АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2010 года  Дело N А53-15081/2010

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 30 сентября  2010 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

председательствующего: судьи  О.П. Захарченко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Вяткиной

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Ростовоблгаз», г.Ростов-на-Дону

к  администрации Зерноградского района Ростовской области, г. Зерноград

третье лицо: СПК «Донсвиновод», с. Светлоречное

о признании права собственности

при участии:

от истца: Якимова Д.Д. - представитель (дов. от 22.07.2010 №08.1-01/307)

от ответчика: не явился, надлежаще уведомлен (увед. №56432)

от третьего лица: не явился, надлежаще уведомлен (увед. №56433)

установил:

ОАО «Ростовоблгаз» обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Зерноградского района Ростовской области, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора СПК «Донсвиновод», о признании за ним права собственности на подземный газопровод среднего давления и подземный и надземный газопровод низкого давления литера 1Л протяженностью 384 метра от врезки в существующий газопровод среднего давления, расположенной в 63,0 м от угла домовладения №9 по ул. Новая, до заглушки, расположенной на углу жилого дома №1 по ул. Новая, до заглушки, расположенной на углу жилого дома №25 по ул. Новая в с. Светлоречное Зерноградского района Ростовской области с отнесением расходов по госпошлине на истца.

Истец настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме по изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему основаниям. В обоснование иска указывает на то обстоятельство, что в августе 1995 года в с. Светлоречное Зерноградского района Ростовской области было осуществлено строительство подземного газопровода среднего давления и подземного и надземного газопровода низкого давления по ул. Новая общей протяженностью 384 метра. Заказчиком строительства, согласно акту о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, являлся ТОО «Донсвиновод». Строительство указанного газопровода было начато в апреле 1995 года и окочено в мае 1995 года. Построенный спорный газопровод непосредственно по окончании строительства был передан истцу, в связи с чем был принят к бухгалтерскому учету Общества. В момент передачи спорного газопровода к истцу требования законодательства не предполагали обязательность проведения каких-либо регистрационных действий, связанных с легитимизацией прав истца в отношении такого рода объектов, но для государственной регистрации прав в отношении спорного газопровода на настоящий момент по заявлению истца он не располагает необходимыми для ее проведения документами, что препятствует ее проведению во внесудебном порядке. Основываясь на положениях ст.ст. 12, 218, 213 ГК РФ просит суд признать за ним право собственности на указанный в иске газопровод как объект недвижимого имущества.

Ответчик и третье лицо, уведомленные о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явились.

Ответчиком представлен отзыв об отсутствии возражений против удовлетворения исковых требований.

Третьим лицом письменно позиция в отношении исковых требований не представлена.

Ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое подлежит удовлетворению.

Отсутствие у ОАО «Ростовоблгаз» пообъектного перечня имущества и невозможность регистрации права собственности в административной порядке явилось основанием обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика на собеседовании, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81, 132 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, в августе 1995 года в с. Светлоречное Зерноградского района Ростовской области было осуществлено строительство подземного газопровода среднего давления и подземного и надземного газопровода низкого давления по ул. Новая общей протяженностью 384 метра. Заказчиком строительства, согласно акту о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, являлся ТОО «Донсвиновод». Строительство указанного газопровода было начато в апреле 1995 года и окочено в мае 1995 года.

Факт приемки спорного газопровода в эксплуатацию подтверждается актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, составленным 01.08.1995 г. и подписанным со стороны истца представителем «Зерноградмежрайгаз» (филиал ОАО «Ростовоблгаз»). Непосредственно по окончании строительства объекта и подписания акта о его вводе в эксплуатацию, он был передан на баланс ПП «Зерноградмежрайгаз». С момента ввода указанного газопровода в эксплуатацию и до настоящего времени он находятся во владении ОАО «Ростовоблгаз», как специализированной организации в чьи правомочия входит поставка, транспортировка и реализация газа непосредственного его потребителям, в связи с чем последний осуществляет эксплуатацию объектов повышенной опасности - газопроводов. Спорный газопровод принят к бухгалтерскому учету Общества 01.10.1995 г. с инвентарным номером 15-48198.

Документы, подтверждающие фактическую передачу спорного газопровода от лица, осуществившего его строительство, Обществу на момент передачи газопровода у Общества отсутствуют, хотя факт передачи такого газопровода и нахождение его во владении Общества не оспаривается. На балансе правопреемника лица, осуществившего его строительство - СПК «Донсвидовод», спорный газопровод не числится, что подтверждается справкой № 26 от 23.06.2010 г.

Основания и порядок передачи объектов инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций были определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 724, утвердившим рекомендации о передаче таких объектов в муниципальную собственность. Так, согласно указанным методическим рекомендациям, к числу объектов, которые могут быть переданы в муниципальную собственность, относятся, в том числе, сети газоснабжения, а их передача от сельскохозяйственных организаций  осуществляется на основании решений трудовых коллективов. При этом рекомендательный характер указанного нормативного акта не исключал возможности, при наличии соответствующего решения трудового коллектива, передать соответствующий объект инфраструктуры иному лицу, управомоченному осуществлять владение таким объектом, а также обеспечивать его надлежащее использование с целью транспортировки специфического энергоносителя - газа.

В реестре муниципальной собственности спорный объект недвижимого имущества не значится, что подтверждается письмом Главы Зерноградского района от 09.11.2009 г. № 2-16/1847 (пункт 105 письма). Отсутствуют притязания в отношении спорного объекта и со стороны иных лиц, в связи с чем спорный объект не является объектом конкурирующих прав на него со стороны третьих лиц.

Согласно требованиям ст.ст. 6, 7  Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999 г. газоснабжение в России - это Единая система газоснабжения, представляющая собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Согласно ст. 14 указанного Федерального закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.

Таким образом, законодатель установил, что собственником имущества, относящегося к системе газоснабжения, может являться исключительно специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения.

Открытое акционерное общество «Ростовоблгаз» создано в процессе приватизации Производственного объединения по газификации, газоснабжению и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1559 от 08.12.1992 г. и Указа Президента Российской Федерации № 721 от 01.07.1992 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке 02.03.1994 г. № 445-РП. Организационно правовая форма предприятия приведена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и зарегистрировано 10.06.1997 г.

В соответствии с п. 2.1 Устава предприятия, являющегося правопреемником всех прав и обязанностей Производственного объединения «Ростовоблгаз» (п.1.6 Устава), основной целью общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей, в связи с чем основным видом деятельности предприятия является поставка транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Ростовской области. Предприятие входит в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, является газораспределительной организацией, осуществляет свою деятельность в региональной системе газоснабжения - Ростовской области.  «Зерноградмежрайгаз» в соответствии с п. 4.6 Устава является филиалом предприятия и осуществляет его функции на территории, в том числе, Зерноградского района Ростовской области.

Следовательно, общество относится к числу лиц, обладающих необходимым объемом правомочий для осуществления правомочий собственника в отношении спорного газопровода.

Как предусмотрено ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущества, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

То есть право собственности на созданную с соблюдением закона и иных правовых актов вещь презюмируется в силу закона. При этом собственник вправе распоряжаться такой вещью по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).

Факт осуществления строительства газопровода с соблюдением закона и иных правовых актов подтверждается актом о приемке его в эксплуатацию в качестве законченного строительством объекта, составленным 01.08.1995 года. Указанный акт подписан в установленном законом порядке членами приемочной комиссии, что подтверждает соответствие спорного объекта установленным для его приемки и дальнейшей эксплуатации правилам.

Ввиду того, что осуществление эксплуатации, а также содержания и развития объекта газоснабжения относится к несвойственным для сельскохозяйственной организации функциям, правопредшественник ответчика вправе был передать указанный объект специализированной организации, что отвечает положениям ст. 218 ГК РФ.

Общество приобрело спорный газопровод в результате его передачи от лица, осуществившего его строительство с соблюдением требований закона и иных нормативных актов. Отсутствие договора о передаче спорного объекта от лица, осуществившего его строительство к Обществу в данном случае не является основанием для признания не возникшим у последнего права собственности на такой объект, поскольку, во-первых, ни АОЗТ «СКВО», ни его правопреемник СЗАО «СКВО» не обладали и не обладают правомочиями специализированной организации в отношении объектов газоснабжения, а во-вторых, отсутствуют правопритязания со стороны иных лиц в отношении указанного газопровода, не только имеющих намерение, но и обладающих надлежащей правосубъектностью в отношении подобных объектов.

Отсутствие государственной и (или) правовой регистрации права, перехода права собственности на спорный газопровод от лица, осуществившего его строительство, к Обществу не является в данном случае основанием для признания Общества не приобретшим право собственности в отношении спорного объекта.

До введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (вступил в законную силу 27.01.1998 г. и вводился поэтапно до 1 января 2000 г.)  в отношении объектов недвижимого имущества осуществлялась правовая регистрация соответствующих прав в соответствии с Инструкцией «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» № 83 от 21.02.1968 года.  Положения указанной Инструкции предусматривали обязательность  правовой регистрации именно строений (а не сооружений), расположенных в соответствующих населенных пунктах (кроме расположенных в сельской местности). В порядке указанной Инструкции правовой регистрации подлежали все строения жилищно-гражданского и производственного назначения (параграф 1 Инструкции). Для иных объектов,  имеющих специфические условия функционирования, регистрации в порядке указанной Инструкции в качестве обязательной предусмотрена не была.

Поскольку объектом строительства являлись именно газопроводы, требование об обязательности их правовой регистрации к ним не подлежало применению, а сам по себе акт ввода (приемки) объекта газоснабжения являлся достаточным для констатации возникновения у лица (лиц), осуществивших его строительство, производного от факта строительства права на такие газопроводы, в связи с чем их последующая передача специализированной организации носила легальный характер.

Требование о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, введенное положениями ст. 131 ГК РФ подлежит применению с учетом положений ст. 8 Федерального закона «О введении в действие  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Так, согласно положениям указанной нормы права до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. То есть для осуществления регистрации, которая носила правовой характер, применяются положения вышеуказанной инструкции, не предусматривавшей регистрацию прав в отношении объектов со специфическими условиями функционирования, в том числе и газопроводов.

С учетом положений указанных нормативных актов сам по себе факт передачи соответствующего газопровода является основанием для признания в силу положений и ст. 223 ГК РФ возникшим связанного с таким имуществом права в отношении передаваемого Обществу газопровода, а возникшие у Общества в отношении такого имущества права являются ранее возникшими правами (ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и признаются юридически действительными. Однако, отсутствие у Общества пообъектного перечня имущества, а также документа о передаче спорного газопровода его правопредшественнику препятствует государственной регистрации его прав во внесудебном порядке, но не исключает возможность признания такого права в режиме ст. 12 ГК РФ.

Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения осуществляется положениями ст. 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». Так, редакция указанной нормы права, действовавшая до вступления в силу Федерального закона от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ (04.07.2007 г.) предусматривала предоставление земельных участков для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения в постоянное или временное пользование. В постоянное пользование организации - собственнику систем газоснабжения земельные участки передавались для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта. Во временное пользование передавались земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности. По окончанию соответствующих работ на организацию-собственника системы газоснабжения возлагалась обязанность рекультивировать соответствующий земельный участок и передать его владельцу, возместить в согласованных размерах понесенные убытки. В отношении таких земельных участков устанавливаются охранные зоны систем газоснабжения в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. № 878.

Таким образом, положения действующего земельного законодательства не предусматривают возможность изъятия земельного участка над или под которым находится газопровод, за исключением магистрального газопровода. При этом реализация предусмотренного положениями ст. 36 ЗК РФ права преимущественного приобретения земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, к числу которых относятся, в том числе и газопроводы, предусматривает обоснованное определение необходимой для использования такого объекта недвижимости площади земельного участка, связанного с обеспечением нужд собственника. Применительно к введенным в эксплуатацию газопроводам, в том числе расположенным на территории поселений (ст. 85 ЗК РФ), такая необходимость ограничена лишь особыми условиями хозяйствования в охранной зоне газопровода, с целью обеспечения безопасности.

Предъявление иска к специализированному органу местного самоуправления, а не к лицу, осуществившему строительство спорного газопровода обусловлено документально подтвержденным отсутствием правопритязания со стороны правопреемника лица, осуществившего его строительство, выраженного в письме № 302 от 03.06.2010 г., наличием предусмотренных законом оснований для передачи спорного объекта в муниципальную собственность Зерноградского района, в связи с чем у Общества отсутствуют основания для заявления соответствующего требования о признании права к лицу, определенно выразившему свою волю на отказ от права на спорный объект недвижимости.

Таким образом, такой субъектный состав спора, связанный с предъявлением иска к специализированному органу местного самоуправления, осуществляющему владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности обусловлен, с одной стороны отсутствием правопритязаний со стороны лица, осуществившего его строительство, и очевидным отсутствием у него надлежащей правосубъектности применительно к предмету спорна ввиду того, что содержание и обслуживание газопроводов относится к несвойственным для сельскохозяйственной организации функциям, а с другой стороны тем, что другим субъектом права собственности в отношении газопроводов, помимо специализированной организации, может являться в соответствии с  ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» само муниципальное образование, в реестре муниципальной собственности которого спорный газопровод не числится, что подтверждается письмом Главы Зерноградского района от 09.11.2009 г. № 2-16/1847 (пункт 54 письма).

В данном случае совершение лицом действий, определенно свидетельствующих об отказе от каких-либо прав в отношении спорного объекта, выраженный в письменном виде и связанный с отсутствием правопритязаний в отношении такого объекта (ст. 235 ГК РФ), означает возникновение оснований для осуществления управления таким имуществом органом местного самоуправления, на территории которого находится спорный объект (ст. 225 ГК РФ).

Техническая инвентаризация спорного объекта проведена ГУПТИ Ростовской области. В соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на 03.06.2009 г. и кадастрового паспорта, составленного по состоянию на 03.02.2010 г., спорный газопровод представляет собой подземный газопровод среднего давления и подземный и надземный газопровод низкого давления литера 1Л общей протяженностью 384 метра от врезки в существующий газопровод среднего давления, расположенной в 63,0 м от угла домовладения № 9 по ул. Новая, до заглушки, расположенной на углу жилого дома № 1 по ул. Новая, до заглушки, расположенной на углу жилого дома № 25 по ул. Новая в с. Светлоречное Зерноградского района Ростовской области.

Таким образом, спорный объект не является объектом конкурирующих прав на него со стороны третьих лиц. В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные нрава на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация представляй собой действие, завершающее юридический состав, определяющий возникновение и переход вещных прав на недвижимые вещи. При этом одним из оснований государственной регистрации, согласно требованиям ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является решение суда, вступившее в законную силу.

Основанием для государственной регистрации прав, согласно требованиям ст. 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является документ (совокупность документов), бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта недвижимости определенному в них лицу. Отсутствие у общества документа, подтверждающего наличие соглашения о передаче спорного объекта, препятствует в данном случае государственной регистрации, но не исключает возможности признания такого права посредством судебного решения.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В связи с тем, что фактически между сторонами отсутствует спор в отношении объекта, являющегося предметом иска, и обращение ОАО «Ростовоблгаз» в арбитражный суд с настоящим иском не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, у суда отсутствуют основания для отнесения на последнего расходов по уплате госпошлины по иску.