АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2010 года Дело N А53-1458/2010
Резолютивная часть решения объявлена «06» апреля 2010г.
Полный текст решения изготовлен «12» апреля 2010г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
Бондарчук Е.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бондарчук Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру»
к ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону
о признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от 11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы; признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от 11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы
при участии:
от заявителя: представитель Данилин О.В. (доверенность от 27.01.2010г.)
от заинтересованного лица: Медная О.А. (доверенность от 25.12.2009г.)
установил: общество с ограниченной ответственностью «Донау-ру» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ответчику к ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону о признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от 11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- о признании недействительным Решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону б/н от 11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении. В обоснование своей позиции заявитель сослался на то, что доводы инспекции о том, что им были представлены заявления о государственной регистрации не соответствующие установленной форме противоречат официальной позиции ФНС России, которая в п.9 письма от 25.06.2009г. № МН-22-6/511 @ указывает, что поскольку формы №Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», №Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439, не отвечают требованиям Федерального закона от 30.12.2008 №312-Ф3, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru. По мнению заявителя, указанное письмо равно как и формы заявлений на государственную регистрацию вмещены на сайте ФНС России) и не носит характера нормативно-правового акта, поскольку не было официально опубликовано. Однако оно отражает позицию ФНС России по спорному вопросу. На момент представления обществом заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, указанные формы заявлений не были утверждены в установленном законом порядке. Поэтому обществом были представлены заявления по формам, размещенным на официальном сайте ФНС России.
Также заявитель считает необоснованным отказ инспекции в государственной регистрации на основании недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом заявлениях, поскольку законодательством не предусмотрено право налогового органа на осуществление проверки достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, так как государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер и ответственность за достоверность предоставляемых сведений возлагается на заявителей.
Представитель ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявления отказать, сославшись на то, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и отказ в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы был произведен в строгом соответствии с законом, поскольку заявление, представленное заявителем не соответствовало установленной форме.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Донау-ру» обратилось в ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону с заявлениями по формам №13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и Р 14001 о внесении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону были вынесены решение б/н от 11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы и решение б/н от 11.01.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Донау-ру» при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и основанием для отказа в государственной регистрации послужило то основание, что отсутствовало заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Посчитав отказ ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону в регистрации изменений незаконным общество с ограниченной ответственностью «Донау-ру» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением, сославшись на то, что поданные им заявления соответствовали формам, размещенным на официальном сайте ФНС России, а также что налоговый орган не наделен правом на осуществление проверки достоверности сведений об адресе и месте нахождения юридического лица.
В соответствии с п.4 с. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, вносимые в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации, а в установленных законом случаях - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
В соответствии с п.1 ст.18 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принимается на основании представленных документов. Соответствующие сведения в ЕГРЮЛ вносятся регистрирующим органом в течение пяти рабочих дней.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона N 312-ФЗ) не позднее 1 января 2010 г.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрены случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации.
Согласно положениям статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление N 439) утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р13001 ("заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", приложение N 3) и форма Р14001 ("заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", приложение N 4).
ФНС России в п. 2 Письма от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ отметила: в соответствии с п. 9 Письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@, учитывая, что формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением N 439, не отвечают требованиям Закона N 312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Однако Письма ФНС России N N МН-22-6/511@ и МН-22-6/548@ не являются нормативными правовыми актами. Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приведенная в Приложении к Постановлению N 439, недействующей в установленном порядке не признана.
В п. 4 Постановления N 439 установлено, что Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе не отнесенных Законом N 129-ФЗ к компетенции Правительства РФ, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов, при этом ФНС России не предоставлено право вносить дополнения в утвержденные формы документов.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы общества, и экспертизы представленных документов Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ на регистрирующий орган не возложена.
В статьей 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что за непредоставление или несвоевременное предоставление необходимых для включение в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность сведений, представляемых для государственной регистрации, возлагается законодательством о государственной регистрации на заявителя и у регистрирующего органа отсутствует обязанность проверять их достоверность.
Учитывая, что предоставление недостоверных сведений не указано законом в числе основания для отказа в государственной регистрации, регистрирующего органа при вынесении оспариваемого решения отсутствовали основания для проверки достоверности сведений об адресе место нахождения юридического лица.
Однако в нашем случае, имело место отсутствие надлежащим образом оформленной формы заявления, поскольку заявление о государственной регистрации изменений, представленное заявителем не соответствовало установленной форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ИФНС России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону, и суд считает, что в данном случае нарушений закона при отказе в регистрации допущено не было. В процессе рассмотрения заявления, судом установлено, что заявителем была заполнена форма заявления, носящая рекомендательный характер, ввиду чего у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых решений недействительными.
Судебные расходы, в соответствии с положениями НК РФ, в данном случае подлежат отнесению на заявителя в полном объеме, которым госпошлина была оплачена при подаче заявления в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья Бондарчук Е.В.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка