• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 июля 2009 года  Дело N А53-12408/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2009г.

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2009г.

Арбитражный суд в составе Председательствующего судьи Гришко С.В.

при ведении протокола помощником судьи Шариповой С.Н.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью « Норма+»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области

о признании незаконным и отмене Постановления № 59 от 03.06.2009г. о привлечении к административной ответственности на основании ст.15.1 КоАП РФ

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Боженко И.А. доверенность от 29.06.2009г.

от МИФНС России № 11 по РО: Бондаренко Т.А. доверенность № 81.03-04/06100 от 14.04.2009г.

сущность спора: В открытом судебном заседании рассматривается заявление общества с ограниченной ответственностью «Норма+» (далее - общество) к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 11 по Ростовской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене Постановления № 59 от 03.06.2009г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 15.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил суду, что после проведения проверки изолированное помещение , предназначенное для приема , выдачи и временного хранения наличных денег, обществом было оборудовано Так же, заявитель полагает, что налоговый орган нарушил порядок проведения проверки.

Налоговый орган в представленном в суд письменном отзыве пояснил, что процессуальных нарушений при проведении проверки не установлено и в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1. КоАП РФ. Нарушение требований по технической укрепленности касс, а также соответствующего крепления сейфа квалифицируется как несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств и нарушение порядка работы с денежной наличностью и отвечает признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованного лица, суд установил следующее.

Должностными лицами налогового органа в период с 18.05.2009г. по 22.05.09.. на основании поручения от 18.05.2009г проведена проверка полноты учета выручки в помещении магазина , расположенном по адресу: Ростовская область г.Батайск, ул. М.Горького, 134, принадлежащем ООО «Норма+».

При проведении проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью: отсутствует изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денежной наличности.

Проверяющими сделан вывод о нарушении Обществом порядка хранения свободных денежных средств, чем нарушен п. 29 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г.

По результатам проверки составлен акт от 22 мая 2009. № 63-в и протокол об административном правонарушении № 59 от 22.05.2009 г.

Выявленное административное правонарушение квалифицировано на основании ст. 15.1. КоАП РФ, - как нарушение порядка хранения свободных денежных средств.

По итогам рассмотрения материалов проверки начальник Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области вынес Постановление от 03.06.2009 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 руб.

Используя право на судебную защиту, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ оспоренное Постановление проверено судом в полном объеме.

При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о том, что состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.1. КоАП РФ и вменяемого Обществу подтверждается материалами дела.

В статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

Из содержания акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что Обществом нарушен порядок хранения свободных денежных средств, в связи с отсутствием изолированного помещения, в котором осуществлялся прием и выдача, а также хранение денежных средств.

Совершенное обществом правонарушение квалифицировано на основании ст. 15.1. КоАП РФ, - как несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

Порядок работы с денежной наличностью и ведение кассовых операций на предприятиях установлен в письме Центрального Банка России от 04.10.93 N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 письма Центрального Банка России от 04.10.93 N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" для осуществления денежных расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее Порядок).

В пункте 1 Порядка ,определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (пункт 5 Порядка).

Согласно пункту 29 Порядка, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 Порядка.

Согласно Приложения № 3 Порядка для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей, помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

располагать исправным огнетушителем.

В пункте 30 Порядка предусмотрено, что все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

Из материалов дела следует, что расчеты с подотчетными лицами осуществляется в помещении магазина, а именно были выданы под отчет наличные денежные средства : 06.05.09г. - 6929 руб., 13.05.09г.- 9575 руб., 14.05.09г.- 8660 руб., 15.05.2009г. - 6332 руб. , также была выдана заработная плата работникам фирмы в сумме 25000 руб., что подтверждается кассовой книгой ООО «Норма+». В результате осмотра установлено, что в помещении магазина отсутствует изолированное помещение , предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.

Факт отсутствия изолированного помещения в момент проверки представитель Общества не отрицает.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в указанном магазине должно иметься специально оборудованное помещение, предназначенное для приема, выдачи и хранения свободных денежных средств ( заработной платы, выручки до передаче инкассации, денежных средств в пределах лимитов, разменной монеты и т.д.).

Факт необорудования надлежащим образом помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, установлен административным органом, что подтверждается: протоколом осмотра, составленным в присутствии понятых, актом проверки от 22.05.09 г., протоколом об административном правонарушении от 22.05.2009г. № 59.

В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Обществом контроля за соблюдением порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, что подтверждает ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению установленного порядка ведения расчетных операций. Отсутствие кассового помещения свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного порядка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1. КоАП РФ.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Согласно статье 23.5 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 15.1, рассматривают налоговые органы.

Суд не усмотрел превышения налоговой инспекцией своих полномочий при осуществлении проверки соблюдения обществом порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Согласно ч. 1 ст. 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом налоговой инспекции - государственным инспектором, в пределах компетенции, определенной ч.1 ст. 28.3, ст. 23.5 КоАП РФ.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из протокола № 59 об административном правонарушении от 22.05.2009г. следует, что он составлен в присутствии законного представителя Общества - директора Чебукова С.В..

Постановление по делу об административном правонарушении № 59 от 03.06.2009г. принято по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № 59 от 22.05.2009г., в присутствии директора Общества Чебукова С.В. надлежащим образом извещенного о дне, времени и месте рассмотрения дела ( л.д. 46)

Процессуальных нарушения при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Норма+» , о признании незаконными отмене Постановления Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области № 59 от 03.06.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.В.Гришко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-12408/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 30 июля 2009

Поиск в тексте