АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2010 года  Дело N А53-14704/2010

Резолютивная часть решения объявлена  08.09.2010.

Решение в полном объеме изготовлено  10.09.2010.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Липатовой Веры Ивановны

при ведении протокола судебного заседания судьей Липатовой Верой Ивановной,

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт"

о признании незаконными и отмене постановлений Ростовской таможни по делам об административных правонарушениях от 01.07.2010 № 10313000-781/2010, № 10313000-782/2010, № 10313000-783/2010, № 10313000-784/2010, № 10313000-785/2010,

заинтересованное лицо: Ростовская таможня,

при участии представителей:

от заявителя: Турсункулов А.Б. (доверенность от 01.10.2009 без номера),

от заинтересованного лица: Скворцова Е.В. (доверенность от 27.05.2010 № 02-32/922),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Старт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Ростовской таможни по делам об административных правонарушениях от 01.07.2010 №10313000-781/2010, №10313000-782/2010, №10313000-783/2010, №10313000-784/2010, №10313000-785/2010.

Представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии документа. Представитель заинтересованного лица, ознакомившись с документом, не возражал против его приобщения. С учетом мнения лица, участвующего в деле, ходатайство судом удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить. В обоснование своей позиции привел следующие доводы: отсутствует состав правонарушения.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать. Пояснил, что материалами административного дела подтверждается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нормы законодательства соблюдены.

Непосредственно в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, лица, участвующие в деле, подтвердили, что доказательства по настоящему делу представлены ими в полном объеме, и они не желали дополнить чем-либо материалы арбитражного дела, о чем свидетельствуют подписи представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Старт" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством.

17.05.2010 с 16 часов 41 минут до 16 часов 52 минут зарегистрированы подтверждения о прибытии № 10313060/170510/0002467, № 10313060/170510/0002468, № 10313060/170510/0002469, № 10313060/170510/0002470, № 10313060/170510/0002471, товара, приобретенного обществом с ограниченной ответственностью "Старт".

18.05.2010 поступивший товар оформлен по грузовой таможенной декларации 10313060/180510/0003422.

18.05.2010 в 09 часов 40 минут Ростовским таможенным постом выдано поручение № 1031360/180510/000496 на 10% досмотр товаров по грузовой таможенной декларации 10313060/180510/0003422, 19.05.2010 составлен акт таможенного досмотра.

18.05.2010 в 11 часов 50 минут начат таможенный досмотр, 19.05.2010 в 13 часов 45 минут таможенный досмотр окончен.

19.05.2010 Ростовской таможней поставлена отметка "Выпуск разрешен" на товар, оформленный по грузовой таможенной декларации № 10313060/180510/0003422.

19.05.2010 Ростовской таможней составлены протоколы № 13013000-781/2010, №  13013000-782/2010, №  13013000-783/2010, №  13013000-784/2010, №  13013000-785/2010 об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Старт". Протоколы составлены в отсутствие законного представителя общества, извещенного о месте и времени составления протоколов. Копии протоколов об административных правонарушениях направлены почтовой связью.

01.07.2010 Ростовской таможней приняты постановления по делам об административных правонарушениях № 13013000-781/2010, №  13013000-782/2010, №  13013000-783/2010, №  13013000-784/2010, №  13013000-785/2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Старт", ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дела рассмотрены, постановления приняты в отсутствие законного представителя общества, извещенного о месте и времени рассмотрения дел. Копии постановлений направлены почтовой связью.

Полагая, что данные постановления являются незаконными и подлежат отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Изучив материалы дела, суд установил, что оспариваемые постановления приняты 01.07.2010, копии постановлений получены обществом 08.07.2010. В Арбитражный суд Ростовской области заявитель обратился с настоящим заявлением 16.07.2010, то есть с соблюдением установленного срока. В связи с изложенным, суд рассматривает дело по существу заявленных требований.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Старт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Перечень форм таможенного контроля приведен в статье 366 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой формами таможенного контроля являются, в том числе, таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары.

В соответствии со статьей 60 Таможенного кодекса Российской Федерации  таможенное оформление товаров начинается при ввозе товаров в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации и завершается совершением таможенных операций, для помещения товаров под таможенный режим.

Согласно статье 92 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.

Согласно статье 362 Таможенного кодекса Российской Федерации зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 № 958 "Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров" таможенная процедура временного хранения не применяется в месте доставки товаров, расположенном в месте нахождения таможенного органа, если в течение времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита осуществлен выпуск данных товаров или разрешен новый внутренний таможенный транзит. Если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на складе временного хранения, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на склад временного хранения либо иное место, указанное в главе 12 Таможенного кодекса Российской Федерации, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него.

Согласно пункту 28.2 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 № 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.11.2003 № 5228) таможенный орган назначения оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.09.2003 № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации" система управления рисками должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации: сокращение времени таможенного оформления; прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности; партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Система управления рисками основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы: принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации; принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации.

В соответствии с приказом  Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 13.08.2007 № 965 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.09.2007 № 10121) таможенный пост осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и помещаемых под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенного контроля с использованием системы управления рисками.

Согласно пункту 60 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 № 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра. По иным основаниям проведение таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров не допускается.

Как следует из материалов дела, 18.05.2010 в 09 часов 40 минут Ростовским таможенным постом выдано поручение № 1031360/180510/000496 на 10% досмотр товаров по грузовой таможенной декларации 10313060/180510/0003422. В поручении таможенным органом не указана причина досмотра товара, в материалах административного дела отсутствуют доказательства срабатывания профиля риска.

Таким образом, с учетом вышеизложенного и имеющихся в материалах дела доказательств суд приходит к следующему выводу.

Обязанность проведения оформления завершения внутреннего таможенного транзита товаров не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства возложена на таможенный орган. Данной правовой позиции придерживаются и иные арбитражные суды.

Остальные обстоятельства и доказательства судом оценены, но они не имеют существенного значения для рассмотрения данного дела.

Согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Доводы заинтересованного лица судом не принимаются как необоснованные.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с изложенным, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. При подаче заявления в суд заявителем государственная пошлина не уплачивалась, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными и отменить постановления Ростовской таможни по делам об административных правонарушениях от 01.07.2010 № 10313000-781/2010, № 10313000-782/2010, № 10313000-783/2010, № 10313000-784/2010, № 10313000-785/2010, место принятия г. Аксай, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Старт", находящегося по адресу: 346720, Ростовская область, г. Аксай, пр. Ленина, 40, оф. 8, ИНН 6102030076, к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 7000 (семи тысяч) рублей по каждому административному делу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья    В.И. Липатова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка