АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 2012 года  Дело N А53-13728/2012

Резолютивная часть решения оглашена  «04» мая 2012 г.

Полный текст решения изготовлен  «14» мая 2012 г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амзоян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью  «РоСа», ИНН 6135006079 ОГРН 1026101668383

к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель Котов Д.А., доверенность от 23.04.2012;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель не явился,

установил: прокурор Усть-Донецкого района Ростовской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением  о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью  «РоСа» (далее - общество, ООО «РоСа») за  совершение  административного  правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса  Российской  Федерации об  административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление, просил привлечь ООО «РоСа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания в суд своего представителя не направило, отзыв не представило.

Согласно правилам, установленным статьями 136 и 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

С учетом мнения представителя заявителя, а также достаточности представленных документов для рассмотрения вопроса о назначении судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство определены, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела установлены, а также с учетом сроков рассмотрения дела, суд считает подготовку дела к судебному разбирательству завершенной.

Суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и вынес протокольное определение о назначении рассмотрения дела в судебном заседании Арбитражного суда Ростовской области и продолжении судебного разбирательства в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд установил следующее.

28.03.2012 помощником прокурора Усть-Донецкого района Аветисяном В.Р. совместно с сотрудником о/у ЭБ и ПК РМВД РФ по Усть-Донецкому району Петренко А.Ю., в соответствии с полно­мочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, проведена проверка деятельности аптеки, принадлежащей ООО «РоСа», расположенной по адресу: Ростовская область, р.п. Усть-Донецкий, ул. Строите­лей. 77. кв. 2.

В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:

1) от­сутствовали лекарственные средства, включенные в минималь­ный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи: алгелдрата + магния гидроксид в лекарственной форме: таб­летки и суспензия для приема внутрь; раствор левоментола в изовалерате в лекарственной форме: таблетки;

2) тер­молабильные лекарственные средства хранились с нарушением требований условий их хранения, а именно:

в холодильном шкафу «Атлант» с маркировкой №16 при температуре +10 градусов по Цельсию хранились: «Салкосернл - гель глазной» условия его хране­ния от +15 до +25 градусов; «Эвкалипт - капли назальные» условия его хранения от +12 до +15 градусов; «Цинка сульфат, борная кислота буфус капли глазные» условия его хранения от +12 до +15 градусов;

- в холодильном шкафу «Атлант» с маркировкой №17 при температуре + 10 градусов по Цельсию хранились: «Эфинит - таблетки 10 мг/г» условия хранения от 42 до +15 градусов; «Аралия настойка» условия его хранения от +12 до +15 градусов: «Жидкий экстракт Элеутерококка» условия его хранения от +12 до +15 градусов; «Настойка Эхипанея» условия его хранения от +12 до +15 градусов; «Масло льняное» условия его хранения от +16 до +20 градусов.

Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 28.03.2012.

Постановлением  прокурора от 30.03.2012 в отношении ООО «РоСа» возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы прокурорской проверки в порядке части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на­правлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «РоСа» к адми­нистративной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя и оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Вопросы лицензирования деятельности по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения регулируются нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-Федерального закона (далее - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно статье 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность входит перечень подлежащих лицензированию видов деятельности.

Общество имеет лицензию на осуществление фармацев­тической деятельности от 12.03.2009 № --Л0-61-02-000248 сроком на 5 лет до 12.03.2014, предоставляющая право осу­ществлять розничную торговлю лекарственными средствами без права изго­товления лекарственных средств.

Пункт 4 статьи 56 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусматривает, что  аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании фармацев­тической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение).

Согласно пункту 6 Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 настоящего Положения.

В пункте 5 Положения указано, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (подпункт «г»);

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (подпункт «з»).

Согласно статье 4 Федерального закона 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств» (далее - ФЗ «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В пункте 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 №785 указано, что аптечным учреждениям (организациям) вменена обязан­ность иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 6 статьи 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805н, утвержден минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, в который входят такие лекарственные препараты, как алгелдрата + магния гидроксид и раствор левоментола в изовалерате.

В нарушении указанных требований  в аптеке общества от­сутствовали лекарственные средства, включенные в минималь­ный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи: алгелдрата + магния гидроксид и раствор левоментола в изовалерате.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №706н от 23.08.2010 утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее по тексту - Правила), которыми установлены требования к помещени­ям для хранения лекарственных средств.

Согласно пункту 1 Правил, сфера применения Правил распространяется на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

В пункте 3 Правил указано, что помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.

В силу пункта 32 Правил хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.

В нарушении указанных требований в аптеке общества термола­бильные лекарственные средства хранятся с нарушением требований условий их хранения:

-  в холодильном шкафу «Атлант» с маркировкой №16 при температуре +10 градусов по Цельсию хранились: «Салкосернл - гель глазной» условия его хране­ния от +15 до +25 градусов; «Эвкалипт - капли назальные» условия его хранения от +12 до +15 градусов; «Цинка сульфат, борная кислота буфус капли глазные» условия его хранения от +12 до +15 градусов;

- в холодильном шкафу «Атлант» с маркировкой №17 при температуре + 10 градусов по Цельсию хранились: «Эфинит - таблетки 10 мг/г» условия хранения от 42 до +15 градусов; «Аралия настойка» условия его хранения от +12 до +15 градусов: «Жидкий экстракт Элеутерококка» условия его хранения от +12 до +15 градусов; «Настойка Эхипанея» условия его хранения от +12 до +15 градусов; «Масло льняное» условия его хранения от +16 до +20 градусов.

Таким образом, обществом нарушены пункты «г» и «з» Положения, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из объяснений директора общества Поповой Л.А. данных ей помощнику прокурора р.п. Усть-Донецкий 30.03.2012 усматривается, что протокол осмотра помещений и территорий, рапорт сотрудника прокуратуры района о выявленных в ходе проверки нарушениях составлен в её присутствии, замечаний по содержанию и по фактам выявленных нарушений у неё не имеется.

Таким образом, совершение ООО «РоСа» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела об административном правонарушении в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.03.2012, рапортом помощника прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области от 28.03.2012, протоколом осмотра помещений, территорий от 28.03.2012, объяснениями директора общества Поповой Л.А. и другими материалами дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.03.2012 вынесено в присутствии директора общества Поповой Л.А., о чем свидетельствует её подпись.

Совершение указанного правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.