АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2009 года  Дело N А53-14883/2009

Резолютивная часть решения объявлена  «25» августа 2009.

Полный текст решения изготовлен  «28» августа 2009.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Федыняк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ПТПО «Семикаракорское»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 России по Ростовской области

о признании недействительным постановления МИ ФНС № 20 по Ростовской области от 07.07.2009 № 90-33/14 о привлечении  к административной ответственности

при участии:

от заявителя - представители Патан В.Ю. по доверенности № 267 от 13.07.2009, Донцова А.М. по доверенности № 285 от 28.07.2009;

от МИФНС - представитель Сидорович Ю.В. по доверенности № 03-18 от 08.04.2009;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению производственно-торгового потребительского общества «Семикаракорское» о признании незаконным и отмене постановления  № 90-33/14 от 07.06.2009 по делу об административном правонарушении межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Ростовской области.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении в дополнениях к нему. Просили суд удовлетворить заявленные требования и отменить оспариваемое постановление.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, для приобщения к материалам дела представил письменный отзыв и копии материалов административного дела. Согласно пояснениям в судебном заседании представителя, ИФНС заявленные требования не признаются, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

В судебном заседании 18.08.2009 объявлялись перерывы до 21.08.2009 до 12 час. 30 мин. и до  25.08.2009 до 14 час. 00 мин. после перерыва судебное заседание было продолжено.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

16.06.2009 проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением  в ПТПО «Семикаракорское».

В ходе проведенной проверки были установлены следующие нарушения: неоприходование в кассу предприятия выручки за 15.06.2009 в сумме 84996,52 руб.; отсутствие изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, охранно-пожарной сигнализации, входных дверей оббитых с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм. Результаты проверки были зафиксированы в акте № 10 от 16.06.2009

По данному факту в отношении ПТПО «Семикаракорское» 17.06.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 90-38/14 по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении № 90/38/14 от 17.06.2009 и приложенные к нему документы начальник инспекции 07.07.2009 вынес постановление № 90-33/14 по делу об административном правонарушении, которым ПТПО «Семикаракорское» привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Указанное постановление является предметом спора по данному делу.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в  накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации № 40 от 22.09.1993.

Согласно п.3 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Пунктом 29 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации установлено, что в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3.

Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.  Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.  Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 17.06.2008 составлен без участия законного представителя общества. Постановление по делу об административном правонарушении от 07.07.2009 также составлено без участия представителя заявителя.

В качестве доказательства приглашения законного представителя заявителя для рассмотрения дела об административном правонарушении  суду предоставлена копия описи вложения в заказную корреспонденцию, направленную ПТПО «Семикаракорское», реестр отправлений от 18.06.2009 (л.д. 62-63).

По просьбе суда на обозрение суду было предоставлено подлинное уведомление о вручении и его заверенная копия приобщена к материалам дела. Согласно уведомлению о вручении заказная корреспонденция, адресованная законному представителю ПТПО «Семикаракорское» Шищенко А.В. 20.06.2009 была вручена его сыну Максиму Александровичу Шишенко, о чем имеется отметка почтальона прямо в уведомлении. Подпись М.А. Шишенко расшифрована, она визуально явно не соответствует подписи Шишенко А.В., что не оспаривается представителем налогового органа.

Как установлено судом, по результатам проверки было составлено два протокола об административном правонарушении: в отношении должностного лица - Шишенко А.В. и в отношении заявителя - общества.

Согласно уведомлению и описи вложения,  вся корреспонденция, как для гражданина Шишенко А.В., так и для юридического лица - была направлена по домашнему адресу Шишенко А.В. По юридическому адресу предприятия - корреспонденция не направлялась, таким образом, о времени и месте рассмотрения административного дела юридическое лицо уведомлялось не по юридическому или почтовому адресу юридического лица, а по месту регистрации директора, как физического лица.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что не получал указанного письма с  протоколом об административном правонарушении и уведомлением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно представленному объяснению, указанную заказную корреспонденцию от МИФНС России № 20 по РО получил сын Шищенко А.В. - Шищенко М.А., который не проинформировал Шищенко А.В. о полученной заказной корреспонденции.

В судебное заседание заявителем для сравнения образцов подписей предоставлена копия карточки и предложено сравнить подпись в исковом заявлении, в присутствии сотрудника налогового органа установлено, что подпись, учиненная на уведомлении о вручении заказной корреспонденции № 34725113544698, не соответствует образцу подписи Шищенко А.В. на банковской карточке, представленной в материалы дела.

Изучив материалы дела, суд считает, что представленные доказательства уведомления общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела не являются достаточными. Иных доказательств уведомления общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела ИФНС суду не представлены. Сын - Максим Шишенко не проживает вместе с родителями, а проживает в г. Петропавловск-на-Камчатке, где работает в ГКС при прокуратуре. В г. Семикаракорске был с 18.06 по 25.06.2009. Отцу корреспонденцию не передавал. Данные обстоятельства заинтересованным лицом не оспорены и не опровергнуты.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Принимая во внимание, что при рассмотрении материалов административного дела нарушены положения КоАП РФ, выразившиеся в не извещении юридического лица по его почтовому и юридическому адресам о времени и месте рассмотрения административного дела, что повлекло нарушение прав и законных интересов ПТПО «Семикаракорское» оспариваемое постановление незаконно и подлежит отмене.

В соответствии счастью 4 статьи 2008 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем платежным поручением № 438 от 15.07.2009, подлежит возвращению из федерального бюджета ПТПО «Семикаракорское».

В связи с вышеуказанным, руководствуясь статьями 167-170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 90-33/14 от 07.07.2009 межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Ростовской области о привлечении производственно-торгового потребительского общества «Семикаракорское» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей.

Возвратить производственно-торговому потребительскому обществу «Семикаракорское», зарегистрированному по адресу: 346630, Ростовская область, г. Семикаракорск, 5 переулок, 55, ИНН 6132006560, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручением № 438 от 15.07.2009 при обращении в суд с заявлением.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья  И.В.Колесник

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка