АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 марта 2012 года  Дело N А53-13728/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «29» февраля 2012 г.

Полный текст решения изготовлен  «06» марта 2012 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Э.П. Мезиновой

при ведении протокола судебного заседания при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.И. Гуденицей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ИНН 2607018122, ОГРН1052600002180)

к Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области

о признании недействительным  решения, требования,  об обязании возвратить налог и пени

при участии:

от заявителя - представитель Орехов Ю.А. по доверенности № 378/2011 от 01.11.2011

от заинтересованного лица - представитель Дрыгина В.М. по доверенности № 10 от 16.01.2012, Толокова Н.Ю. по доверенности от 10.01.2012

установил: открытое акционерное общество «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными  решения № 6294 от 30.03.2011 в части  доначисления 4 113 268 рублей налога на имущество за 9 месяцев 2010; требования № 14652 от 17.06.2011 об обязании возвратить 4 334 561,99 рублей налога и пени.

В порядке статьи 48 АПК РФ 11.01.2012 судом  произведена процессуальная замена заявителя - открытого акционерного общества «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» на открытое акционерное общество «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», по причине реорганизации в форме присоединения к ОАО «ОГК-2».

В судебном заседании заявитель ходатайствовал об увеличении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит о признании недействительным  решения № 6294 от 30.03.2011 в части  отказа в применении льготы и доначисления 4 113 268 рублей налога на имущество за 9 месяцев 2010; требования № 14652 от 17.06.2011 и от 14.07.2011 № 36292, и  об обязании возвратить 4 356 053,84 рублей налога и пени, уплаченных по платежным поручениям от 05.07.2011 № 8543, 05.07.2011 № 8652, от 28.07.2011 № 10071.

Уточнение судом принято.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Заявленные требования мотивированы наличием у Общества переплаты по налогу на имущество, которые образовались в результате доначисления налоговым органом налога на имущества и выставления требования налогоплательщику. В качестве обоснования заявитель ссылается  на наличие налоговой льготы по налогу на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно применена налоговая льгота по налогу на имущество организаций, поскольку на балансе общества отсутствуют линии энергопередачи и использование объектов, исключенных из налогообложения, для собственных и производственных нужд в процессе производства электроэнергии. Кроме того, проверкой установлено несоответствие кодов ОКОФ, присвоенных объектам в инвентарных карточках, кодам ОКОФ, поименованным в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Рассмотрев материалы дела, исследовав все представленные доказательства, суд установил следующее.

ОАО «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» 22.10.2010 в Межрайонную ИФНС России № 13 по Ростовской области был представлен авансовый отчет по налогу на имущество организаций в части деятельности обособленного подразделения «Новочеркасская ГРЭС» за 9 месяцев 2010 года, в котором налогоплательщиком заявлена налоговая льгота по налогу на имущество в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки был составлены акт камеральной проверки № 22300 от 07.02.2011, который направлен по почте 11.02.2011 заказным письмом с уведомлением.

Не согласившись с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, налогоплательщик представил в налоговый орган возражения № 09057 от 24.02.2011.

Уведомление № 32175 от 02.03.2011 о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки направлено по почте 03.03.2011 заказным письмом с уведомлением о вручении. Рассмотрение материалов проверки и представленных возражений состоялось 21.03.2011 в присутствии уполномоченного представителя налогоплательщика Орехова Ю.А. по доверенности № 35 от 15.02.2011, что подтверждается протоколом рассмотрения № 22-06/22300 от 21.03.2011.

Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области вынесено решение № 6294 от 30.03.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 4 113 268 руб.

Суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом процессуальных норм при осуществлении мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению налогового органа, обществом неправомерно применена льгота по налогу на имущество организаций, а именно:

- налоговая льгота предоставляется только организациям, на балансе которых учитываются электрические сети и объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС). ОАО «ОГК-6» осуществляет деятельность по выработке электроэнергии, а электрическое оборудование и сооружения, используемые для производственных нужд, не относящиеся к ЕНЭС, не могут рассматриваться как льготируемые объекты.

- проверкой установлено несоответствие кодов ОКОФ, присвоенных объектам в инвентарных карточках, кодам ОКОФ, поименованным в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Общество, не согласившись с вышеуказанным решением налоговой инспекции, обжаловало его в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, решением № 15-14/2637 от 14.06.2011 в удовлетворении жалобы отказало, оставив решение налогового органа без изменения.

По итогам вынесения решения № 6294 от 30.03.2011, налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 14652 от 17.06.2011, в котором указано в срок до 07.07.2011 уплатить сумму налога на имущество - 4 113 286 руб. и 221 293,99 руб., в случае неисполнения которого налоговый орган оставил за собой право в соответствии со статьями 46, 47, 76, 77 Налогового кодекса Российской Федерации применить меры принудительного взыскания. Впоследствии, налоговый орган 14.07.2011 вынес требование № 36292 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.07.2011 о наличии задолженности по пени в сумме 21 491,85 руб.  Как следует из пояснительного письма № 03-35/19749 от 28.11.2011, пени начислены в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату доначисленных сумм авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2010 года.

Во избежание принятия налоговым ограном мер принудительного порядка, заявитель оплатил всю сумму по требованию от 17.06.2011 № 14652 платежными поручениями от 05.07.2011 № 8543 и № 8652, и сумму по требованию от 14.07.2011 № 36292 платежным поручением № 10071 от 28.07.2011.

Общество оспорило решение № 6294 от 30.03.2011 и требования № 14652 от 17.06.2011, № 36292 от 14.07.2011  в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, выслушав пояснения сторон, суд пришел к выводу, что требования заявителя  подлежат удовлетворению в виду следующего.

ОАО «ОГК-6» в силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является налогоплательщиком налога на имущество организаций. Основное направление деятельности - производство и реализация электроэнергии потребителям в рамках системы энергопередачи.

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом случае является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу вышеуказанной нормы, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Данным постановлением закреплено имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Указанное обществом как льготируемое имущество функционально входит в Перечень имущества, утвержденного Постановлением № 504, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, это и является основанием для применения льготы, предусмотренной положениями статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налогового органа об отсутствии у общества на балансе имущества, относящегося к ЕНЭС, а также то, что основным видом деятельности является производство электроэнергии, а не ее передача и распределение подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, а не осуществление определенного вида деятельности.

Вид деятельности налогоплательщика (передача или выработка электроэнергии), на необходимость подтверждения которого указывает инспекция в акте, для применения льготы по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации правового значения не имеет.

Кроме того, помимо основных видов деятельности ОАО «ОГК-6» таких как деятельность по поставке электрической и тепловой энергии; деятельность по покупке электрической и тепловой энергии с ОРЭМ; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования, в Приложении к Уведомлению о присвоении кодов ОКВЭД указаны такие виды деятельности как 40.10.2 - передача электроэнергии и 40.10.3 - распределение электроэнергии.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон № 35-ФЗ) общество является субъектом электроэнергетики.

В статье 3 Закона № 35-ФЗ определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии.

Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ).

При таких обстоятельствах, спорная налоговая льгота по налогу на имущество в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики.

Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а следовательно, находящееся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, могут рассматриваться как линии энергопередачи.

Уставные виды деятельности заявителя неразрывно связаны с распределением и передачей тепло- и электроэнергии в силу ее особых свойств как товара. На балансе ОАО «ОГК-6» находятся основные средства, необходимые для передачи и распределения тепло- и электроэнергии.

Процесс передачи распределения тепло- и электроэнергии невозможен без использования устройств, состоящих на балансе общества, являющихся неотъемлемой технологической частью системы энергоснабжения.

Довод налогового органа о несоответствии кодов ОКОФ, присвоенных объектам в инвентарных карточках, кодам ОКОФ, поименованным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 не может являться квалифицирующим признаком, определяющим правомерность либо неправомерность применения обществом льготы по налогу на имущество, отклонен судом в виду следующего.

Заявителем представлен перечень имущества, не подлежащего налогообложению по налогу на имущество организаций. Включенные в перечень имущества основные средства входят в общую систему энергопередачи и являются ее необходимыми элементами.

Сопоставление ОКОФ, технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне, указывают на следующее.

Обществом заявлена льгота исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня.

В решении налогового органа не приведено конкретных объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщиком неправомерно применена льгота.

Вместе с тем, заявителем 27.04.2010  в ответ на требование налогового органа № 9330 от 19.10.2010, а также сообщения с требованием представления пояснений № 5562 от 12.11.2010 и  № 6307 от 21.12.2010 представлены все необходимые для проведения проверки документы, в том числе представлен утвержденный перечень льготируемого имущества за 2007-2010 годы с указанием оснований для включения объектов основных средств в состав льготируемого имущества.

Из решения налогового органа не следует, что приведенные в перечне основания не соответствуют установленным в графе «Примечания» Перечня, утвержденного постановлением Правительства № 504.

Сопоставление ОКОФ, технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне, указывают на то, что Налогоплательщиком заявлена льгота исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня.

1) Здания для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей.

Согласно графе «Примечания» Перечня к коду ОКОФ 114521012, льготированию подлежат инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, в том числе общестанционного пункта управления.

Из объектов, в отношении которых заявлена льгота, к Зданиям для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей относятся следующие объекты:

«Здание главного корпуса с оси 1 по ось 38», «Здание релейного щита», «Здание релейного щита 2» и «Здание релейного щита ОРУ-330кВ», «Насосная станция, подкачивающая Литер А-1» и «Насосная станция центральная подмешивающая насосная Литер А-2».

«Здание главного корпуса с оси 1 по ось 38» Инвентарная карточка № 94.

Как следует из технической документации данного объекта, в Здании главного корпуса расположен Центральный щит управления (ЦЩУ) и размещено оборудование, относящееся к отходящим линиям электропередач, и являющееся неотъемлемой частью технологических линий электропередач (ЛЭП).

Границей раздела по отходящим линиям электропередач между электростанцией и электросетевым предприятием является ближайшая натяжная опора (портал) с натяжной гирляндой изоляторов, находящаяся на территории или за территорией электростанции. При этом, все оборудование, относящееся к отходящей  ЛЭП: первичное (выключатели, разъединители, ограничители перенапряжения, фильтры и заградители присоединения, конденсаторы связи, измерительные трансформаторы тока и напряжения, кабельные связи и др.) и вторичное  (оборудование релейной защиты, измерения, сигнализации, управления, щитовые приборы, осциллографы и др.)  находится на балансе электростанции, управляются и обслуживаются (ремонтируются) персоналом электростанции (в т.ч. капитальные ремонты).