АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2012 года  Дело N А53-14191/2011

Резолютивная часть решения объявлена «16» января 2012 года.

Полный текст решения изготовлен  «19» января 2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи  Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Донская Водная Компания» (ИНН 6167102850 ОГРН 1116195003286)

о признании незаконным бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по вопросу согласования производственных программ по Зерноградскому, Гуковскому, Зверевскому и Красносулинскому филиалам ОАО «Донская Водная Компания»;

заинтересованное лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области;

при участии:

от заявителя: Бакланов А.С. (доверенность от 21.11.2011 № 27, паспорт 6005 016706),

от заинтересованного лица: Сердюкова В.В. (доверенность от 01.10.2011 № ЖКХ-06/57),

установил:

открытое акционерное общество «Донская Водная Компания» (далее по тексту - ОАО «Донская Водная Компания», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее по тексту - Министерство ЖКХ) по вопросу согласования производственных программ по Зерноградскому, Гуковскому, Зверевскому и Красносулинскому филиалам ОАО «Донская Водная Компания».

Представитель заявителя поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав на отсутствие нарушения бездействием министерства прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании 11.01.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 16.01.2012 до 16 часов 00 минут.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области - http://rostov.arbitr.ru.

После истечения перерыва судебное заседание продолжено 16.01.2012 в 16 часов 50 минут при участии представителя заявителя Бакланова А.С. по доверенности от 21.11.2011 № 27 и представителя заинтересованного лица Демченко Л.Ю. по доверенности от 01.10.2011 № ЖКХ-01/2815.

Через канцелярию суда от ОАО «Донская Водная Компания» поступило ходатайство, в котором заявитель просит:

1) допустить в зал судебного заседания представителей средств массовой информации;

2) разрешить проведение аудио и видеозаписи судебного процесса;

3) разрешить присутствие представителей трудового коллектива ОАО «Донская Водная Компания»;

4) предоставить зал судебных заседаний.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал ходатайство в части пунктов 1 и 2, при этом пояснил, что представители трудового коллектива ОАО «Донская Водная Компания» не явились, в связи с чем, необходимость в представлении зала судебных заседаний отсутствует.

Представитель заинтересованного лица оставил вопрос о рассмотрении данного ходатайства на усмотрение суда.

С учетом мнения сторон, суд определил допустить в судебное заседание представителей средств массовой информации, разрешить проведение аудиозаписи судебного процесса. В удовлетворении ходатайства о разрешении проведения видеозаписи судебного процесса отказать.

Представитель заявителя просил приобщить к материалам дела пояснения к иску, копии писем в адрес Генерального директора ОАО «Донская Водная Компания» Н.Н. Стукалову и копии писем в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области СБ. Сидаш; копии договоров аренды имущества, копии акта-приема передачи и копии лицензии. С учетом мнения представителя заинтересованного лица суд определил приобщить данные документы к материалам дела.

По факсимильной связи от заявителя поступила копия приказа № 52 от «20» октября 2011 года о вступлении в должность Генерального директора. Копия приказа приобщена судом к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица просил приобщить к материалам дела дополнительные пояснения по делу, запрос в адрес Региональной службы по тарифам и ответ Региональной службы по тарифам. С учетом мнения представителя заявителя судом данные документы приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и пояснениях к нему, просил суд его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, просил суд в их удовлетворении отказать.

Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

15.04.2011 вновь созданным предприятием ОАО "Донская Водная Компания" (ОГРН 1116195003286, ИНН 6167102850) подано заявление и представлены документы в Региональную службу по тарифам Ростовской области (далее по тексту - РСТ РО) для установления тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (исх. № 4 от 15.04.2011).

26.04.2011 Обществом получено письмо от РСТ РО (исх. №1800 от 21.04.2011) о необходимости представления недостающих документов, в том числе, производственных программ, утвержденных и согласованных в установленном порядке.

29.04.2011 ОАО "Донская Водная Компания" предоставила в РСТ РО (исх. № 34 от 29.04.2011) пакет документов, обосновывающих финансовые потребности для выполнения производственных программ. При этом производственные программы по Гуковскому, Зерноградскому, Зверевскому, Красносулинскому филиалам согласованы с органами местного самоуправления, но не согласованы с Министерством ЖКХ Ростовской области.

27.04.2011 ОАО "Донская Водная Компания" обратилось в Министерство ЖКХ Ростовской области с заявлением о рассмотрении и согласовании производственных программ по Зерноградскому, Гуковскому, Зверевскому и Красносулинскому филиалам ОАО "Донская Водная компания" на период регулирования с 01.06.2011 по 31.05.2012.

20.05.2011 заявителем от Министерства ЖКХ были получены замечания по производственным программам Зерноградского, Гуковского, Зверевского и Красносулинского филиалов ОАО "Донская Водная Компания". Также заинтересованное лицо запросило у Общества перечень мероприятий, планируемых к выполнению ООО "Компания по управлению имуществом" на объектах ВКХ за счет арендной платы ОАО "Донская Водная Компания".

23.05.2011 Обществом в адрес Министерства ЖКХ была направлена пояснительная записка с устранением выявленных замечаний по производственной программе Зерноградского, Гуковского, Зверевского и Красносулинского филиалов ОАО "Донская Водная Компания" и перечень мероприятий, планируемых к выполнению ООО "Компания по управлению имуществом", являющимся собственником зданий сооружений и автотранспортной техники, необходимой для осуществления ОАО "Донская Водная Компания" деятельности по водоснабжению, водоотведению и очистки стоков городов и населенных пунктов Ростовской области.

05.07.2011 заявителем в адрес заинтересованного лица было направлено письмо, в котором ОАО «Донская Водная Компания» сообщает о том, что планирует повторную сдачу в Региональную службу по тарифам Ростовской области заявления об установлении тарифов с приложением всех необходимых документов, в связи с чем, просит Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области направить согласованные производственные программы непосредственно в Региональную службу по тарифам.

03.08.2011 Обществом получено письмо Министерства ЖКХ (исх. № ЖКХ-01/2082), в котором указано на невозможность согласовать производственные программы по причине непредставления заявителем документов, подтверждающих факт начала эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для целей водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

26.08.2011 ОАО "Донская Водная Компания" письмом уведомило заинтересованное лицо о том, что с 01.09.2011 приступает к эксплуатации имущества, используемого для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения очистки сточных вод в г. Гуково, г. Зернограде, г. Зверево, Красносулинском районе Ростовской области.

01.09.2011 Общество сообщило Министерству ЖКХ о том, что приступило к эксплуатации имущества, предназначенного для целей ВКХ, с приложением копий актов приема-передачи к договорам аренды указанного имущества, датированных 01.09.2011.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ОАО «Донская Водная Компания» полагает, что в связи с началом эксплуатации имущества, предназначенного, для целей ВКХ, у Министерства ЖКХ не имелось оснований для несогласования производственных программ Общества. При этом заявитель ссылается на пункт 2.24 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.10.2010 № 10, которым установлена его обязанность по согласованию организациям коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, тарифы на товары и услуги которым устанавливает Региональная служба по тарифам Ростовской области, а также организациям, участвующим в реализации областных программ по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, планов мероприятий по повышению эффективности их деятельности, являющихся составной частью их производственных программ.

Полагая, что в результате бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по вопросу согласования производственных программ по Зерноградскому, Гуковскому, Зверевскому и Красносулинскому филиалам ОАО «Донская Водная Компания» Региональной службой по тарифам Ростовской области было отказано предприятию в рассмотрении документов необходимых для открытия дела об установлении тарифов, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ОАО «Донская Водная Компания» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также принятые в соответствии с ним Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности  организаций  коммунального  комплекса (далее Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункту 5.5.16 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, РСТ устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по согласованию производственных программ организаций коммунального комплекса.

Постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2008 № 456 «О некоторых вопросах, связанных с установлением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области с органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса при установлении тарифов па товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и предельных индексов по муниципальным образованиям (далее - Порядок).

Согласно пункту 1.6 Порядка организации коммунального комплекса в срок до 1 апреля года, предшествующего периоду регулирования, представляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства области для согласования (по компетенции) производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на очередной финансовый год.

Полномочие министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области но согласованию организациям коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, тарифы на товары и услуги которым устанавливает Региональная служба по тарифам Ростовской области, а также организациям, участвующим в реализации областных программ по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, планов мероприятий но повышению эффективности их деятельности, являющихся составной частью их производственных программ, предусмотрено пунктом 2.24 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2010 № 10.

Таким образом, действующее в Ростовской области законодательство предусматривает согласование производственных программ организаций коммунального комплекса как РСТ, так и министерством жилищно-коммунального хозяйства области (в установленной части).

При этом необходимо отметить, что в случае представления организацией коммунального комплекса в РСТ производственных программ без согласования в министерстве жилищно-коммунального хозяйства области данное обстоятельство не является основанием для отказа РСТ в рассмотрении представленных документов и открытии дела об установлении тарифов. Для установления тарифов на тарифы и услуги организаций коммунального комплекса производственная программа должна быть согласованна органом регулирования (РСТ) (ст. 7 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ).

В соответствии с пояснениями Региональной службы по тарифам Ростовской области, данными в ответе (исх. № РСТ/52 от 13.1.2012) на запрос и.о. заместителя министра ЖКХ Ростовской области, в настоящее время РСТ открыто дело по установлению тарифов для ОАО «ДВК» (ИНН 6167102850).

Как установлено нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,  необходимо наличие следующих условий: несоответствие этих действий закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения противоречащих закону действий (бездействия), должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

Заявителем в обоснование заявленных требований указано на то, что Региональной службой по тарифам Ростовской области было отказано предприятию в рассмотрении документов необходимых для открытия дела об установлении тарифов в результате бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по вопросу согласования производственных программ по Зерноградскому, Гуковскому, Зверевскому и Красносулинскому филиалам ОАО «Донская Водная Компания», тогда как представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии таких последствий для заявителя.

Таким образом, ссылка ОАО «Донская Водная Компания» на бездействие министерства по согласованию производственных программ как на обстоятельство, свидетельствующее о нарушении прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, признается судом необоснованной и несоответствующей материалам дела.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина для организаций в сумме 2000 рублей.

ОАО «Донская Водная Компания» при подаче настоящего заявления по чеку-ордеру от 28.07.2011 была уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей. Поскольку заявленные требование не подлежит удовлетворению, то судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Донская Водная Компания» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья    Ю.В. Лебедева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка