АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 марта 2008 года  Дело N А53-1575/2008

Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2008г

Решение в полном объеме изготовлено 5 марта 2008г

Арбитражный суд в составе

Председательствующего  судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола  судьей Комурджиевой И.П.

рассмотрев в заседании суда дело

по  заявлению  Азово-Донского  управления государственного морского и речного надзора к 000 «ДонТерминал»

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: Воробьев Л.Ю., доверенность от 10.12.2007г.

от общества: Насонова О.В., доверенность от 14.02.2008г.

установил:

Азово-Донское  управление государственного морского и речного надзора обратилось с заявлением в суд о  привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ  000 «ДонТерминал».

Заявитель явился, поддержал заявленные требования в полном объеме.  Представитель заявителя настаивал  на  привлечении юридического лица - ООО «ДонТерминал» к административной ответственности в виде наложения штрафа.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности явился, пояснил, что 17 января 2008 года Азово-Донским управлением государственного морского и речного надзора была проведена проверка ООО «ДонТерминал». По результатам проверки  проверяющим органом был составлен протокол № 1 об административном правонарушении по ч.2 статьи 14.1 КоАП РФ. Однако, по мнению заявителя, общество не осуществляло деятельности направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 статьи 2 ГК РФ). ООО «ДонТерминал» проводило пуско-наладочные работы  на рабочих средах в  соответствии с общими правилами промышленной безопасности  для организаций, осуществляющих деятельность в   области промышленной безопасности  П.Б.-03-517. ООО «ДонТерминал полагает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения предусмотренного ч.2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Суд изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле,  установил, что 17 января 2008 года при проведении государственного контроля Азово-Донским управлением государственного морского и речного надзора установлен факт административного правонарушения, которое допущено юридическим лицом - Обществом с ограниченной ответственностью «ДонТерминал», а именно: осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

ООО «ДонТерминал» осуществлял погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте без специального разрешения - лицензии, чем нарушен подп.68 п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 года.

К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей.

В частности, в акте проверки, протоколе по делу об административном правонарушении установлено,что  ООО «ДонТерминал»  осуществляет перевалку нефтепродуктов (мазута топочного и топлива маловязкого судового) на причале № 34, по адресу: Ростовская обл., Азовский р-н, с. Кагальник, Кагальницкое шоссе, 2А.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение  ущерба  правам,  законным  интересам,  здоровью  граждан   и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно п.п. 5.2, 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы, и выдает лицензии. В соответствии с п. 6.1 Положения, служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность. Согласно п. 4 Положения, служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п. 1 Положения об Азово-Донском управлении государственного морского и речного надзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31.01.2007 г. № ГК-54фс, Азово-Донское управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Согласно п. 7.9 Положения об Азово-Донском УГМиРН, Управление осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте. В соответствии с п. 11 Положения об Азово-Донском УГМиРН, Управление возглавляет начальник управления - главный государственный инспектор госморречнадзора, который согласно п. 13.7 Положения об Азово-Донском УГМиРН издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Азово-Донского УГМиРН.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 490, лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

14 января 2008 г. Приказом Начальника Азово-Донского УГМиРН № 179 работникам Азово-Донского УГМиРН в составе, указанном в Приказе, было поручено в срок с 15.01.2008 г. по 18.01.2008 г. осуществить проверку ООО «ДонТерминал». Основанием для проверки явилось письмо капитана порта Азов № 105/01 от 25.12.2007 г., в котором он указывает, что ООО «ДонТерминал» осуществляет погрузочные работы без лицензии.

В результате проверки ООО «ДонТерминал», проведенной 17.01.2007 г. комиссией Азово-Донского УГМиРН Ространснадзора в составе, утвержденном Приказом Начальника Азово-Донского УГМиРН от 14.01.2007 г. № 179, установлено, что ООО «ДонТерминал» 17 января 2008г осуществлял в 15 часов 00 минут на причале № 34  перевалку нефтепродуктов класса опасности 3  ,  т.е.  погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте без специального разрешения (лицензии), что является нарушением ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа. В перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом Ространснадзора от 30.10.2007 г. № ГК-938фс, входят в территориальных органах Ространснадзора должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта, в частности начальники отделов. На этом основании начальником отдела лицензирования и регистрации судов Азово-Донского УГМиРН Ространснадзора в отношении ООО «ДонТерминал» в присутствии Генерального директора Общества Галата В.М. был составлен Протокол № 1 от 17.01.2008 г. об административном правонарушении.

Согласно п. 2 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 490, под погрузочно-разгрузочной деятельностью понимается перемещение грузов из одного транспортного средства в другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно или через склад. Таким образом, погрузочно-разгрузочной деятельностью признается любой факт перемещения груза на судно, независимо от того, каким способом оно производилось, числа этих перемещений и каких-либо других условий и признаков.

В своих письменных пояснениях ООО «ДонТерминал» ссылается на п. 4.3 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. № 61-А. Согласно данным Правилам по окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию. До проведения приемки контролируется проведение испытаний технических средств и оборудования. Однако доказательств действительного проведения вышеуказанных испытаний, а также данных о сроке их проведения, дате приемки  общество не представило. В то же время ООО «ДонТерминал» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам, которая в соответствии с законодательством РФ относится к лицензируемым видам деятельности. Данный факт установлен при проведении проверки ООО «ДонТерминал» уполномоченным органом, а именно Азово-Донским УГМиРН Ространснадзора. При этом данная деятельность осуществлялась обществом без лицензии, что представляет собой административное правонарушение в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ

Федеральным законом от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 02.07.05 N 80-ФЗ, далее - Закон N 128-ФЗ) предусмотрено лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте применительно к опасным грузам. В соответствии с данным Законом Правительство Российской Федерации утвердило Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте (Постановление от 13.08.06 N 490), которое устанавливает порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Факт отсутствия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности общество не отрицает, поясняя при этом, что им осуществлялись лишь пуско-наладочные работы в период монтажа и запуска оборудования.

Данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в его действиях объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, поскольку им не представлено надлежащих доказательств выпуска продукции в результате  пуско-наладочных работ .

При рассмотрении дела  суд  дает оценку этому доводу как необоснованному в связи со следующим.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 128-ФЗ на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ, предоставляется лицензия.

Понятие "лицензия" понимается как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2 Закона N 128-ФЗ). Таким образом, под лицензией следует понимать не только специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, но и официальный документ, подтверждающий это разрешение.

Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч  до пятидесяти тысяч рублей  с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10, выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению факт явки законного представителя юридического лица, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины неявки участников производства по делу и после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Из материалов дела видно,  что при составлении протокола  директор общества присутствовал, в протоколе об административном правонарушении имеется  подпись директора, а также данные им пояснения о том, что обществом проводились пуско-наладочные работы.

Таким образом, в действиях  юридического лица  имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена  ч.2 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые могли бы сделать невозможным исполнение заявителем требований законодательства, не выявлено.

Суд  считает, что  доказательствами, представленным в материалы дела факт правонарушения проверяющим органом  доказан.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 202,203,205,206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать ООО «ДонТерминал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях  и наложить административный штраф в размере 40 000 рублей без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию.

Судья  И.П.Комурджиева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка