АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 октября 2009 года  Дело N А53-13984/2009

Резолютивная часть решения объявлена  « 20 » октября 2009г.

Полный текст решения изготовлен  « 27 » октября 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

Судьи И.А. Лукьянцевой

При ведении протокола судебного заседания секретарем Гришиной А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   ОАО «РЖД» в лице филиала  СКЖД

к  ФГП «ВО ЖДТ России» в лице филиала ФГП «ВО ЖДТ РФ» на СКЖД

о взыскании убытков

в заседании приняли участие:

от истца пр. Лажевскую Г.А. дов.

от ответчика  пр. Демченко В.Е. дов.

установил: Взыскиваются убытки, понесенные в связи с наложением таможенных платежей и оплаченных истцом вследствие обнаружения утраты (недостачи) груза  ответчиком по ж.д.  отправке 91903621.

Истец в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и настаивал на их удовлетворении.

В отзыве на исковое заявление ответчик заявленные истцом требования не признал, указал, что вины в совершении таможенного правонарушения со стороны ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что Хакасской таможней было выставлено требование об уплате таможенных платежей №14 от 14.08.08г., а позднее взыскана в судебном порядке с ОАО «РЖД» сумма в размере 1532,15 руб. (Решение арбитражного суда г. Москвы от 19.12.08г. по делу №А40-72003/08-130-580). Данный факт подтвержден инкассовым поручением №148 от 05.03.09г.

Хакасской таможней 27.06.08г. выдано разрешение на процедуру ВТТ от ст. Камышта КРС до ст. Новороссийск СКЖД по ТД №10604020/270608/0008564 на товар «сплав алюминиевый первичный», в количестве 30 мест весом брутто 83920 кг в ж/д полувагоне №53754552 по ж/д накладной №91903621 со сроком доставки в таможенный пост Морской порт Новороссийск до 27.08.08г.

На ст. Курган ЮУЖД обнаружена недостача товара, о чем составлен акт общей формы №82850- 1-П/З894 от 1.07.08г., в котором зафиксировано, что в полувагоне №53754552 поезда №2089 погружены алюминиевые стержни цилиндрической формы и с левой стороны по ходу поезда с первого торца нарушена полиэтиленовая упаковка, деревянная обрешётка сломана, порвана металлическая лента.  С  первого торца левой  стороны имеется свободное пространство длинной 6000мм, шириной 200мм, глубиной 200мм. На ст. Новороссийск составлен актом общей формы №А/346 от 09.07.08г. -зафиксировано, что во второй лобовой стороне по ходу поезда, в верхнем ярусе с правого борта вагона имеется свободное пространство, определение количества мест до момента выдачи не представляется возможным. На основании указанных актов общей формы проведена комиссионная выдача груза на ст. Новороссийск. Подтвержден факт отсутствия в связке №09189604 части товара - «сплава алюминиевого первичного» в количестве 1 прута весом 399 кг, в которой согласно документам должно быть пять, а фактически имеется четыре прута, о чем составлен коммерческий акт ст. Новороссийск СКЖД№СКВ0801882/1351 от 21.07.08г.

По данному факту Новороссийской таможней 21.07.08г. в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено дело об АП №10317000-533/2008 по ч.1. ст. 16.9 КоАП РФ, которое согласно постановлению по делу об АП №10317000-533/2008 от 21.08.08г. прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, поскольку перевозка по железнодорожной накладной №91903621 в полувагоне №53754552 в составе поезда №2089 груза - сплав алюминиевый первичный осуществлялась в сопровождении сотрудника охраны по заключенному договору между отправителем и ФГП ВО ЖДТ России, которое не входит в структуру железной дороги, а следовательно и обязанность в обеспечении сохранности товаров по взаимному соглашению была возложена отправителем на охрану, с которой заключены договорные отношения. Также выбытие товара из владения перевозчика произошла вследствие противоправных действий третьих лиц (кражи), при этом ОАО «РЖД» были приняты все возможные меры по обеспечению сохранности товаров.

Исходя из норм действующего законодательства, таможенные платежи и пени подлежат уплате независимо от привлечения лица к административной ответственности. Следовательно, прекращение производства по делу №10317000-533/2008 не является основанием к освобождению от исполнения требования таможенного органа об уплате таможенных платежей и пеней, вынесенного по факту недостачи груза.

Сумма в размере 1532,15 руб. относится к разделу убытков, которые понесло ОАО «РЖД» ввиду неисполнения ФПГ «ВО ЖДТ России» обязанностей, вытекающих из договорных отношений, по охране груза.

Согласно ч.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В соответствии с Правилами перевозок грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (Приказ МПС РФ от 18.06.2003г. № 38) в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.

Поскольку между ОАО «РЖД» и ФГП «ВО ЖДТ РФ» 04.05.2005г. заключено Соглашение №147 (далее по тексту Соглашение), которым установлен порядок ответственности сторон в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в соответствии с п. 6.3 которого ответственность за уничтожение, повреждение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ), за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на Перевозчика за нарушение таможенных правил возлагается на ФГП ВО ЖДТ России.

Согласно п. 6.3 Соглашения №147 «О порядке ответственности в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом» от 04.05.05 ответственность за уничтожение, повреждение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ), за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и

таможенных платежей на Перевозчика за нарушение таможенных правил возлагается на ФГП ВО ЖДТ России.

В соответствии с Правилами перевозок грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (Приказ МПС РФ от 18.06.2003г. № 38) в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что недостача груза произошла в пути следования по причине ненадлежащего исполнения договора по охране груза ФГП «ВО ЖДТ России».

В соответствии с п.4.2 вышеуказанного Соглашения в ФГП «ВО ЖДТ России» была направлена претензия о возмещении оплаченной ОАО «РЖД» суммы штрафа в размере 1532,15 руб. №НЮ-8/1157 от 06.04.09г.

Письмом от 12.05.09г. №К-21/228 в удовлетворении требований отказано. По условиям п.5.2.3. Соглашения №147, ФГП «ВО ЖДТ РФ» обязалось возмещать ОАО «РЖД» суммы расходов, связанных с выплатой штрафов и таможенных платежей по несохранным перевозкам грузов.

Пунктом 2.3. Соглашения №147 установлено, что передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах между Перевозчиком и Охраной, предусмотренная подпунктами 2.2.1-2.2.8 Соглашения, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 17.11.2003г. №72, в сроки, установленные технологическими процессами работы железнодорожных станций, на которых осуществляется передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах.

Согласно ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» при перевозках железнодорожным транспортом используются следующие понятия:

-  перевозки в прямом железнодорожном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

-  перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования.

Между тем, пунктом 2.2 (подпунктами 2.2.1 - 2.2.8) Соглашения установлен порядок передачи грузов между перевозчиком и охраной, при котором составляется акт формы КЭУ-5, т.е. указаны конкретные случаи составления названного акта. Из указанного пункта следует, что акт формы КЭУ-5 составляется исключительно в следующих случаях:

1. На входных и выходных пограничных передаточных станциях Российских железных дорог (п.п. 2.2.1-2.2.5 Соглашения).

2.  На припортовых станциях Российских железных дорог при приеме и сдаче грузов, перевозимых только в прямом смешанном железнодорожно- водном и водно-железнодорожном сообщениях, т.е. при внутренних перевозках грузов с перевалкой их в морских, речных портах и пристанях Российской Федерации (п.п. 2.2.6).

3.  На станциях выгрузки или сортировки - только в случаях осуществления погрузки и выгрузки грузов, контейнеров из вагонов силами и средствами Перевозчика в его склады и на площадки (п.п. 2.2.8-2.2.9) Данная перевозка груза - «сплав алюминиевый» - относится к перевозке в прямом железнодорожном сообщении и осуществлялась от ст. Камышта КРС ж.д. до ст. Новороссийск СКжд, т.е. внутри территории РФ, вследствие чего составление приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5 в данном случае не предусмотрено. Таким образом, отсутствие акта формы КЭУ-5 не освобождает охрану от ответственности за утрату груза, т.к. взаимодействие между Перевозчиком и Охраной в данном случае осуществляется на основании п.п. 2.1.1 Соглашения без составления приемо-сдаточного акта.

Согласно п.п. 2.1.1 Соглашения, взаимодействие между Перевозчиком и Охраной осуществляется при перевозках грузов, погруженных на станциях железных дорог - филиалов ОАО «РЖД», на экспорт через пограничные передаточные железнодорожные станции и припортовые станции Российских железных дорог.

К тому же факт следования груза под охраной подтвержден наличием в перевозочных документах штампа «ОХРАНА», подписи стрелков охраны в акте общей формы, а также в акте передачи вагонов грузоотправителем охране. В соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке груза, в случае если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (охранного предприятия).

Данная правовая позиция подтверждена вступившими в законную силу постановлениями Федерального арбитражного суда СКО от 22.12.08г. №А53-10245/2008-СЗ-26, от 27.01.09г. №А53-10238/2008-СЗ-25.

Согласно ч.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что недостача груза произошла в пути следования по причине ненадлежащего исполнения договора по охране груза ФГП «ВО ЖДТ России».

Сумма в размере 1532 руб.15 коп. относится к разделу убытков, которые понесло ОАО «РЖД» ввиду неисполнения ФГП «ВО ЖДТ России» обязанностей, вытекающих из договорных отношений по охране груза.

В соответствии со ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности, в связи с чем, прекращение производства по делу об административной правонарушении по причине отсутствия вины перевозчика не является основанием для отмены требования таможенного органа, при установлении факта недостачи груза.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

На основании изложенного, суд, признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Понесенные истцом при обращении в суд расходы по уплате госпошлины подлежат возмещению за счет ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 309 ГК РФ, ст. ст.  110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ России» в лице филиала ФГП «ВО ЖДТ РФ» на СКжд в пользу ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала СКжд 1532 руб. 15 коп. - убытков, в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины - 500 руб.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья   И.А. Лукьянцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка