• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 октября 2009 года  Дело N А53-15286/2009

Резолютивная часть решения объявлена «01» октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен «06» октября 2009 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе: судьи Воловой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыжкиным В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу

к ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону

третье лицо - Управление ФНС России по Ростовской области

об оспаривании решения от 02.04.2009 г. №04-190

при участии:

от заявителя - представителя Бутенко А.В. по доверенности от 25.12.2008 № 2/1

от заинтересованного лица - представителей Калмыковой Л.П. по доверенности от 21.08.2009 № 16-14-13/16229, Короченцевой О.Н. по доверенности от 18.05.2009 № 16-14-13/8869.

от третьего лица - представителя Нижникова В.В. по доверенности от 30.06.2009 № 06-24/520.

установил: Управление федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (Южное территориальное управление Росрезерва, далее - управление) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону от 02.04.2009 г. № 04-190 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налогооблагаемой базы - штраф 47001070 руб.; начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 80853216 руб.; требования об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость за период с 21.03.2005 г. по 21.01.2008 г. в размере 235005352 руб.

В качестве третьего лица к участию в деле было привлечено Управление ФНС России по Ростовской области.

Управление в судебном заседании поддержало заявленное требование═ полагает═ что вывод о неуплате налога на добавленную стоимость не соответствует действовавшему в период проверки законодательству и существующей судебной практике. Согласно п.4 п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Федеральное агентство по государственным резервам, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. № 373 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 17.12.2004 г. № 338 является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам, действует по его поручению, исполняя функции Росрезерва по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом в Южном федеральном округе. Согласно п.п. 9 п.3.1 Положения от 17.12.2004 г. № 338 управление по поручению Росрезерва осуществляет реализацию материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва и заключение контрактов (договоров) на выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва. Таким образом, реализация материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых из государственного материального резерва - это исключительная функция управления как территориального органа Федерального агентства по государственным резервам. Указанная функция определяется Правительством Российской Федерации и Минэкономразвития России. Следовательно, Южное территориальное управление Росрезерва не является плательщиком налога на добавленную стоимость по законодательству. Управление перечисляло стоимость реализуемых материальных ценностей государственного материального резерва на счет казначейства с учетом налога на добавленную стоимость.

Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленного требования, мотивируя свою позицию тем, что управление и организации государственного резерва, подведомственные управлению, на основании договоров купли-продажи выпускали в порядке освежения товарно-материальные ценности Госрезерва с указанием сумм налога в счетах-фактурах, выставленных покупателям, а соответственно покупатели предъявляют данные суммы налога в качестве налогового вычета к возмещению из бюджета. Суммы налога на добавленную стоимость, полученные организациями Госрезерва со стоимости выпущенных ТМЦ, должны быть, исчислены и уплачены в бюджет.

Третье лицо требование управления отклонило.

Исследовав представленные документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

На основании решений заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону от 04.02.2008 № 8, от 30.10.2008 № 11 проведена выездная налоговая проверка управления по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.01.2007.

При проверке правильности исчисления НДС, установлено, что в проверяемом периоде управление осуществляло выпуск и освежение запасов государственного резерва как самостоятельно, так и через подведомственные комбинаты, при этом покупателям материальных ценностей выставлялись счета-фактуры от имени управления. Управлением в результате нарушения пунктов 1-3 статьи 146 НК РФ, пункта 5 статьи 173, пункта 1 статьи 45 НК РФ не уплачен НДС в сумме 235005352 руб., в том числе: в 2005г. - 72064511 руб., в 2006г. - 82418341 руб., в 2007г. - 80522500 руб.

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 26.01.2009 № 04-182ДСП (т.2, л.д. 38-47 ).

Общество с выводами, содержащимися в акте проверки, не согласилось и представило 16.02.2009 в налоговый орган свои возражения (т.2, л.д. 76-85).

Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решение от 03.03.2009 № 04-24 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» (т.1, л.д. 113).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля изложены в справке от 27.03.2009 (т.1, л.д. 112).

Рассмотрев материалы проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, возражения налогоплательщика заместитель начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону 02.04.2009 принял решение № 04-190 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым за неполную уплату НДС привлек общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 47001 070 руб. Обществу предложено уплатить НДС в сумме 235 005352 руб. и пеню за несвоевременную уплату НДС в сумме 80 855976 руб.

Общество в соответствии со статьей 100.2 Налогового кодекса РФ обжаловало решение инспекции в УФНС России по Ростовской области.

УФНС России по Ростовской области решением от 10.06.2009 № 15-14/1844 оставило решение ИФНС России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону без изменения.

Общество с решением инспекции не согласилось и оспорило в арбитражный суд в части доначисления НДС, пени по НДС, привлечения к ответственности за неполную уплату НДС.

Требования общества подлежат удовлетворению в виду следующего.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для начисления НДС в сумме 235 005352 руб. послужило то, что в проверяемом периоде управление осуществляло выпуск и освежение запасов государственного резерва как самостоятельно, так и через подведомственные организации, и при этом покупателям материальных ценностей выставлялись счета-фактуры от имени управления с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость. Управление НДС не исчисляло и в бюджет не уплачивало.

Управление полагает, что не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, поскольку осуществляло реализацию материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых из государственного материального резерва, в рамках выполнения возложенной на Федеральное агентство по государственным резервам и его территориальные управления исключительной функции - управление государственным материальным резервом.

Довод управления судом не принимается в виду следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по государственным резервам входит в систему федеральных органов исполнительной власти. При этом пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 373, предусмотрено, что Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями.

Таким образом, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) Федеральным агентством по государственным резервам и его территориальными органами в сфере управления государственным резервом, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Соответственно, в отношении таких работ (услуг) применяются нормы гл. 21 Кодекса, касающиеся применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается операций по реализации товаров управлением и его организациями, то подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций не предусмотрено.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, счета-фактуры с выделением суммы налога, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (статья 8) средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с освежением, заменой, разбронированием или по другим основаниям, зачисляются в доход федерального бюджета.

Проверкой установлено, что в 2005-2007гг. управление на основании договоров купли-продажи, реализовало товарно-материальные ценности на сумму 1659790072 руб. и выставило счета-фактуры на сумму НДС в размере 234975352 руб.

Как следует из оспариваемого решения покупатели товарно-материальных ценностей, реализуемых управлением, перечисляли всю выручку и, в том числе НДС, непосредственно на доходный счет Управления Федерального Казначейства по Ростовской области № 40101810400000010002 на код бюджетной классификации 17111301050010000130 «Доходы от операций с государственным резервом». Данный код бюджетной классификации, в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005г.» предназначен для администрирования доходов от операций с государственным материальным резервом.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.12.2005 г. №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» и приложению №2 к Федеральному закону от 19.12.2006 г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» доходы от операций с материальными ценностями государственного резерва относятся к неналоговым доходам бюджета с нормативом отчислений в федеральный бюджет в размере 100% (код классификации доходов бюджетов КБК 171 1 13 01050 01 0000 130).

Расчетная сумма доходов от операций с материальными ценностями государственного материального резерва определяется исходя из объемов материальных ценностей, подлежащих выпуску (в натуральном выражении) и расчетной цены с учетом НДС.

Эта позиция согласуется и со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ. Применительно к классификации неналоговых доходов бюджетов, приведенной в пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы от операций с материальными ценностями государственного материального резерва относятся к иным неналоговым доходам, в отношении которых в приведенных нормах не содержится положения о том, что неналоговым доходом бюджета эти доходы от операций с материальными ценностями государственного материального резерва становятся после уплаты налогов. В то же время названные статьи (абзацы первый, второй и третий пункта 3 статьи 41 БК РФ, абзац 7 статьи 42 БК РФ) прямо предусматривают ряд доходов бюджетов, которые подлежат учету как неналоговые доходы только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством.

Письмом от 20.12.2004 г. Управление Федерального казначейства по Ростовской области уведомило заявителя, что федеральные налоги и сборы, иные платежи, а также региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов РФ и местных бюджетов, подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и сообщило реквизиты счета 40101, открытого Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ростовской области, по которым необходимо направлять указанные платежи с 01 января 2005 г.

Факт перечисления платежей за материальные ценности государственного материального резерва с учетом налога на добавленную стоимость на указанный счет по реквизитам, указанным Управлением федерального казначейства Минфина РФ, подтверждается актом выездной налоговой проверки и оспариваемым решением.

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации 9В редакции, действовавшей в 2005, 2006 гг) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком момента предъявления в банк поручения по уплате соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счет налогоплательщика.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

В редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Основанием для привлечения управления к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ послужило то обстоятельство, что налог на добавленную стоимость поступил в бюджет Российской Федерации по ненадлежащему коду бюджетной классификации, в связи, с чем данные средства отражены в бюджетном учете как неналоговый доход.

Ненадлежащее отражение в бюджетном учете поступивших средств, что определяется институтом Бюджетной классификации Российской Федерации (глава 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации), не охватывается составом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для вывода о наличии в действиях управления состава правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Вывод суда соответствует сложившейся правоприменительной практике (определение ВАС РФ от 04.10.2007г. № 11761/07).

Положениями статьи 75 НК РФ не предусмотрено начисление пеней налогоплательщику за период, исчисляемый со дня уплаты налога до дня его зачета налоговым органом на нужный код бюджетной классификации. Поэтому начисление налоговым органом пеней в данном случае противоречит пункту 3 названной статьи.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что решение ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону от 02.04.2009 г. № 04-190 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в сумме 47001070 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 80853216 руб., требования об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость за период с 21.03.2005 г. по 21.01.2008 г. в размере 235005352 руб. не соответствует Налоговому кодексу РФ.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на налоговый орган с учетом отсрочки уплаты и освобождением налогового органа от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать не соответствующее Налоговому кодексу РФ решение ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону от 02.04.2009 г. № 04-190 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» незаконным в части штрафа в сумме 47001070 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 80853216 руб., требования об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 235005352 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Н. И. Волова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-15286/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 06 октября 2009

Поиск в тексте