АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 ноября 2008 года  Дело N А53-13701/2008

Резолютивная часть решения объявлена  31.10.2008г.

Полный текст решения изготовлен  07.11.2008г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

Судьи  Ширинской И.Б.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Ширинской И.Б.

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению  Открытого акционерного общества  «Российские железные дороги» в лице Ростовского отделения СКЖД- филиала ОАО «РЖД»

к  Межрайонной  ИФНС  России  №6 по  Ростовской области.

3лицо: Управление  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области.

о  признании  недействительным  решения  Межрайонной ИФНС России № 6 по Ростовской области  №7 от 17.06.2008.

при участии:

от  ОАО «РЖД»: начальник юротдела  Кипритиди Л.М. дов. от 19.12.2007, зам.нач-ка отдела Дудников А.С. дов. от 04.06.2008.

от Межрайонной ИФНС России №6 по Ростовской области: начальник юротдела Юдина В.Ф. дов. от 01.07.2008, гл. специалист  Сосницкая И.И. дов. от 01.09.2008.

от 3  лица:  главный специалист-эксперт Лукьянова Н.П. дов. от 29.01.2008.

Сущность спора: в открытом судебном заседании  рассматривается  заявление ОАО  «Российские железные дороги» в лице Ростовского отделения СКЖД - филиала ОАО «РЖД»  к  Межрайонной  ИФНС  России №6  по Ростовской области  о признании  недействительным  решения  Межрайонной ИФНС России № 6 по Ростовской области  №7 от 17.06.2008.

В соответствии со статьей  51 АПК РФ суд  к участию в деле привлек  в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно  предмета спора- Управление  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области.

В судебном заседании 27.10.2008 в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 31.10.2008 до 12час. 00мин. о чем вынесено протокольное определение.

После перерыва судебное заседание объявлено продолженным 31.10.2008 в 12час.00мин.

В судебном  заседании представитель ОАО «РЖД»  поддержал заявленные требования,  полагая, что решение  налогового органа не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика. Одновременно представитель общества считает, что налоговым органом необоснованно доначислен земельный налог за 2006год, пени и налоговые санкции за неуплату налога, а также налоговые санкции по статье 119 Налогового кодекса и статьи 126 Кодекса.

Представитель налоговой инспекции заявленные требования не признал, считая решение законным и обоснованным. Представители инспекции утверждают, что Ростовское отделение структурного подразделения СКЖД -филиал ОАО «РЖД» являлось в 2006 году плательщиком земельного налога за участок площадью 417,0га.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  в судебном заседании пояснил, что  с 1991 года и до момента передачи функций по государственной регистрации никаких правоудостоверяющих  документов  на право собственности, постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки  заявителю или его предшественникам не выдавались.

Выслушав доводы и пояснение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд  установил следующее.

На  основании  решения исполняющего обязанности  начальника налогового органа  №1534 от 03.09.2007  была проведена выездная налоговая проверка Ростовского отделения - структурного подразделения СКЖД -филиал ОАО «РЖД»  по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.

Решениями налоговой инспекции от 02.10.2007 и от 02.11.2007  выездная налоговая проверка приостанавливалась в связи с необходимостью получения ответов на запросы в территориальный отдел по г.Новошахтинску.

Решением исполняющего обязанности руководителя налоговой инспекции №2 от 27.02.2008 проверка была возобновлена.

В ходе проверки установлено,  что предприятием  в 2006 году не исчислялся и не уплачивался земельный налог, не представлялась налоговая декларация, а также расчеты авансовых платежей по земельному налогу.

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт №12 от 28.04.2008.

17.06.2008 начальник  налогового органа на основании акта выездной налоговой проверки  от 28.04.2008, возражений, материалов встречных проверок,  принял решение  о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением  заявителю начислен земельный налог  за 2006 год в сумме 7682852руб., пени по земельному налогу в сумме 1312236,24руб.,  налоговые санкции по статье 119 Налогового кодекса  в сумме 10755992,80руб., по статье 122 Кодекса в сумме 1536570,40руб., по статье 126 Кодекса в сумме 200руб.

Общество считает решение от 17.06.2008 незаконным и  указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что требования заявленные обществом  не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона о федеральном железнодорожном транспорте от 25.08.1995 №153-ФЗ, утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ, землями железнодорожного транспорта являлись земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

Пунктом 1 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги" установлено, что открытое акционерное общество "Российские железные дороги" создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

В силу статьи 11 Федерального закона о приватизации федерального имущества от 21.12.2001 №178-ФЗ организации, созданные в порядке приватизации являются правопреемниками приватизированных государственных предприятий.

Федеральным законом от 27.02.2003 №29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта было создано ОАО "РЖД".

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 №29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 №29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что ОАО "РЖД" не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:

магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;

малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;

информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;

объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;

объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва.

В силу пункта 7 статьи 1 ЗК РФ "Основные принципы земельного законодательства" платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с  главой 31 "Земельный налог" раздела X "Местные налоги", статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" в лице Ростовского отделения СКЖД-филиала ОАО «РЖД»  являлось пользователем земельных участков.

Судом установлено, что  данные земельные участки в аренду в 2006 году заявителю не передавались, а были переданы в аренду 09.02.2007года..

С 01.01.2005 Федеральным законом от 29.11.2004 №141-ФЗ введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса  земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса  Российской Федерации земельный налог должен уплачиваться собственниками или землепользователями, а арендаторами - арендная плата. Судом установлено и подтверждено заявителем, что в 2006 году ОАО "РЖД" в лице  Ростовского отделения СКЖД-филиала ОАО «РЖД» арендатором не являлось.

Вместе с тем необходимо отметить, что правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утверждены только в 2006 году Постановлением Правительства Российской Федерации  от 29.04.2006 №264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Данное постановление действует с  16 мая 2006 года.

Суд отклоняет довод  заявителя о том, что договор аренды не был своевременно заключен по вине Администрации г.Новошахтинска, так как обществом не представлены документы подтверждающие отказ в заключении договора аренды.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что отсутствие у ОАО "РЖД" правоустанавливающего документа на спорный участок не может освобождать общество от уплаты земельного налога, так как земли были фактически переданы в пользование вместе с находящимся на них имуществом и фактически использовались обществом. Договор аренды не заключался, и арендная плата за земли в 2006 году обществом не вносилась. Вместе с тем  с силу  положения статьи 387 Налогового кодекса  об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 ЗК РФ о платности использования земли, организации, своевременно не оформившие договоры аренды или правоудостоверяющие документы на фактически используемые ими земельные участки не могут быть освобождены от уплаты налога.

Таким образом,  заявителю правомерно доначислен  земельный налог за 2006 год в сумме7682852руб., соответствующие пени и налоговые санкции по статье 122 Кодекса  в сумме 1536570,40руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса  РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Статьей 398 Налогового кодекса РФ установлена обязанность представить налоговую декларацию по земельному налогу в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса  РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Материалами дела подтвержден факт неисполнения обществом обязанности по уплате земельного налога за 2006 год и  представлению декларации в налоговый орган, в связи с чем привлечение заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной  пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса, в виде взыскания штрафа  в сумме  10755992,80 руб.  является правомерным.

Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса  Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений или документов, предусмотренных названным Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.

Суд считает, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за непредставление  расчетов по авансовым платежам земельного налога в сумме 200руб.

Следовательно, решение инспекции  соответствует нормам материального права.

Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на  заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может  быть обжаловано в соответствии с главами 34 и 35 АПК РФ.

Судья  Ширинская И. Б.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка