АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2010 года  Дело N А53-1458/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «06» апреля 2010г.

Полный текст решения изготовлен  «12» апреля 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Бондарчук Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру»

к ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону

о признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от  11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы; признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от  11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы

при участии:

от заявителя: представитель Данилин О.В. (доверенность  от 27.01.2010г.)

от заинтересованного лица:  Медная О.А. (доверенность  от 25.12.2009г.)

установил: общество с ограниченной ответственностью «Донау-ру»  обратилось в Арбитражный суд Ростовской области  с исковым заявлением к ответчику к ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону о признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от  11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- о признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от  11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении. В обоснование своей позиции заявитель сослался на то, что доводы инспекции о том, что им были представлены заявления о государственной регистрации не соответствующие установленной форме противоречат официальной позиции ФНС России, которая в п.9 письма от 25.06.2009г. № МН-22-6/511 @ указывает, что поскольку формы №Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», №Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439, не отвечают требованиям Федерального закона от 30.12.2008 №312-Ф3, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru. По мнению заявителя, указанное письмо равно как и формы заявлений на государственную регистрацию вмещены на сайте ФНС России) и не носит характера нормативно-правового акта, поскольку не было официально опубликовано. Однако оно отражает позицию ФНС России по спорному вопросу. На момент представления обществом заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, указанные формы заявлений не были утверждены в установленном законом порядке. Поэтому обществом были представлены заявления по формам, размещенным на официальном сайте ФНС России.

Также заявитель считает необоснованным отказ  инспекции в государственной регистрации  на основании  недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом заявлениях, поскольку  законодательством не предусмотрено  право налогового органа  на осуществление проверки  достоверности  сведений  об адресе места нахождения  юридического  лица, так как  государственная  регистрация  юридических лиц носит заявительный характер и ответственность  за достоверность  предоставляемых сведений  возлагается  на заявителей.

Представитель  ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону в судебное заседание явился,  просил  в удовлетворении заявления отказать, сославшись на то, что  отказ  в государственной  регистрации  изменений, вносимых  в учредительные  документы юридического лица  и отказ  в государственной  регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных  с внесением  изменений  в учредительные документы был произведен в строгом  соответствии с законом, поскольку  заявление, представленное заявителем не соответствовало  установленной форме.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Донау-ру»  обратилось  в  ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону с  заявлениями  по формам №13001 о государственной  регистрации изменений, вносимых в учредительные  документы юридического лица и  Р 14001 о внесении, содержащиеся  в Едином государственном реестре юридических лиц.

ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону  были вынесены  решение  б/н от  11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы и решение  б/н от  11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Основанием  для отказа в государственной  регистрации  изменений, вносимых  в учредительные  документы юридического лица и основанием для отказа в государственной  регистрации послужило  то основание, что отсутствовало  заявление  о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Посчитав отказ ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону  в регистрации изменений незаконным  общество с ограниченной ответственностью «Донау-ру»  обратилось в  Арбитражный суд Ростовской области  с настоящим заявлением, сославшись на то, что  поданные  им заявления соответствовали  формам, размещенным на официальном сайте ФНС России, а также  что  налоговый  орган не наделен правом на  осуществление проверки  достоверности  сведений  об адресе и месте нахождения  юридического  лица.

В соответствии с п.4 с. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, вносимые в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации, а в установленных законом случаях - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

В соответствии с п.1 ст.18 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принимается на основании представленных документов. Соответствующие сведения в ЕГРЮЛ вносятся регистрирующим органом в течение пяти рабочих дней.

На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона N 312-ФЗ) не позднее 1 января 2010 г.

Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрены случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации.

Согласно положениям статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

- документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление N 439) утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р13001 ("заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", приложение N 3) и форма Р14001 ("заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", приложение N 4).

ФНС России в п. 2 Письма от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ отметила: в соответствии с п. 9 Письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@, учитывая, что формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением N 439, не отвечают требованиям Закона N 312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.

Однако Письма ФНС России N N МН-22-6/511@ и МН-22-6/548@ не являются нормативными правовыми актами. Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приведенная в Приложении к Постановлению N 439, недействующей в установленном порядке не признана.

В п. 4 Постановления N 439 установлено, что Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе не отнесенных Законом N 129-ФЗ к компетенции Правительства РФ, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов, при этом  ФНС России не предоставлено право вносить дополнения в утвержденные формы документов.

Обязанность  по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные  документы  общества, и экспертизы представленных  документов  Федеральным законом  от 08.08.2001 № 129-ФЗ на регистрирующий  орган не возложена.

В статьей 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что  за непредоставление или несвоевременное предоставление  необходимых  для включение  в государственные реестры сведений, а также  за представление  недостоверных  сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели  несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность сведений, представляемых для государственной регистрации, возлагается законодательством о государственной регистрации на заявителя и у регистрирующего органа отсутствует обязанность проверять их достоверность.

Учитывая, что  предоставление недостоверных сведений не указано законом в числе основания для отказа в государственной регистрации, регистрирующего органа при вынесении оспариваемого решения отсутствовали  основания для проверки  достоверности  сведений  об адресе место нахождения  юридического  лица.

Однако в нашем случае, имело место отсутствие надлежащим образом оформленной формы заявления, поскольку  заявление о государственной  регистрации изменений, представленное заявителем не соответствовало  установленной форме, утвержденной Правительством Российской Федерации,  ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону, и суд считает, что в данном случае нарушений закона при  отказе в регистрации  допущено не было. В процессе рассмотрения заявления, судом установлено, что заявителем была заполнена форма заявления, носящая рекомендательный характер, ввиду чего у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых решений недействительными.

Судебные расходы, в соответствии  с положениями НК РФ, в данном случае подлежат отнесению на заявителя в полном объеме, которым госпошлина была оплачена при подаче заявления  в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления  отказать.

Решение  подлежит немедленному исполнению.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья  Бондарчук Е.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка