АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2011 года  Дело N А53-13892/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «26» сентября 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено  «30»  октября 2011 года.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Лебедевой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деминой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЗОН" ИНН 6164083688, ОГРН 1026103049664,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2011 № 60-11/301 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

заинтересованное лицо: Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области.

при участии:

от заявителя:  директор Саввиди Д.А. (приказ, паспорт), Абрамова Ю.С. (ордер от 22.08.2011 № 0008453, доверенность от 22.08.2011, удостоверение № 4761);

от заинтересованного лица: Закружная Т.В. (доверенность от 06.07.2011 № 58-10-01-18/1937, удостоверение № 000488);

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ОЗОН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2011 № 60-11/301 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители заявителя поддержали заявленное требование, просили суд удовлетворить его в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать. Пояснил, что материалами административного дела подтверждается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нормы законодательства соблюдены. Просил приобщить к материалам дела ответ Банка ВТБ 24 и документы в обоснование. Документы приобщены к материалам дела.

Через канцелярию суда от Банка ВТБ 24 и ОО «Ростовский» филиал № 2351 ВТБ 24 документы во исполнение определения суда от 22.08.2011 об истребовании доказательств. Документы приобщены к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "ОЗОН" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством.

15 октября 2009 между заявителем и Маньчжурская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью «АНЬ ЖУНЬ» (Китай) (далее - нерезидент) заключен контракт № GU889 от 15.10.2009 на поставку кремниевых зажигалок (далее - товар), цена товара, количество товара, ассортимент оформляются приложением, являющимся неотъемлемой частью контракта.

23 октября 2009 заявитель оформил в уполномоченном банке - Филиал №2351 ВТБ 24 (ЗАО) паспорт сделки № 09100006/1623/0055/2/0.

Выполняя условия контракта № GU889 от 15.10.2009, заявитель осуществил ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД №10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Учитывая, что товар по ГТД  № 10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США ввезен заявителем 10 августа 2010 года (на ГТД проставлен штамп «Выпуск разрешен» с датой - 10.08.2010), то ГТД № 10313060/090810/0006031, как подтверждающий документ, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах должны были быть представлены в уполномоченный банк не позднее 25.08.2010.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями Положения, вносится в ведомость в срок, не превышающий 5 рабочих дней, с даты представления, указанных документов. По разделу III «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по ПС №09100006/1623/0055/2/0 по состоянию на 29.03.2011 данные о ГТД №10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США отсутствуют, следовательно, в уполномоченный банк ГТД №10313060/090810/0006031,  как документ  подтверждающий  факт  ввоза товара и справки о подтверждающих документах  заявителем  не представлены.

Как усматривается из материалов дела, справку о подтверждающих документах заявитель предоставил в банк ПС 18.08.2010. Однако, заявитель справку как подписанную банком и свидетельствующую о надлежащем заполнении и оформлении документов так и  с отметкой о  дате и причине возврата не получал.

16.06.2011 специалистом 1 разряда отдела камеральных проверок № 1 МИФНС № 24 по Ростовской области Логвиненко А.А. составлен протокол об административном правонарушении за нарушение заявителем части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14.07.2011 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области принято постановление о назначении административного наказания № 60-11/301. Административное дело рассмотрено, постановление принято в присутствие директора и законного представителя общества

Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ОЗОН" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно пунктов 2.2 и 2.4 Положения Банка России от 1 июня 2004г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение №258-П от 01.06.2004) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком порядке и в согласованный банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

Согласно пункту 3.3 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке паспортов сделок.

На основании Указания Банка России от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П и составляемая в соответствии с приложением № 1 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П, является формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов и представляется в уполномоченный банк в порядке и сроки, установленные Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П.

Для целей учета и контроля валютных операций ГТД используется как документ, подтверждающий факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, и связана с проведением валютных операций по оплате декларируемого товара.

Учитывая, что товар по ГТД №10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США ввезен заявителем 10.08.2010 (на ГТД проставлен штамп «Выпуск разрешен» с датой - 10.08.2010), то ГТД № 10313060/090810/0006031, как подтверждающий документ, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах должны были быть представлены в уполномоченный банк не позднее 25.08.2010.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями Положения, вносится в ведомость в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов. По разделу III «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по ПС №09100006/1623/0055/2/0 по состоянию на 29.03.2011 данные о ГТД №10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США отсутствуют, следовательно, в уполномоченный банк ГТД №10313060/090810/0006031,  как документ  подтверждающий  факт  ввоза товара и справки о подтверждающих документах  заявителем  не представлены.

Заявитель, в ходе исполнения контракта № GU889 от 15.10.2009, не выполнил требования пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» по соблюдению обязанности вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям и нарушил установленный Положением Банка России от 01.06.2004г. № 258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» порядок и срок представления в уполномоченный банк форм учета по валютным операциям - справки о подтверждающих документах и соответствующих ей подтверждающих документов (ГТД №10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США), чем совершил 26.08.2010 административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона данного административного правонарушения выразилась в бездействии заявителя по выполнению требований, установленных Положением Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в вине, которая заключается в том, что заявитель, не предпринял достаточных мер для обеспечения своевременного предоставления в уполномоченный банк форм учета по валютным операциям - справки о подтверждающих документах и соответствующих ей подтверждающих документов (ГТД №10313060/090810/0006031 на общую сумму 58600,00 долларов США).

Деяния, предусмотренные частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершаются в форме бездействия и являются оконченными в день, следующий за последним днем периода, предоставленного для выполнения соответствующей обязанности.

При таких обстоятельствах в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и он обоснованно привлечен к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, заявителем были нарушены требования по соблюдению обязанности вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, следовательно, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Неисполнение в срок требований бюджетного законодательства свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка. Вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Заявитель отвечает за неисполнение своих публичных обязанностей.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

Часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Административным органом при определении административной ответственности общества правильно применен минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 рублей. Заявитель ранее к административной ответственности не привлекался, что позволяет сделать вывод о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлено, что при привлечении общества к административной ответственности административным органом соблюден порядок привлечения к ответственности.

Довод заявителя о представлении справки в банк в установленный законом срок не судом не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном этим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и свидетельствующие о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (далее - подтверждающие документы), с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).