АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 августа 2010 года  Дело N А53-13704/2010

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2010.

Решение в полном объеме изготовлено 10.08.2010.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Липатовой Веры Ивановны

при ведении протокола судебного заседания судьей Липатовой Верой Ивановной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Егорлыкского района

о привлечении индивидуального предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича

к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя: Мазницын В.В. (удостоверение от 05.06.2009 ТО №072533),

установил:

прокуратура Егорлыкского района обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуальный предприниматель и его представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, что подтверждается уведомлением о вручении.

Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить. Пояснил, что проверка проведена с соблюдением действующего законодательства. Индивидуальным предпринимателем совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление фармацевтической деятельности с нарушением обязательных к выполнению лицензионных требований и условий.

В судебном заседании 27.07.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 03.08.2010 до 15 часов 20 минут. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителя заявителя.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителя лица, участвующего в деле, суд установил следующее.

Садовский Алексей Юрьевич является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., серия 61 №004819571.

Индивидуальному предпринимателю Садовскому Алексею Юрьевичу выдана лицензия от 10.07.2009 №ЛО-61-02-000297 на осуществление фармацевтической деятельности.

Прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области совместно с сотрудниками ОВД по Егорлыкскому району 30.06.2010 проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Садовским Алексеем Юрьевичем (аптека "Здоровье", расположенная по адресу: Ростовская область, станица Егорлыкская, ул. Ворошилова, 85) требований лицензионного законодательства в сфере осуществления фармацевтической деятельности.

Объектом, используемым для осуществления фармацевтической деятельности, является аптека "Здоровье", расположенная по адресу: Ростовская область, ст. Егорлыкская, ул. Ворошилова, д. 85.

В ходе проверки данного объекта установлено, что "фармацевтом Лозуновой С.В. 30.06.2010 в 11 часов 24 минуты осуществлена реализация лекарственных средств "Виферон 500000 МЕ" стоимостью 294 рубля 80 копеек и "Фенибут" стоимостью 98 рублей 40 копеек без рецепта врача, что отражено в акте проверки от 30.06.2010. Акт проверки подписан фармацевтом Лозуновой С.В..

30.06.2010 ОВД по Егорлыкскому району в присутствии понятых Акулич А.И и Левицкого М.В., продавца Лозуновой С.В. проведен осмотр аптеки "Здоровье", расположенной по адресу: Ростовская область, ст. Егорлыкская, ул. Ворошилова, 85.

В ходе осмотра установлено, что "Возле восточной и южной стен расположены шкафы-витрины с лекарствами. Со слов присутствующей при осмотре Лозуновой Светланы Васильевны на витринах не выложены лекарственные препараты "Виферон" и "Фенибут", реализация которых запрещена без рецепта врача, однако она произвела реализацию указанных препаратов гр-ке Метохо Е.В. без рецепта врача.".

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения условий лицензирования индивидуальным предпринимателем Садовским Алексеем Юрьевичем при осуществлении розничной продажи лекарственных средств, а именно установлен факт реализации 30.06.2010 фармацевтом Лозуновой С.В. лекарственных средств "Виферон" и "Фенибут" без предъявления рецепта врача установленного образца.

30.06.2010 по факту нарушений фармацевтом Лозуновой С.В. даны объяснения следующего содержания: "30.06.2010 я находилась на своем рабочем месте. Примерно в 11 часов 20 минут я продала гражданке лекарственные средства "Виферон 500000 МЕ" стоимостью 294 рубля 80 копеек и "Фенибут" стоимостью 98 рублей 40 копеек без рецепта врача".

Опрошенный в ходе проверки покупатель Метохо Евгения Владимировна подтвердила факт реализации фармацевтом Лозуновой С.В. указанных лекарственных средств без рецепта врача.

30.06.2010 прокурором Егорлыкского района Ростовской области юристом 1 класса Тужаковым А.С. в отношении индивидуального предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации. Индивидуальному предпринимателю Садовскому А.Ю. разъяснены права, с постановлением он ознакомлен, копию постановления получил 30.06.2010.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокуратура Егорлыкского района Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуально предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При проведении проверок органы прокуратуры руководствуются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; лекарственными средствами являются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416, к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом, как закреплено в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Под грубым нарушением, исходя из пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, согласно подпункту "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.

В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пунктами 6.1 и 6.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80, предусмотрено, что отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора. При поступлении в аптечную организацию рецептов и требований установленных образцов специалист аптечной организации проводит оценку их соответствия определенным требованиям и согласно тарифам определяет стоимость отпускаемого лекарственного препарата.

В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 № 578.

Материалами административного дела подтверждается, что в ходе проверки аптеки "Здоровье" (ИП Садовский А.Ю.), расположенной по адресу: Ростовская область, ст. Егорлыкская, ул. Ворошилова, 85, установлен факт реализации лекарственных средств "Виферон" и "Фенибут" без рецепта врача.

Лекарственные препараты "Виферон" и "Фенибут" в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 №578, не включены, следовательно, обязательным требованием при их продаже является наличие у покупателя соответствующего рецепта врача. Невыполнение лицензиатом данного требования следует расценивать как грубое нарушение лицензионных условий.

Нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом  "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416, относится к грубым.

Учитывая изложенное, материалами административного дела подтвержден факт грубого нарушения лицензионных требований, выразившийся в розничной продаже лекарственных средств без рецепта врача.

Указанное в заявлении событие правонарушения и представленные в материалы дела доказательства позволяют арбитражному суду квалифицировать действия индивидуального предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича (аптека "Здоровье") по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Вина индивидуального предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича выразилась в том, что он должен был соблюдать лицензионные требования и условия.

Несоблюдение при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к формальным требованиям публичного порядка.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Садовский Алексей Юрьевич не предпринял всех необходимых мер по соблюдению им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий при осуществлении им фармацевтической деятельности.

Порядок привлечения индивидуального предпринимателя Садовского А.Ю. (аптека "Здоровье") к административной ответственности заявителем не нарушен. Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено, а, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что индивидуальный предприниматель Садовский А.Ю. ранее к административной ответственности не привлекался.

Суд считает, что вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность при рассмотрении административного дела, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд считает возможным привлечь индивидуального предпринимателя Садовского Алексея Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в минимальном размере 4000 рублей.