• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 марта 2012 года  Дело N А53-13728/2011

Резолютивная часть решения объявлена «29» февраля 2012 г.

Полный текст решения изготовлен «06» марта 2012 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Э.П. Мезиновой

при ведении протокола судебного заседания при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.И. Гуденицей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ИНН 2607018122, ОГРН1052600002180)

к Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области

о признании недействительным решения, требования, об обязании возвратить налог и пени

при участии:

от заявителя - представитель Орехов Ю.А. по доверенности № 378/2011 от 01.11.2011

от заинтересованного лица - представитель Дрыгина В.М. по доверенности № 10 от 16.01.2012, Толокова Н.Ю. по доверенности от 10.01.2012

установил: открытое акционерное общество «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России №13 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными решения № 6294 от 30.03.2011 в части доначисления 4113268 рублей налога на имущество за 9 месяцев 2010; требования № 14652 от 17.06.2011 об обязании возвратить 4 334 561,99 рублей налога и пени.

В порядке статьи 48 АПК РФ 11.01.2012 судом произведена процессуальная замена заявителя - открытого акционерного общества «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» на открытое акционерное общество «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», по причине реорганизации в форме присоединения к ОАО «ОГК-2».

В судебном заседании заявитель ходатайствовал об увеличении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит о признании недействительным решения № 6294 от 30.03.2011 в части отказа в применении льготы и доначисления 4113268 рублей налога на имущество за 9 месяцев 2010; требования № 14652 от 17.06.2011 и от 14.07.2011 № 36292, и об обязании возвратить 4356 053,84 рублей налога и пени, уплаченных по платежным поручениям от 05.07.2011 № 8543, 05.07.2011 № 8652, от 28.07.2011 № 10071.

Уточнение судом принято.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Заявленные требования мотивированы наличием у Общества переплаты по налогу на имущество, которые образовались в результате доначисления налоговым органом налога на имущества и выставления требования налогоплательщику. В качестве обоснования заявитель ссылается наналичие налоговой льготы по налогу на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. По мнению налогового органа, налогоплательщикомнеправомерно применена налоговая льгота по налогу на имущество организаций, поскольку на балансе общества отсутствуют линии энергопередачи и использование объектов, исключенных из налогообложения, для собственных и производственных нужд в процессе производства электроэнергии. Кроме того, проверкой установлено несоответствие кодов ОКОФ, присвоенных объектам в инвентарных карточках, кодам ОКОФ, поименованным в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Рассмотрев материалы дела, исследовав все представленные доказательства, суд установил следующее.

ОАО «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» 22.10.2010 в Межрайонную ИФНС России № 13 по Ростовской области был представлен авансовый отчет по налогу на имущество организаций в части деятельности обособленного подразделения «Новочеркасская ГРЭС» за 9 месяцев 2010 года, в котором налогоплательщиком заявлена налоговая льгота по налогу на имущество в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки был составлены акт камеральной проверки № 22300 от 07.02.2011, который направлен по почте 11.02.2011 заказным письмом с уведомлением.

Не согласившись с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, налогоплательщик представил в налоговый орган возражения № 09057 от 24.02.2011.

Уведомление № 32175 от 02.03.2011 о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки направлено по почте 03.03.2011 заказным письмом с уведомлением о вручении. Рассмотрение материалов проверки и представленных возражений состоялось 21.03.2011 в присутствии уполномоченного представителя налогоплательщика Орехова Ю.А. по доверенности № 35 от 15.02.2011, что подтверждается протоколом рассмотрения № 22-06/22300 от 21.03.2011.

Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области вынесено решение № 6294 от 30.03.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 4113268 руб.

Суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом процессуальных норм при осуществлении мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению налогового органа, обществом неправомерно применена льгота по налогу на имущество организаций, а именно:

- налоговая льгота предоставляется только организациям, на балансе которых учитываются электрические сети и объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС). ОАО «ОГК-6» осуществляет деятельность по выработке электроэнергии, а электрическое оборудование и сооружения, используемые для производственных нужд, не относящиеся к ЕНЭС, не могут рассматриваться как льготируемые объекты.

- проверкой установлено несоответствие кодов ОКОФ, присвоенных объектам в инвентарных карточках, кодам ОКОФ, поименованным в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Общество, не согласившись с вышеуказанным решением налоговой инспекции, обжаловало его в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, решением № 15-14/2637 от 14.06.2011 в удовлетворении жалобы отказало, оставив решение налогового органа без изменения.

По итогам вынесения решения № 6294 от 30.03.2011, налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 14652 от 17.06.2011, в котором указано в срок до 07.07.2011 уплатить сумму налога на имущество - 4113286 руб. и 221293,99 руб., в случае неисполнения которого налоговый орган оставил за собой право в соответствии со статьями 46, 47, 76, 77 Налогового кодекса Российской Федерации применить меры принудительного взыскания. Впоследствии, налоговый орган 14.07.2011 вынес требование № 36292 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.07.2011 о наличии задолженности по пени в сумме 21491,85 руб. Как следует из пояснительного письма № 03-35/19749 от 28.11.2011, пени начислены в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату доначисленных сумм авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2010 года.

Во избежание принятия налоговым ограном мер принудительного порядка, заявитель оплатил всю сумму по требованию от 17.06.2011 № 14652 платежными поручениями от 05.07.2011 № 8543 и № 8652, и сумму по требованию от 14.07.2011 № 36292 платежным поручением № 10071 от 28.07.2011.

Общество оспорило решение № 6294 от 30.03.2011 и требования № 14652 от 17.06.2011, № 36292 от 14.07.2011 в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, выслушав пояснения сторон, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в виду следующего.

ОАО «ОГК-6» в силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является налогоплательщиком налога на имущество организаций. Основное направление деятельности - производство и реализация электроэнергии потребителям в рамках системы энергопередачи.

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом случае является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу вышеуказанной нормы, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Данным постановлением закреплено имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Указанное обществом как льготируемое имущество функционально входит в Перечень имущества, утвержденного Постановлением № 504, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, это и является основанием для применения льготы, предусмотренной положениями статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налогового органа об отсутствии у общества на балансе имущества, относящегося к ЕНЭС, а также то, что основным видом деятельности является производство электроэнергии, а не ее передача и распределение подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, а не осуществление определенного вида деятельности.

Вид деятельности налогоплательщика (передача или выработка электроэнергии), на необходимость подтверждения которого указывает инспекция в акте, для применения льготы по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации правового значения не имеет.

Кроме того, помимо основных видов деятельности ОАО «ОГК-6» таких как деятельность по поставке электрической и тепловой энергии; деятельность по покупке электрической и тепловой энергии с ОРЭМ; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования, в Приложении к Уведомлению о присвоении кодов ОКВЭД указаны такие виды деятельности как 40.10.2 - передача электроэнергии и 40.10.3 - распределение электроэнергии.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон № 35-ФЗ) общество является субъектом электроэнергетики.

В статье 3 Закона № 35-ФЗ определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии.

Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ).

При таких обстоятельствах, спорная налоговая льгота по налогу на имущество в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики.

Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а следовательно, находящееся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, могут рассматриваться как линии энергопередачи.

Уставные виды деятельности заявителя неразрывно связаны с распределением и передачей тепло- и электроэнергии в силу ее особых свойств как товара. На балансе ОАО «ОГК-6» находятся основные средства, необходимые для передачи и распределения тепло- и электроэнергии.

Процесс передачи распределения тепло- и электроэнергии невозможен без использования устройств, состоящих на балансе общества, являющихся неотъемлемой технологической частью системы энергоснабжения.

Довод налогового органа о несоответствии кодов ОКОФ, присвоенных объектам в инвентарных карточках, кодам ОКОФ, поименованным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 не может являться квалифицирующим признаком, определяющим правомерность либо неправомерность применения обществом льготы по налогу на имущество, отклонен судом в виду следующего.

Заявителем представлен перечень имущества, не подлежащего налогообложению по налогу на имущество организаций. Включенные в перечень имущества основные средства входят в общую систему энергопередачи и являются ее необходимыми элементами.

Сопоставление ОКОФ, технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне, указывают на следующее.

Обществом заявлена льгота исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня.

В решении налогового органа не приведено конкретных объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщиком неправомерно применена льгота.

Вместе с тем, заявителем 27.04.2010 в ответ на требование налогового органа № 9330 от 19.10.2010, а также сообщения с требованием представления пояснений № 5562 от 12.11.2010 и № 6307 от 21.12.2010 представлены все необходимые для проведения проверки документы, в том числе представлен утвержденный перечень льготируемого имущества за 2007-2010 годы с указанием оснований для включения объектов основных средств в состав льготируемого имущества.

Из решения налогового органа не следует, что приведенные в перечне основания не соответствуют установленным в графе «Примечания» Перечня, утвержденного постановлением Правительства № 504.

Сопоставление ОКОФ, технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне, указывают на то, что Налогоплательщиком заявлена льгота исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня.

1) Здания для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей.

Согласно графе «Примечания» Перечня к коду ОКОФ 114521012, льготированию подлежат инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, в том числе общестанционного пункта управления.

Из объектов, в отношении которых заявлена льгота, к Зданиям для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей относятся следующие объекты:

«Здание главного корпуса с оси 1 по ось 38», «Здание релейного щита», «Здание релейного щита 2» и «Здание релейного щита ОРУ-330кВ», «Насосная станция, подкачивающая Литер А-1» и «Насосная станция центральная подмешивающая насосная Литер А-2».

«Здание главного корпуса с оси 1 по ось 38» Инвентарная карточка № 94.

Как следует из технической документации данного объекта, в Здании главного корпуса расположен Центральный щит управления (ЦЩУ) и размещено оборудование, относящееся к отходящим линиям электропередач, и являющееся неотъемлемой частью технологических линий электропередач (ЛЭП).

Границей раздела по отходящим линиям электропередач между электростанцией и электросетевым предприятием является ближайшая натяжная опора (портал) с натяжной гирляндой изоляторов, находящаяся на территории или за территорией электростанции. При этом, все оборудование, относящееся к отходящей ЛЭП: первичное (выключатели, разъединители, ограничители перенапряжения, фильтры и заградители присоединения, конденсаторы связи, измерительные трансформаторы тока и напряжения, кабельные связи и др.) и вторичное (оборудование релейной защиты, измерения, сигнализации, управления, щитовые приборы, осциллографы и др.) находится на балансе электростанции, управляются и обслуживаются (ремонтируются) персоналом электростанции (в т.ч. капитальные ремонты).

Всё управление отходящей ЛЭП (отключить, включить, ввести и вывести защиту и т.д.) выполняется оперативным персоналом ЦШУ по команде либо по согласованию (с разрешения) с диспетчерской службой предприятия электрических сетей, энергосистемы (ЦДУ), объединенной энергосистемы (ОДУ) в зависимости от уровня напряжения и значимости ЛЭП.

Согласно Инструкциям по эксплуатации центральный щит управления предназначен для управления всеми энергетическими процессами ГРЭС, в том числе: управление выключателями электростанции, обеспечение аварийного отключения ВЛ 220кВ и 330кВ, объединенных с электростанцией в одну энергосистему, обеспечение синхронизации работы энергооборудования ГРЭС, обеспечение сигнализации и включение защит.

Кроме того, согласно Нормам технологического проектирования тепловых электрических станций (ВНТП 81) (пункты 8.37-8.43, 8.69, 9.1-9.7) с центрального щита управления (далее - ЦЩУ) производится управление выключателями линий, отходящих от шин повышенного напряжения, автотрансформаторов связи этих шин. Также с ЦЩУ производится управление разъединителями напряжением 220 кВ и выше, расположенными на ОРУ, которые сами по себе относятся к сетевому хозяйству (линиям электропередач). Также с помощью ЦЩУ осуществляется управление элементами связи электростанции с энергосистемой.

Следовательно, Главный корпус с Центральным щитом управления, соответствующим критериям общестанционного пункта управления, является неотъемлимой технологической частью линий электропередач (ЛЭП).

«Здание релейного щита», «Здание релейного щита 2» и «Здание релейного щита ОРУ-330кВ» Инвентарные карточки № 55, 58 и 59.

Как следует из технической документации данных объектов, в зданиях расположены релейные щиты, которые, согласно «Правилам технического обслуживания устройств релейной защиты, электроавтоматики, дистанционного управления и сигнализации электростанций и подстанций 110 - 750 кВ: РД 34.35.617-2001», относятся к устройствам релейной защиты и автоматики, дистанционного управления и сигнализации.

Необходимость релейного щита для передачи электроэнергии вытекает из Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ (утв. Приказом Минэнерго РФ от 30 июня 2003 г. № 288), в которых указано, что при разработке генерального плана подстанций группируется зона основных технологических зданий и сооружений (здание релейного щита, здание ЗРУ, здание компрессорной, ОРУ, трансформаторные группы, реакторные группы и синхронные компенсаторы).

Следовательно, «Здание релейного щита», «Здание релейного щита 2» и «Здание релейного щита ОРУ-330кВ» являются неотъемлимой частью технологических линий электропередач.

«Насосная станция, подкачивающая Литер А-1» и «Насосная станция центральная подмешивающая насосная Литер А-2» Инвентарные карточки № 14540 и № 14539.

Согласно положениям Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285) и Правил технической эксплуатации технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115), насосные станции включаются в состав паровых и водяных тепловых сетей всех назначений и являются их неотъемлимой технологической частью.

Кроме того, согласно статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 тепловой сетью признается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Следовательно, «Насосная станция, подкачивающая Литер А-1» и «Насосная станция центральная подмешивающая насосная Литер А-2» являются неотъемлимой технологической частью энергопередач (тепловых сетей).

2) Магистральные тепловые сети.

Из объектов, в отношении которых заявлена льгота, к магистральным тепловым сетям относятся следующие объекты:

«Сооружения предметно-спец. Комплекса « Тепловые сети п. Донской» (Комплекс «Тепловые сети») Литер А3» Инвентарная карточка №14541, «Теплосети» Инвентарные карточки № 14537, № 14538 и 146531 (т.4, л.д. 26-28), «Наружные сети расширенного гаража 40 автомобилей» Инвентарная карточка № 14830.

Согласно статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010, тепловой сетью признается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Источником тепловой энергии признается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии

Теплопотребляющей установкой признается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Системой теплоснабжения признается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Из представленных технических паспортов тепловых сетей, ситуационных планов и схемы теплотрассы территории Новочеркасской ГРЭС следует, что тепловые сети отходят от источников тепловой энергии и имеют протяженность до теплопотребляющих установок.

Следовательно, «Сооружения предметно-спец. Комплекса» Тепловые сети п. Донской» (Комплекс «Тепловые сети») Литер А3», «Теплосети», «Наружные сети расширенного гаража 40 автомобилей» являются линиями энергопередачи (тепловыми сетями).

3) Распределительные устройства.

Из объектов, в отношении которых заявлена льгота, к распределительным устройствам относятся следующие объекты:

«Открытое распределительное устройство 330кв в комплекте» Инвентарная карточка № 16261, «Открытое распределительное устройство в комплекте 220кв» Инвентарная карточка № 16260, «Распределительное устройство собственных расходов 0.4 кв машзал» Инвентарная карточка № 16356, «Распределительное устройство ср-0.4кв бл1 котельное отделение» Инвентарная карточка № 16282, «ОРУ компрессорная» Инвентарная карточка № 16303.

Согласно Правилам устройства электроустановок ПУЭ (Утв. Приказом Минэнерго РФ от 20 июня 2003 г. № 242) Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.

Открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе.

Закрытое распределительное устройство (ЗРУ) - РУ, оборудование которого расположено в помещении.

Комплектное распределительное устройство - РУ, состоящее из шкафов или блоков со встроенными в них аппаратами, устройствами измерения, защиты и автоматики и соединительных элементов (например, токопроводов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном к сборке виде.

Из приведенных выше терминов и положений следует, что распределительные устройства предназначены для приема и распределения электроэнергии и имеют непосредственное соединение с линиями эелектропередачи (ЛЭП).

Следовательно, «Открытое распределительное устройство 330кв в комплекте», «Открытое распределительное устройство в комплекте 220кв», «Распределительное устройство собственных расходов 0.4кв машзал», «Распределительное устройство ср-0.4кв бл1 котельное отделение», «ОРУ компрессорная» являются неотъемлимой технологической частью линий энергопередач (ЛЭП).

4) «Средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов».

Из объектов, в отношении которых заявлена льгота, к средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов относятся следующие объекты:

«Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета» Инвентарная карточка № 43427, «Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)» Инвентарная карточка № 31801.

Согласно Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (Утв. Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. № 229) в целях обеспечения эффективности оперативно-технологического и оперативно-коммерческого управления режимами работы единой, объединенных энергосистем и энергосистем должны максимально использоваться АСКУЭ.

Автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и мощности должны обеспечивать получение данных о средних 30-минутных (коммерческих) значениях электрической мощности и об учтенной электроэнергии по зонам суток за календарные сутки и накопительно за заданный отрезок времени (неделю, месяц, год и т.д.).

Функционирование АСКУЭ и мощности должно обеспечиваться на основе сбора и передачи информации от энергообъектов по структуре, соответствующей, как правило, структуре системы сбора и передачи информации АСДУ: энергообъект - энергосистема - объединенное диспетчерское управление - центральное диспетчерское управление.

На всех межсистемных (между субъектами рынка) ВЛ напряжением 110 кВ и выше и всех ВЛ 220 - 1150 кВ учет электроэнергии должен выполняться на обоих концах ВЛ.

Следовательно, «Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета», «Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)» являются неотъемлимой технологической частью линий энергопередач (ЛЭП).

5) Измерительные приборы.

Из объектов, в отношении которых заявлена льгота, к измерительным приборам относятся следующие объекты:

«Прибор учета тепловой энергии» Инвентарная карточка № 43934, «Узел учета тепловой энергии КМ-5-2» Инвентарные карточки № 43943, № 43944, № 43945, № 43946, № 43947, № 43948, № 43949, № 43950, № 43951, № 43952, № 43953, № 43954, № 43955, № 43956, № 43957, № 43958, № 43959, № 43960, № 43961, № 43962, № 43963, № 43964, № 43965, № 43966, № 43967, № 43968, № 43969, № 43606, № 43607, № 43608, № 43609, № 43610, № 43611, № 43612, № 43613, № 43614, № 43615, № 43616, № 43617, № 43618, № 43619, № 43620, № 43621, № 43622, № 43623, № 43624, № 43625, № 43626, № 43627, № 43628, № 43629, № 43630, № 43631, № 43632, № 43633, № 43634, № 43635, № 43636, № 43637, № 43638, № 43639, № 43640, № 43641, № 43642, № 43932, № 43939, № 43935, № 43936, № 43937, № 43938, № 43940, № 43941, № 43942, № 43666, № 43667, № 43668, № 43669, № 43670, № 43671, № 43672, № 43673, № 43674, № 43675, № 43676, № 43677, № 43679, № 43680, № 43681, № 43682, № 43683, № 43684, № 43685, № 43665, № 43678.

Из технических паспортов объектов следует, что объекты предназначены для коммерческого учета и измерения теплоты при передаче тепловой энергии.

Использование приборов учета тепловой энергии для передачи тепловой энергии следует из Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Приказом Минтопэнерго РФ № ВК-4936 от 12.09.1995 г.).

Согласно положениям Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285) и Правил технической эксплуатации технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя.

При этом, на выводах тепловых сетей от источников тепла должны предусматриваться узлы учета тепловой энергии и теплоносителей.

Следовательно, «Прибор учета тепловой энергии», «Узел учета тепловой энергии КМ-5-2» являются неотъемлимой технологической частью линий энергопередач (тепловых сетей).

6) «Комплекс телемеханики и ПА ОРУ-220-330кв».

Относительно объекта «Комплекс телемеханики и ПА ОРУ-220-330кв» Инвентарная карточка № 43545 следует отметить следующее.

Как следует из проектной документации объекта, он состоит из панелей телемеханики на релейном щите ОРУ 330кВ и предназначен для фиксации отключения выключателей высоковольтных линиях 220 и 330 кВ.

Следовательно, указанный объект относится к устройствам релейной защиты и противоаварийной автоматики и является неотъемлимой технологической частью линий энергопередач (ЛЭП).

7) Объект «Ускорение резервных защит ВЛ-220кв».

Инвентарная карточка № 43285, наименование объекта «Ускорение резервных защит ВЛ-220кв», код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143120020, который соответствует «аппаратуре электрической низковольтной, в том числе выключателям, реле управления и защиты». Льгота применена по ОКОФ 143120020.

То есть, в данном случае имеется полное соответствие кодов ОКОФ.

Из Пояснительной записки к рабочей документации Ускорения резервных защит ВЛ-220кв следует, что данный объект является неотъемлимой составляющей линий электропередач ВЛ-220 кВ и представляет собой комплекс выключателей и реле для дистанционного аварийного включения/выключения ВЛ-220 кВ.

8) Трансформаторы электрические силовые мощные.

По вопросу об отнесении перечисленных трансформаторы к категории «Трансформаторов электрических силовых мощных» необходимо отметить следующее.

Отнесение трансформаторов к категории «Трансформаторы электрические силовые мощные» следует проводить на основании Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) (Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359).

В Классификаторе ОКОФ выделен подкласс «Трансформаторы электрические силовые мощные» (код ОКОФ 14 3115010).

Как следует из технических паспортов объектов «Трансформатор силовой в комплекте тдц 360000-бл 6 (6- Т)» Инвентарная карточка № 16267, «Трансформатор собственных нужд резерв. в комплекте тддг-32000-220 (20 Т)» Инвентарная карточка № 16273 (т. 4, л.д. 31-33), «Трансформатор силовой в комплекте тдц 400000 бл1 (1-Т)» Инвентарная карточка № 16262, «Трансформатор силовой в комплекте тдц 400000 бл1 (2-Т)» Инвентарная карточка № 16263, «Трансформатор силовой в комплекте тдц 400000 бл1 (4-Т)» Инвентарная карточка № 16265, «Подстанция трансформаторная комплектная» Инвентарная карточка № 41150, «Блочный трансформатор» Инвентарная карточка 162641, «Трансформатор силовой в комплекте тдц-400000 220кв бл7» Инвентарная карточка № 16357, «Трансформатор собственных нужд» Инвентарная карточка № 162741, они соответствуют по своей мощности критериям, указанным в Классификаторе.

Следовательно, перечисленные объекты относятся к трансформаторам электрическим силовым мощным.

Приведенная выше позиция подтверждена Заключением ОАО Инженерный центр энергетики Урала - УРАЛНИПИЭНЕРГОПРОМ, Уралсельэнергопроект, УралТЭП, УралОРГРЭС, УралВТИ, Уралэнергосеть проект, Челябэнергосетьпроект» (ОАО Инженерный центр энергетики Урала) от 28.04.2011 г. № 1-2-22-1164.

Таким образом, обществом подтверждено, что:

- либо, имеется полное совпадение кодов ОКОФ, присвоенных объектам основных средств с Перечнем;

- либо, коды ОКОФ льготируемого имущества содержатся в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов;

- либо, имеется совпадение фактического наименования и функционального назначения имущества с примечаниями Перечня.

При этом, несовпадение кодов ОКОФ при соблюдении иных условий не может являться основанием для отказа в применении права на льготу.

Определением от 27.10.2011 судом в порядке статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу № А53-13728/2011 было приостановлено в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа кассационной жалобы на судебный акт по делу № А53-26076/2010, в котором по спору между теми же сторонами арбитражным судом дана оценка кругу обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела, в частности, обстоятельствам правомерности применения заявителем налоговой льготы по налогу на имущество организаций и вопрос являются ли спорные объекты неотъемлемой технологической частью имущества, относящегося к линиям энергопередачи.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2011 решение суда по делу № А53-26076/2010, которое имеет преюдициальное значение для настоящего спора, оставлено в силе. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что налогоплательщиком правомерно использована предусмотренная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по налогу на имущество организаций в отношении спорных имущественных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данных объектов.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, требования заявителя о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области № 6294 от 30.03.2011 в части доначисления 4113268 рублей налога на имущество за 9 месяцев 2010 и требований № 14652 от 17.06.2011, № 36292 от 14.07.2011, подлежат удовлетворению.

Помимо этого, заявитель просит обязать налоговую инспекцию произвести возврат переплаты по налогу на имущество организаций за 2009 год в размере 4356053,84 руб., уплаченных по платежным поручениям № 8652 от 05.07.2011 на сумму 221293,99 руб., № 8543 от 05.07.2011 в сумме 4113268 руб., и № 10071 от 28.07.2011 в сумме 21491,85 руб.

Доводы инспекции о необходимости применения положений статьи 78 НК РФ к спорным правоотношениям, отклоняются судом, поскольку порядок и условия возврата излишне взысканных налогов регулируются статьей 79 НК РФ.

Как установлено в данном случае, заявителем уплачен налог и пени в бюджет во исполнение решения налогового органа на основании выставленных требований об уплате налога и пени № 14652 от 17.06.2011, № 36292 от 14.07.2011.

Выставление налоговым органом требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в порядке статьи 69 НК РФ является началом процедуры принудительного взыскания.

Сумма налога ( пени), уплаченная во исполнение решения налогового органа, признанного впоследствии недействительным, является излишне взысканной суммой, и подлежат возврату в соответствии с положениями статьи 79 НК РФ.

В связи с тем, что факт излишней уплаты налога отсутствовал, оснований для применения статьи 78 НК РФ не имеется.

Порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа определен статьей 79 Кодекса.

Пункт 3 статьи 79 Кодекса устанавливает, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Следовательно, данная норма Кодекса предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов, сборов, пеней, штрафа излишне, то есть неосновательно или незаконно. При этом Кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом.

Данное толкование правовых норм приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Ростовской области от 20 апреля 2010 года № 17413/09, которое является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требование заявителя об обязании налоговой инспекции произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на имущество и пени в сумме 4356 053 руб. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Межрайонную ИФНС России №13 по Ростовской области.

Руководствуясь статьями 110, 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными решение Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области от 30.03.2011 № 6294 в части доначисления налога на имущество в размере 4113 268 рублей; требования от 17.06.2011 № 14652 и от 14.07.2011 № 36292, как не соответствующие НК РФ.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 13 по Ростовской области возвратить открытому акционерному обществу «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ИНН 2607018122, ОГРН1052600002180) из бюджета излишне уплаченные суммы налога на имущество и пени в размере 4356053 рубля.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области в пользу открытого акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ИНН 2607018122, ОГРН1052600002180) 48672.80 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано по правилам, установленным главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Э.П. Мезинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-13728/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 06 марта 2012

Поиск в тексте