АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2010 года  Дело N А53-14589/2010

Резолютивная часть решения объявлена «14» сентября 2010г.

Полный текст решения изготовлен «21» сентября 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения здравоохранения Областной консультативно-диагностический центр о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29.06.2010г. по делу № 645 (исх. № 6478/03 от 02.07.2010г.),

о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29.06.2010г. № 259 (исх. № 6479/03 от 02.07.2010г.),

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) закрытое акционерное общество «Фармацевт», 2) общество с ограниченной ответственностью «ФармЛек», 3) общество с ограниченной ответственностью «Акафарм», 4) общество с ограниченной ответственностью «Донская медицинская компания»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: 1) представитель по доверенности № 01-08.200 от  22.03.2010г. Васильченко Э.В.; 2) представитель по доверенности № 01-08.505 от 14.07.2010г. Косухин Р.В.,

от заинтересованного лица: представитель по доверенности Доценко А.А.;

от третьих лиц:

закрытого акционерного общества «Фармацевт»: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

общества с ограниченной ответственностью «ФармЛек»: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

общества с ограниченной ответственностью «Акафарм»: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

общества с ограниченной ответственностью «Донская медицинская компания»: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

установил: государственное учреждение здравоохранения Областной консультативно-диагностический центр (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 29.06.2010г. по делу № 645 (исх. № 6478/03 от 02.07.2010г.), о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29.06.2010г. № 259 (исх. № 6479/03 от 02.07.2010г.).

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2010г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Фармацевт», общество с ограниченной ответственностью «ФармЛек», общество с ограниченной ответственностью «Акафарм», общество с ограниченной ответственностью «Донская медицинская компания».

Представители заявителя в судебном заседании пояснили доводы, изложенные в заявлении, просили удовлетворить заявленные требования.

Представитель Управления в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Закрытое акционерное общество «Фармацевт», общество с ограниченной ответственностью «ФармЛек», общество с ограниченной ответственностью «Акафарм», общество с ограниченной ответственностью «Донская медицинская компания», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Донская медицинская компания» на действия заказчика, выразившиеся в нарушении Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого аукциона № 1279Г/Аук «закупка лекарственных препаратов и эстемпоральной рецептуры для нужд учреждения на 2-ое полугодие 2010 года».

В ходе рассмотрения жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области установлено следующее.

17.05.2010г. Учреждением (заказчиком) размещено извещение о проведении открытого аукциона № 39-1279Г/ИАук от 17.05.2010г. на предмет: «закупка лекарственных препаратов, предметов медицинского назначения, расходных материалов для ГУЗ ОКДЦна 2-ое полугодие 2010 года» (т. 1, л.д. 9).

24.05.2010г. Учреждением (заказчиком) внесены изменения, в том числе в предмет открытого аукциона, о чем размещено извещение об изменении открытого аукциона  № 41-1279Г/ИИзмАук от 24.05.2010г., в соответствии с которым предметом аукциона является: закупка лекарственных препаратов и эстемпоральной рецептуры для нужд ГУЗ ОКДЦ на 2-ое полугодие 2010 года».

Предметом оспариваемого аукциона по лотам №№ 1, 2 являлась поставка лекарственных средств в соответствии со спецификацией (Часть III Документации об аукционе).

Согласно  пункту 100  (лот  №  1),  пункту 265  (лот  №  2)  предусмотрена  поставка лекарственного  препарата  «Реланиум», который  входит  в  Номенклатуру сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических психотропных  веществ № 278,  утвержденную  Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996г. № 278.

В ходе рассмотрения дела жалоба общества с ограниченной ответственностью «Донская медицинская компания» признана необоснованной, при этом Управлением установлено нарушение заказчиком части 2 статьи 8, части 2 статьи 34 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В связи с чем, Управлением вынесено решение от 29.06.2010г., а также учреждению выдано предписание № 259 от 29.06.2010г об аннулировании открытого аукциона № 1279Г/Аук.

Не согласившись с указанным решением и предписанием, учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования учреждения не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым решением и предписанием Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого решения и предписания закону или иному нормативному правовому акту.

При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Размещение заказа в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 94-ФЗ может осуществляться как путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, так и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Размещение заказа в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 94-ФЗ может осуществляться как путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, так и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае: несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона № 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 указанной статьи случаев, не допускается.

В силу пункта 1 части 4 статьи 22 Федерального закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать: в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 указанного Федерального закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку: а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица; г) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц); д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов: а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения); б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 названного Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе; в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 названного Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом; г) копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 названного Федерального закона, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 названного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении.

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона № 94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела предметом оспариваемого аукциона по лотам №№1, 2 являлась поставка лекарственных средств в соответствии со спецификацией (часть III Документации об аукционе).

Заказчиком указаны торговые наименования лекарственных средств без указания международных непатентованных наименований (далее - МНН).

Вместе с тем, как указано в оспариваемом решении Управления, «Альфа ДЗ-тева» (МНМ: Альфакальцидол) имеет синонимы: «Оксидевит», «Этальфа»; «Анафранил» (МНН: Кломипрамин) имеет синонимы: «Кломипрамин», «Клофранил»; «Беротек-Н» (МНН: Фенотерол) имеет синонимы: «Беротек», «Партусистен»; «Валокордин» (МНН: Мяты перечной масло + Фенобарбитал +Этилбромизовалерианат + Хмеля шишек масло) имеет синонимы: «Валордин», «Валоферин»; «Гексорал» (МНН: Гексэтидин) имеет синоним: «Стоматидин»; «Глюкофаж» (МНН: Метформин) имеет синонимы: «Багомет», «Веро-Метформин», «Глиминфор», «Глиформин», «Глиформина таблетки», «Дианормет», «Метфогамма», «Метформин», «Сиофор 500», «Сиофор 850», «Формин Плива»; «Диабетон МВ» (МНН: Гликлазид) имеет синонимы: «Веро-Гликлазид», «Глидиаб», «Глидиаб МВ», «Глизид», «Гликлазид-АКОС», «Глюкостабил», «Диабетон», «Диабефарм», «Диабинакс», «Диабрезид», «Диатика»; «Диклонат П» (МНН: Диклофенак) имеет синонимы: «Биоран», «Веро-Диклофенак», «Вольтарен», «Вольтарен Акти», «Вольтарен рапид», «Вольтарен», «Диклак», «Дикло-Ф», «Диклобене», «Дикловит», «Диклоген», «Диклонак», «Диклоран», «Диклоран СР», «Диклофенак-АКОС», «Диклофенак-Акри», «Диклофенак-Акри ретард», «Диклофенак», «Альтфарм», «Диклофенак-лонг», «Диклофенак-МФФ», «Диклофенак-Н.С.», «Диклофенак-Ратиофарм», «Диклофенак-Тева», «Диклофенак-УБФ», «Диклофенак-Фаркос», «Диклофенак-ФПО», «Диклофенак», «Диклофенак натрий», «Диклофенак натрия», «Диклофенак ретард», «Оболенское», «Диклофенак форте», «Диклофенак Штада», «Диклофенакол», «Наклоф, «Наклофен», «Наклофен Дуо», «Натрия диклофенак», «Неодол», «Ортофен», «Раптен рапид», «Ревмавек», «Униклофен», «Фелоран», «Фламерил», «Фламерил К», «Фламерил Ретард», «Этифенак»; и др.