АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июля 2010 года  Дело N А53-13708/2010

Резолютивная часть решения объявлена  26 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен  30 июля 2010 года.

Арбитражный суд  Ростовской  области

в составе председательствующего судьи Комурджиевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дрижак Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокуратуры г. Волгодонска

к обществу с ограниченной ответственностью «Полюшко»

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: помощник прокурора Борсук Н.Н.

от заинтересованного лица: не явился.

установил:

прокуратура г. Волгодонска обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Полюшко» (далее - ООО «Полюшко») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить. Пояснил, что проверка проведена с соблюдением действующего законодательства. ООО «Полюшко» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился, надлежащим образом о судебном заседании извещен.

Извещение получено 13 июля 2010г согласно почтового уведомления.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы заявителя, суд установил следующее.

ООО «Полюшко» является юридическим лицом, зарегистрировано по адресу: Ростовская области, г. Волгодонск, ул. Пинерская 140 «а».

ООО «Полюшко» выдана лицензия №ЛО-61-02-000274 на осуществление фармацевтической деятельности от 28.05.2009.

Прокуратурой г. Волгодонска проведена проверка соответствия законодательства о лекарственных средствах и их безопасности для здоровья человека, соблюдения порядка ценообразования  на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в аптечном учреждении ООО «Полюшко».

Объектом, используемым обществом для осуществления фармацевтической деятельности, является аптека, расположенная по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. 50 лет СССР, 10.

29.06.2010 прокуратурой г. Волгодонска  совместно с сотрудниками отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД по городу Волгодонску проведена проверка аптеки, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. 50 лет СССР, 10.

В ходе осмотра установлено, что реализация лекарственных средств:

·  «Панангин» р/р 10 мл (производство Венгрия);

·   «Симвастатин» 20 мг (производство ЗАО «Алсифарм» г. Москва);

·   «Эналаприл 10 мг. № 20 (производство «Хемофарм» г. Обнинск);

·   «Конкор» 5 мг № 50 (производство  «Велафарм» Россия);

·   «Веро-амлодипин» 10 мг. № 30 (производство  «Велафарм» Россия)  осуществляется без предъявления рецепта врача.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения обществом условий лицензирования при осуществлении розничной продажи лекарственных средств, а именно установлен факт реализации  лекарственных средств без рецепта врача.

Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 29.06.2010. Протокол составлен в присутствии понятых, с участием директора ООО «Полюшко» Молостовцева В.В., который  его подписал без замечаний и разногласий.

30.06.2010 по факту нарушений директором ООО «Полюшко» Молостовцевым В.В. были даны объяснения, в которых Молостовцев В.В. подтверждает факт продажи лекарственных средств «Панангин», «Симвастатин», «Эналаприл» «Конкор», «Веро-амлодипин» без рецепта, признает факт нарушения лицензионного законодательства.

30.06.2010 прокурором г. Волгодонска  в отношении ООО «Полюшко» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации. Директор ООО «Полюшко» с настоящим постановлением ознакомлен 30.06.2010, копию получил.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор г. Волгодонска  обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО «Полюшко» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При проведении проверок органы прокуратуры руководствуются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; лекарственными средствами являются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416, к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом, как закреплено в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Под грубым нарушением, исходя из пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, согласно подпункту "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.

В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пунктами 6.1 и 6.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80, предусмотрено, что отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора. При поступлении в аптечную организацию рецептов и требований установленных образцов специалист аптечной организации проводит оценку их соответствия определенным требованиям и согласно тарифам определяет стоимость отпускаемого лекарственного препарата.

В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 № 578.

Материалами административного дела подтверждается, что в ходе проверки аптеки ООО «Полюшко», расположенной по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск,  ул. 50 лет СССР, 10. установлен факт реализации  лекарственных  средств «Панангин», «Симвастатин», «Эналаприл» «Конкор», «Веро-амлодипин»  без рецепта врача.

Вышеперечисленные лекарственные препараты Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 № 578, не включен, следовательно, обязательным требованием при их продаже является наличие у покупателя соответствующего рецепта врача. Невыполнение лицензиатом данного требования следует расценивать как грубое нарушение лицензионных условий.

Нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом  "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416, относится к грубым.

Учитывая изложенное, материалами административного дела подтвержден факт грубого нарушения лицензионных требований, выразившийся в розничной продаже лекарственного средства без рецепта врача.

Указанное в заявлении событие правонарушения и представленные в материалы дела доказательства позволяют арбитражному суду квалифицировать действия общества с ограниченной ответственностью ООО «Полюшко» по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Вина общества с ограниченной ответственностью ООО «Полюшко»  выразилась в том, что оно должно было соблюдать лицензионные требования и условия.

Несоблюдение обществом с ограниченной ООО «Полюшко» при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

Судом установлено, что ООО «Полюшко» не предприняло всех необходимых мер по соблюдению им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий при осуществлении им фармацевтической деятельности.

Порядок привлечения к административной ответственности заявителем не нарушен.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляет его законный представитель.

В соответствии со статьей 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении необходимо получение объяснений законного представителя лица, в отношении которого ведется административное производство.

Объяснения директора ООО «Полюшко» Молостовцева В.В. заявителем получено 30.06.2010.

В силу пункта 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.