АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2011 года  Дело N А53-13981/2011

Резолютивная часть решения оглашена «08» сентября 2011г.

Полный текст решения изготовлен «15» сентября 2011г.

Судья Арбитражного суда Ростовской области Н.Н.Овчаренко

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  Манжиковой А.Н.

рассмотрев  дело по заявлению Таниной Оксаны Викторовны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Ростовской области (ОГРН 1096102000532)

о признании  решения  об отказе в государственной регистрации ООО «Весмер»  от 14.07.2011 незаконным и обязании устранить допущенные нарушения

при участии:

от заявителя:  Танина О.В. лично, паспорт.

от заинтересованного лица: представитель Леонтьев А.А., доверенность от 18.05.2011г.

установил:

В судебном заседании рассматривается заявление Таниной Оксаны Викторовны к  Межрайонной ИФНС России №19 по Ростовской области (далее по тексту - налоговый орган) о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в  государственной регистрации юридического лица от 14.07.2011г.

Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям,  указанным в исковом заявлении, пояснив, что решение об отказе противоречит Федеральному закону от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», поскольку заявителем были поданы документы, предоставляемые при государственной регистрации юридического лица.

Представитель налогового органа возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку в Межрайонную ИФНС России № 19 по Ростовской области было представлено заявление, которое не соответствует требованиям, изложенным в п. а ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», а именно не соблюдена нотариальная форма представленных документов, в связи  чем считает, что 07.07.2011г. Таниной О.В. представлен неполный комплект документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно, отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица.

В судебном заседании 01.09.2011г. объявлялся перерыв до 08.09.2011г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области.

После завершения перерыва судебное заседание было продолжено.

В судебное заседание явились представитель заявителя и налогового органа.

С согласия сторон суд завершил стадию подготовки по делу и перешел к судебному разбирательству в настоящем заседании суда.

Выслушав  пояснения  лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд  установил  следующее.

Как следует из материалов дела, 07.07.2011г. заявителем Таниной О.В. были поданы документы на государственную регистрацию юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Весмер» в МИФНС №19 по Ростовской области, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица от 07.07.2011г.

14.07.2011г. было получено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, мотивированное тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании.

Полагая, что отказ в государственной регистрации произведен с нарушением положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Танина О.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела,  выслушав  пояснения представителей лиц,  участвующих  в  деле, суд  пришел  к  выводу  о том, что заявленные требования  подлежат  удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений части 4 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регламентирован главой IV Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон  о государственной  регистрации).

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Отказ в регистрации налогового органа мотивирован тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании ввиду не соблюдения нотариальной формы представленных документов.

Между тем, материалами дела подтверждено, что Таниной О.В. представлены все необходимые документы для государственной регистрации создаваемого юридического лица.

Довод налогового органа о том, что не соблюдена нотариальная форма представленных документов, а именно, нотариальное удостоверение подписи не соответствует требованиям в форме № 56, судом отклонен ввиду следующего.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 г. N 99 были утверждены формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Данным Приказом были утверждены формы удостоверительной надписи при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица (форма N 56), реквизитами которой являются, в том числе, должность, наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество представителя и форма N 54, установленная в отношении подписей не должностных лиц, а граждан, в силу этого не содержит сведений о наименовании юридического лица, а также должности лица, чья подпись удостоверялась в нотариальном порядке.

В соответствии с пп. 1.3 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Танина О.В. является единственным учредителем Общества с ограниченной ответственностью «Весмер», а также директором указанного общества, что подтверждается решением № 1 единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Весмер» от 01.07.2011г.

Заявление о государственной регистрации юридического лица подано Таниной О.В. как учредителем общества, что не противоречит п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В этой связи нотариусом, при заверении подписи Таниной О.В., который выступал в данном случае как учредитель, правомерно применена форма № 54, предусмотренная для физических лиц.

С учетом изложенного, суд полагает, что форма заявления о государственной регистрации юридического лица, соответствовала требованиям действующего законодательства, в связи с чем налоговый орган неправомерно посчитал заявление не представленным. Таким образом, отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для удовлетворения требований.

Учитывая факт нарушения  налоговым  органом  п. 1 ст. 23 Закона о государственной  регистрации и прав Таниной О.В. в сфере предпринимательской деятельности оспариваемое  решение  налогового органа  подлежит  признанию  недействительным.

В  ч.  4  ст.  201  АПК РФ  указано,  что  в резолютивной  части  решения  по делу  об оспаривании  решений государственных  органов в  случае  признания  оспариваемого акта недействительным должно быть указано в частности на обязанность  соответствующего государственного органа  устранить  допущенные  нарушения  прав  и законных  интересов  заявителя,  что  является  способом  защиты  прав  заявителя.

С учетом вышеизложенного, суд также считает необходимым обязать Межрайонную  инспекцию  Федеральной  налоговой  службы  № 19 по Ростовской  области зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью «Весмер» на основании документов, представленных Таниной О.В. 07.07.2011  г.  и зарегистрированных Межрайонной  ИФНС России  № 19  по Ростовской  области  в реестре входящих документов за № 928.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по оплате  госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на налоговый орган, который на основании статьи 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Однако, с учетом разъяснений п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. №117 и в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы заявителя по оплате госпошлины подлежат отнесению на налоговый орган, поскольку судебный акт  принят в пользу заявителя, а налоговый орган является проигравшей стороной, не освобожденной в этом случае от оплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Ростовской области (ОГРН 1096102000532) об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью  «Весмер»  от 14.07.2011г. при внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №19 по Ростовской области (ОГРН 1096102000532) зарегистрировать и внести сведения в ЕГРЮЛ об обществе с ограниченной ответственностью  «Весмер», на основании документов,  представленных Обществом 07.07.2011г. и зарегистрированных в реестре входящих документов за № 928.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Ростовской области (ОГРН 1096102000532) в пользу Таниной Оксаны Викторовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через суд, вынесший решение, в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья   Н.Н. Овчаренко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка