АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 сентября 2008 года  Дело N А53-13757/2008

Резолютивная часть решения оглашена 01.09.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 03.09.2008г.

Арбитражный суд в составе судьи  Барановой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Барановой Н.В.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению: Управления Росздравнадзора по РО

к МУЗ «Центральная районная больница» Целинского района Ростовской области

О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

В судебном заседании участвуют представители:

От заявителя: Шишов М.А., паспорт,  доверенность от 20.05.2008г.

От лица, привлекаемого к ответственности: главный врач Корольков В.И., паспорт.

установил: В открытом судебном заседании рассматривается заявление Управления Росздравнадзора по РО о привлечении МУЗ «Центральная районная больница» Целинского района Ростовской области к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель доложил свои  требования, просил  привлечь МУЗ ЦРБ Целинского района РО к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вину признал, просил предоставить рассрочку платежа штрафа.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд  установил следующее.

Управлением Росздравнадзора по РО  6 августа 2008г. в соответствии с приказом от 04.08.2008г. № ФС-Т- 08-61/140, осуществлена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при оказании платных медицинских услуг МУЗ ЦРБ Целинского района Ростовской области, расположенного по адресу: Ростовская  область, Целинский район, п. Целина, ул. Механизаторов 57.

В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий, выразившиеся в следующем:

1. Нарушение пп. а п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении положений о лицензировании медицинской деятельности»:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих  ему на праве  собственности или на ином  законном основании  зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения  работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

В ходе проверки выявлено, что платные медицинские  услуги оказываются  в помещении МУЗ ЦРБ Целинского района РО, переданного в соответствии с договором 3 2 от  10.01.2008г. на праве оперативного управления.

В ходе мероприятий по контролю выявлено, что свидетельство о государственной  регистрации прав - отсутствует. Таким образом,  выявлено отсутствие принадлежащих МУЗ ЦРБ Целинского района РО на законном основании  зданий, помещений, необходимых для  выполнения платных медицинских услуг.

2. Нарушение п.п. г,  п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»:

г) наличие в штате  соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение  им на  ином законном основании специалистов, необходимых  для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное образование и сертификат  специалиста, соответствующие требованиям и характеру  выполняемых работ (услуг);

В ходе мероприятий по контролю выявлено, что:

У врача хирурга Курбанова М.Т. отсутствует  сертификат специалиста по хирургии.

У врача терапевта  Лихолетова В.Н. отсутствует  сертификат специалиста  по специальности терапии.

Факт оказания  платных медицинских услуг МУЗ ЦРБ Целинского района  подтвержден копиями листов:

- положения  о предоставлении платных медицинских услуг населению в МУЗ ЦРБ Целинского района РО;

- прейскуранта цен на платные  медицинские услуги (включающим профосмотры водителей автотранспортных средств).

- приказа «о проведении освидетельствования лиц на право управления  автотранспортом, хранения и ношения оружия» ( которым в комиссию включен врач-хирург Курбанов М.М.);

- копиями листов медицинской карты амбулаторного больного :

а) Виторина В.Н. (осмотр хирурга от 05.08.08г. при проведении профосмотра водителей автотранспортных средств, согласно  договору № 2129 на выполнение работ по оказанию платных медицинских услуг от 05.08.08г.),

б) Глагола М.А. (осмотр терапевта от 01.08.08г. при проведении профосмотра  водителей автотранспортных средств, согласно договору № 2101 на выполнение  работ по оказанию платных медицинских услуг от 01.08.08г.);

с) Губкин П.А. (осмотр хирурга  от 05.06.2008г. при проведении профосмотра водителей  автотранспортных средств, согласно договору № 1467 на выполнение  работ по оказанию платных медицинских услуг от 05.06.2008г.);

d) Иванов В.В. (осмотр хирурга  от 05.06.2008г. при проведении профосмотра  водителей  автотранспортных средств, согласно договору № 1470 на выполнение  работ по оказанию платных медицинских услуг от 05.06.2008г.).

Факт наличия  трудовых отношений  между врачом  хирургом Курбановым М.Т., врачом-терапевтом Лихолетовым В.Н. и МУЗ ЦРБ Целинского района РО подтвержден:

- копией приказа о приеме работника на работу № 92 лс от 02.05.2007г. о приеме Курбатова М.Т. на должность врача-хирурга,

- копией  трудового договора № 12 от 04.01.2008г. с врачом Курбановым М.Т.

- копией  платежных ведомостей на зарплату  № 75 за май 2008г., № 60 за апрель 2008г., № 41 за март 2008г., согласно которым врач  Курбанов М.Т. выполняет рабочую функцию в отделении по оказанию платных медицинских услуг МУЗ ЦРБ Целинского района РО.

Указанные грубые нарушения лицензионных требований и условий, допущенные МУЗ ЦРБ Целинского района Ростовской области при осуществлении медицинской деятельности, послужили основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении от 06.08.2008 г. по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении МУЗ ЦРБ Целинского района Ростовской области и материалы дела переданы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области на рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области по подведомственности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения  лиц, участвующих в деле, суд  пришел к выводу о том, что заявление Управления Росздравнадзора по Ростовской области  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в присутствии законного представителя МУЗ ЦРБ Целинского района РО. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

При анализе наличия в действиях МУЗ ЦРБ Целинского района РО состава административного правонарушения судом установлено следующее.

Частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Государственные и муниципальные медицинские учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность - оказывают платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Согласно ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Деятельность государственных и муниципальных лечебных учреждений в рамках предоставления гарантированных объемов медицинской помощи является некоммерческой и ведется в рамках системы обязательного медицинского страхования.

Пунктом 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 предусмотрено, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения, что позволяет осуществлять контроль за возможностью оказания медицинским учреждением квалифицированной помощи.

Гражданский кодекс РФ в статьях 50 и 120 не содержит запрета некоммерческим организациям, в частности государственным и муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

В силу ч. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Вместе с тем, МУЗ ЦРБ Целинского района Ростовской области осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг населению, что является источником финансирования учреждения.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном федеральным законом порядке.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП, являются - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Закон не указывает на особый организационно-правовой статус организации, не выделяет исключительно коммерческие организации, как субъект привлечения к ответственности по данной статье.

Вместе с тем, условием привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП является осуществление предпринимательской деятельности.

Материалами дела подтверждается оказание учреждением платных медицинских услуг.

Таким образом,  МУЗ ЦРБ Целинского района Ростовской области является надлежащим субъектом привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП,  как организация, осуществляющая ведение предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении положений о лицензировании медицинской деятельности».

Наличие нарушений лицензионных требований и условий в деятельности МУЗ ЦРБ Целинского района Ростовской  области доказывает следующие:

Собранными в ходе проверки материалами выявлено нарушение п.п. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 .01.2007г. № 30.

Подпунктом а п. 5 указанного Постановления Правительства предусмотрено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий,  помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ, услуг, соответствующих установленным к ним требованиям.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ установлено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается  совокупность предусмотренных  положениями о лицензировании конкретных видов  деятельности требовании и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении  лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования медицинской  деятельности, а также  лицензионные требования  и условия  при осуществлении медицинской деятельности определены в положении о лицензировании медицинской  деятельности, утвержденном Постановлением Правительства №  30 от 22.01.2007г.

Подпунктом «г» п. 5 постановления Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 предусмотрено наличие в штате соискателя  лицензии (лицензиата) или привлечение им ином  законном  основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее  профессиональное (медицинское) образование  и сертификат специалиста,  соответствующие  требованиям и  характеру  выполняемых работ (услуг).

В силу п. 6. Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"г" и "е"-"з" пункта 5 настоящего Положения.

Таким образом, факт наличия в действиях учреждения состава  административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ, Управлением Росздравнадзора РФ доказан, что подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 06.08.2008 г.

В соответствии с санкцией ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности  с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд считает, что имеются все необходимые основания для привлечения МУЗ «Центральная районная больница» Целинского района Ростовской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1КоАП РФ.

Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины  правонарушителя.

Вместе с тем одним из принципов привлечения к ответственности  является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении  лица к административной ответственности, учитываются не только характер  правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение  административного правонарушения, в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ  отнесено к компетенции суда, который при  вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что МУЗ «Центральная районная больница» Целинского района Ростовской области ранее к административной ответственности не привлекалось.

Суд считает, что вышеназванное  позволяет сделать вывод о наличии смягчающего ответственность  обстоятельства.

С учетом  изложенного,  суд  считает возможным наложить на МУЗ «Центральная районная больница» Целинского района Ростовской области минимальный  размер штрафа, предусмотренный санкцией  ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в сумме сорок тысяч рублей с рассрочкой на шесть месяцев.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.167-170, 176, 206  АПК РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь МУЗ «Центральная районная больница» Целинского района Ростовской области, ИНН 6136005550, юридический адрес: 347760, Ростовская область, Целинского района п. Целина ул. Механизаторов, 57, к административной ответственности, предусмотренной  ч. 4 ст. 14. 1. КоАП РФ  в виде  взыскания  штрафа  в размере сорок тысяч рублей с рассрочкой на шесть месяцев с ежемесячным погашением суммы штрафа в размере 6 667 руб. с 03.10.2008г. по 03.04.2009г.

Настоящее решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Пятнадцатый Арбитражный Апелляционный  суд  в течение 10 дней с момента принятия решения в порядке главы  34 АПК РФ  и в кассационную  инстанцию  в порядке  главы 35 АПК РФ.

Судья   Н.В. Баранова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка