АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 02 августа 2011 года  Дело N А53-12408/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «26» июля 2011.

Полный текст решения изготовлен  «02» августа 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевич И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного Управления  государственного  автодорожного  надзора  Федеральной  службы по надзору  в сфере  транспорта

к индивидуальному предпринимателю Яценко Александру Александровичу ИНН 614317347435, ОГРН 309612702700049

при участии:

от заявителя: представитель  Тимофеев  Д.С. (доверенность от 25.01.2011 года)

от заинтересованного лица: представитель не явился.

Установил: Южное Управление  государственного  автодорожного  надзора  Федеральной  службы по надзору  в сфере  транспорта обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении к административной ответственности  индивидуального предпринимателя Яценко Александра Александровича за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В порядке статьи  163 Арбитражного процессуального  кодекса РФ в судебном заседании 19.07.2011 объявлен перерыв до 26.07.2011 до 09 час. 45 мин., в обоснование чего судом было принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в установленное время было  продолжено.

Заявитель в судебное заседание явился, поддержал доводы изложенные в заявлении и наставал на их удовлетворении, по основаниям нарушения заинтересованным лицом положений действующего законодательства.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, истребованные судом документы не представило, однако о дате, месте и времени проведения судебного заедания извещено надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие документальные подтверждения.

При исследовании имеющихся в материалах дела документов Арбитражным судом Ростовской области установлено, что  03.05.2011 в 20 час.00 мин. КПМ «Кущевский», 1123 км, согласно  сообщения №005/149 от 03.05.2001 и сообщения  «007/150 от  03.05.2011 при проверке  автотранспорта  на  линии  органами ГИБДД выявлено  совершение предпринимателем Яценко А.А.  административного правонарушения, а именно: нарушение  (невыполнение) лицензионных требований и условий при осуществлении  перевозок  пассажиров  автомобильным транспортом, оборудованным  для перевозок более 8 человек.

По факту выявленных нарушений 02.06.2011 государственным инспектором Южного Управления Автодорнадзора в отношении индивидуального предпринимателя Яценко  А.А.  составлен протокол об административном правонарушении по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статей 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по подведомственности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодекса или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования указанного вида деятельности определен Положением «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.10.2006 № 637 (далее Положение о лицензировании).

Из материалов дела следует, 28.06.2011г. в 10 час.00 мин. Ростовская область г. Сальск ул. Верхняя № 89 «а» при рассмотрении сообщения № 005/149 от 03.05.2011г. и сообщения 007/150 от 03.05.2011г. выявлено совершение индивидуальным предпринимателем Яценко  А.А. , осуществляющего свою деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС-61-0011270 от 09.11.2009г., сроком действия по 09.11.2014г., административного правонарушения, а именно: нарушение (невыполнение) лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8-и человек:

1) 03.05.2011г. в 20.00ч., КПМ «Кущевский», 1123 км, согласно сообщения № 005/149 от 3.05.2011г. при проверке автотранспорта на линии органами ГИБДД, было установлено, что водитель Пельчук Ю.Л. согласно путевому листу № 185 от 29.04-3.05.2011г. осуществлял перевозку пассажиров в междугороднем сообщении по маршруту « г. Ростов-на-Дону - г. Азов -ст.Новомихайловская» на АТС марки Сетра, гос. номер Т 383 ЕС 161 rus, принадлежащем предпринимателю Яценко Александру Александровичу, проживающего Ростовская область, Песчанокопский район, с.Развильное, ул.Партизанская, 81, с нарушениями транспортного законодательства, которые могли повлечь возникновение угрозы общественным отношениям, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а именно:

- места для сидений не оборудованы ремнями безопасности, при том, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугороднем сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. Нарушение п. 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных  лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения», ст. 16,20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. и пункта 4 (а,б,в) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года№ 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек».

2) 3.05.2011г. в 20 час.00 мин., КПМ «Кущевский», 1123 км, согласно сообщения №007/150 от 3.05.2011г. при проверке автотранспорта на линии органами ГИБДД, было установлено, что водитель Яценко А.А. согласно путевому листу № 1843 от 29.04-3.05.2011г. осуществлял перевозку пассажиров в междугороднем сообщении по маршруту « ст. Новомихайловка-г. Ростов-на-Дону» на АТС марки Неоплан, гос. номер Е 440НА 161 rus, принадлежащем предпринимателю Яценко Александру Александровичу, проживающего Ростовская область, Песчанокопский район, с.Развильное, ул.Партизанская, 81с нарушениями транспортного законодательства, которые могли повлечь возникновение угрозы общественным отношениям, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а именно:

- места для сидений не оборудованы ремнями безопасности, при том, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугороднем сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. Нарушение п. 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения», ст. 16,20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. и пункта 4 (а,б,в) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек».

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Суд приходит к выводу о том, что имеет место факт осуществления индивидуальным предпринимателем Яценко  А.А.   предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в связи с чем, заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Федеральный закон от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В данном случае лицензионные требования и условия установлены пунктом 4 Положения Правительства Российской Федерации «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.10.2006г.  № 637 (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г.  № 637), к которым относятся следующие положения:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки выявлено осуществление индивидуальным предпринимателем лицензируемой деятельности по перевозкам пассажиров на заказных маршрутах, в соответствии с выданной лицензией регистрационный номер с нарушением требований и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), и установленных Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.10.2006 № 637, а именно:

1. пункта 2.2 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденных приказом Министерства транспорта от 08.01.1997 № 2, пункта 2.3.5 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, подпункта в пункта 4  Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г № 637.

В соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации владелец лицензии обязан: обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по  обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм, не допускать передачу лицензии и лицензионных карточек другому юридическому или физическому лицу.

Из административного материала, представленного Управлением следует, что  обществом к перевозке пассажиров  по междугородним маршрутам привлекаются транспортные средства, в которых места для сидения не оборудованы ремнями безопасности.

В данном случае лицензионный вид деятельности заинтересованным лицом   осуществлялся без соблюдений требований, установленных лицензией, следовательно, квалификация правонарушения дана лицензирующим органом правильно.

Таким образом, выявленные нарушения транспортного законодательства административным органом были квалифицированы правильно, как осуществление обществом деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которые ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Южного управления Государственного автодорожного надзора подлежит удовлетворению.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 г. № 7-П, хозяйствующие субъекты не лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, общество на них не ссылается,  равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при надлежащем информировании представителя заинтересованного  лица.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение

В  силу  положений  статьи  65  Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (пункт 1). Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (пункт2).

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленную силу.

Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде наложении административного штрафа  от тридцати до  сорок тысяч рублей.

При определении  размера административного взыскания в виде штрафа, судом принимается во внимание,  что  заинтересованное лицо не  привлекалось за аналогичные административные  правонарушение, в связи с чем суд считает, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000  рублей соответствует принципам справедливости и соразмерности наказания.