в целях проверки правильности заявляемого кода ТН ВЭД, определения характеристик товаров вправе использовать другие способы проверки этих сведений, которые позволены ему ТК РФ, поскольку, пункт 3 ст. 153 ТК РФ носит альтернативный характер и предусматривает, что при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным настоящим Кодексом.