• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 августа 2009 года  Дело N А53-14189/2009

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2009г.

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Атроховой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Атроховой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФГУП «Почта России» в лице УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России»

к Администрации Пролетарского района Ростовской области

о признании права хозяйственного ведения

3-и лица: УФРС по Ростовской области, ТУ Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Ростовской области

при участии:

от истца: представитель Коваленко Д.В. по доверенности от 18.05.2009г. № 61.1.6-05/140.

от ответчика: представитель не явился, извещен.

от 3-их лиц: представители не явились, извещены.

установил: в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции рассматривается исковое заявление ФГУП «Почта России» в лице УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России» к Администрации Пролетарского района Ростовской области о признании права хозяйственного ведения на нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи «Пролетарск-1», расположенное по адресу: Ростовская область, Пролетарский район, г.Пролетарск, ул. Дорожная, д. 11-а, общей площадью 84,5 кв.м, состоящее из 3-х комнат: комнату № 4 площадью 11,4 кв.м, комнату № 5 площадью 16,0 кв.м, комнату № 6 площадью 57,1 кв.м, литер «А».

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечил, направил отзыв, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

От УФРС по Ростовской области поступило сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Управление федеральной почтовой связи Ростовской области является филиалом ФГУП «Почта России» и имеет отделение почтовой связи «Пролетарск-1», являющееся его структурным подразделением, расположенное по адресу: Ростовская область, Пролетарский район, г.Пролетарск, ул. Дорожная, д. 11-а, общей площадью 84,5 кв.м.

Указанное отделение связи использует спорное помещение для оказания услуг почтовой связи, что подтверждается справкой начальника Сальского почтамта; решением исполнительного комитета Пролетарского районного Совета народных депутатов № 272 от 12.12.1990г.; актом приемки в эксплуатацию здания отделения связи; справкой Главы Пролетарского городского поселения от 17.04.2009г. № 667, с подтверждением адреса расположения ОПС «Пролетарск-1»; копиями из трудовых книжек работников почтового отделения.

Из представленных доказательств следует, что отделение почтовой связи «Гапкин» использует спорное помещение с 1990 года, оно никогда не выбывало из его владения.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В приложении №1 в качестве таких объектов, в частности, указаны предприятия связи. Согласно приложению 1 к названному Постановлению имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, относится исключительно к федеральной собственности.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации, имеющее силу закона как акт высшего законодательного органа государства, направлено на защиту публичных интересов, то есть интересов общества, которые могут быть защищены с достаточной полнотой при условии, что к государственной федеральной собственности относятся не только сами предприятия, поименованные в приложении №1, но и имущество, принадлежащее им на момент разграничения объектов государственной собственности. По смыслу, придаваемому постановлению № 3020-1 правоприменительной практикой, принадлежность имущества соответствующему предприятию, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.

При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса. Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорные помещения, используемые для размещения отделения связи, должны закрепляться за организацией почтовой связи.

При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, государственное имущество должно принадлежать государственному образованию, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.

В силу ст. 2 ФЗ «О почтовой связи» государственные учреждения, которые являются организациями федеральной почтовой связи, создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно ст. 24 названного Закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.

ФГУП «Почта России» является федеральным государственным унитарным предприятием и создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 №1227-р, что следует из Устава предприятия. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ и министерство РФ по связи и информатизации в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 3.1 Устава ФГУП «Почта России» имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками, принадлежит на праве хозяйственного ведения Предприятию и отражается на его самостоятельном балансе. Указанное условие Устава соответствует корреспонденции норм ст.ст. 113, 114, 294 ГК РФ, определяющих содержание права хозяйственного ведения и субъектный состав его носителей к числу которых, в частности, отнесены федеральные государственные унитарные предприятия.

Отделение почтовой связи является объектом почтовой связи, который состоит из зданий, сооружений, нежилых помещений и т.д., используемых для оказания услуг почтовой связи. Судом установлено, что спорное помещение, занимаемое почтовым отделением в настоящее время, на момент издания постановления ВС РФ от 27.12.1991г. №3020-1 находилось в его пользовании.

Устав ФГУП «Почта России» предусматривает нахождение всего имущества в хозяйственном ведении истца, а спорное помещение не выбывало из владения последнего. Факт невнесения имущества в реестр федеральной собственности само по себе не может подтвердить принадлежность данного имущества другому собственнику.

Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорное помещение, используемое для размещения отделения почтовой связи, должно быть отнесено к федеральной собственности и закреплено за ФГУП «Почта России».

Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорное помещение и надлежащего документального оформления их закрепления в реестре федерального имущества не влияют на статус указанного имущества как объекта федеральной собственности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом под передачей следует понимать вручение соответствующего имущества приобретателю. Согласно статье 224 Кодекса имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Учитывая, что на момент создания ФГУП "Почта России" спорное имущество находилось в его фактическом владении, с этого времени у предприятия и возникло право хозяйственного ведения.

Факт нахождения отделения связи в спорном помещении с 1990 года подтверждается справкой начальника Сальского почтамта; решением исполнительного комитета Пролетарского районного Совета народных депутатов № 272 от 12.12.1990г.; актом приемки в эксплуатацию здания отделения связи; справкой Главы Пролетарского городского поселения от 17.04.2009г. № 667, с подтверждением адреса расположения ОПС «Пролетарск-1»; копиями из трудовых книжек работников почтового отделения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество находится в федеральной собственности и принадлежит истцу на праве хозяйственного ведения.

Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения истца на указанный в иске объект недвижимого имущества не является основанием для отклонения заявленных исковых требований, поскольку в данном случае факт его признания в судебном порядке предшествует факту такой регистрации.

Как следует из положений статей 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации прав является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта прав определенному в них лицу.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд считает, что исковые требования предприятия подлежат удовлетворению.

Поскольку процессуальное участие Администрации Пролетарского района Ростовской области в качестве ответчика и удовлетворение иска не является свидетельством неправомерности их действий, и не может влечь отнесение расходов по оплате государственной пошлины на ответчика, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать право хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи «Пролетарск-1», расположенное по адресу: Ростовская область, Пролетарский район, г.Пролетарск, ул. Дорожная, д. 11-а, общей площадью 84,5 кв.м, состоящее из 3-х комнат: комнату № 4 площадью 11,4 кв.м, комнату № 5 площадью 16,0 кв.м, комнату № 6 площадью 57,1 кв.м, литер «А».

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Т.И. Атрохова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-14189/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 10 августа 2009

Поиск в тексте