АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2011 года  Дело N А53-15807/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «25» мая 2011.

Полный текст решения изготовлен  «30» мая 2011.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи М.В. Соловьевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.П. Вершиной

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод» ИНН 6150003065, ОГРН 1026102216623

к Ростовской таможне ЮТУ ФТС ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943

о признании недействительным требования № 557 от 13.05.2010; о признании незаконным решения № 175 от 21.06.2010

при участии:

от заявителя - не явился

от Ростовской таможни - не явился

установил: открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод» (далее ОАО «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным требования № 557 от 13.05.2010; о признании незаконным решения № 175 от 21.06.2010.

Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения уведомлены в соответствии  в соответствии со статьей 123 АПК РФ надлежащим образом.

Ростовская таможня представила через канцелярию суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Ходатайство судом удовлетворено.

Кроме того, аналогичное ходатайство, удовлетворенное судом,  поступало ранее от заявителя.

При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.

ОАО «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод» просило удовлетворить заявленные требования, указав, что решение  таможенного органа о взыскании денежных средств о взыскании в бесспорном порядке  в связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей не соответствует закону и нарушает права заявителя. Заявитель считает, что им не нарушались сроки уплаты таможенных платежей, поскольку ГТД №10313050/050310/0000318 была подана к  моменту, когда товар находился под процедурой временного хранения. В представленных возражениях на отзыв заявитель пояснил, поскольку подача декларации и уплата таможенных платежей произведены обществом в пределах разрешенного срока временного хранения товаров, до окончания которого таможенные платежи в силу статьи 99 Таможенного кодекса Российской Федерации уплате не подлежат, оснований для начисления пеней и выставления требования не имеется. В связи изложенным, требование об уплате платежей и их последующее списание на основании оспариваемого решения является незаконным.

Таможенный орган заявленные требования не признал,  что в ходе таможенного оформления таможенные платежи были уплачены обществом с нарушением сроков. Мотивируя свою позицию по делу, таможенный орган ссылается на положения статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой основанием для начисления пеней является неуплата таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочка). При этом согласно статье 329 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи и налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. В представленном отзыве и дополнении к отзыву по делу таможенный орган указывает, что основанием для начисления пени явился факт нарушения лицом сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, а не срока подачи декларации. Кроме того, таможенный орган считает необоснованным довод заявителя о наличии коллизии норм статей 99 и 329 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные статьи регулируют различные правоотношения. Основанием для возникновения правоотношений, предусмотренных статьей 99 Таможенного кодекса Российской Федерации, является помещение товара под таможенную процедуру временного хранения, основанием для возникновения обязательств, предусмотренных статьей 329 Таможенного кодекса Российской Федерации - декларирование товаров. Учитывая изложенное, таможенный орган просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы и пояснения представителей сторон,  исследовав материалы дела, суд  установил следующее.

Как следует из материалов дела, в адрес ОАО «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод» поступили товары - кокс кальцинированный игольчатый (электродный), которые были помещены на склад временного хранения, что подтверждается отчетом № 0000114 от 21.02.2010.

05.03.2010 обществом в Ростовскую таможню была подана ГТД  №10313050/050310/0000318, в которой товар заявлен в таможенном режиме - выпуск для внутреннего потребления.

13.05.2010 таможенным органом выставлено требование № 557 об уплате пени за каждый день просрочки за период с 06.03.2010 по 29.03.2010 в размере 23950,28 руб. со сроком уплаты не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данного требования.

21.06.2010 в связи с неисполнением вышеуказанного требования Ростовской таможней вынесено решение № 175 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Полагая, что указанные решение и требование Ростовской таможни нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает обязанности по уплате пени, ОАО «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным решения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования  не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 настоящего Кодекса.

Из содержания пункта 1 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что при неуплате таможенных пошлин, налогов, лицо ответственное за их уплату, обязано выплатить пени в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные настоящим Кодексом сроки.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 21.02.2010 ОАО «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод» предъявило к таможенному оформлению товар - кокс кальцинированный игольчатый (электродный).

Следовательно, срок подачи таможенной декларации на заявленный к декларированию товар и уплаты причитающихся таможенных платежей истекал 07.03.2010. Таким образом, грузовая таможенная декларация должна была быть подана заявителем и соответственно таможенные платежи уплачены не позднее 07.03.2010 в отношении товара, предъявленного к таможенному оформлению 21.02.2010.

Из материалов дела следует, что грузовая таможенная декларация подана декларантом 05.03.2010, то есть в пределах допустимого срока.

29.03.2010 обществом произведена уплата таможенных платежей за товар, поставленный по №10313050/050310/0000318, то есть с нарушением установленного срока.

Таким образом, по результатам проверки грузовой таможенной декларации, представленной обществом, таможенным органом был установлен факт несвоевременной уплаты таможенных платежей, так как по смыслу положений статьи 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием грузовой таможенной декларации.

13.05.2010 таможенным органом выставлено требование № 557 об уплате пени в связи с нарушением сроков уплаты таможенных платежей согласно статьям 329, 349 Таможенного кодекса Российской Федерации в размере 23950,28 руб. за период с 06.03.2010 (первый день после фактической подачи ГТД) по 29.03.2010 (дата уплаты таможенных платежей и выпуска товара).

В соответствии со статьей 349 Таможенного кодекса Российской Федерации, при неуплате таможенных пошлин, налогов, лицо ответственное за их уплату, обязано выплатить пени в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные настоящим Кодексом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.

В силу пункта 5 статьи 329 кодекса Российской Федерации при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки, таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.

Поскольку общество своевременно не уплатило таможенные платежи, таможенным органом выставлено требование № 557 от 13.05.2010 об уплате пени за период с 06.03.2010 по 29.03.2010.

Требование Ростовской таможни № 557 от 13.05.2010 в установленный срок исполнено не было, в связи с чем, таможенный орган вынес решение № 175 от 21.06.2010 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Оспаривая решение таможенного органа, заявитель ссылается на статью 99 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

По мнению заявителя, положениями данной нормы закон связывает освобождение от уплаты таможенных платежей на период временного хранения именно с нахождением товаров на временном хранении с учетом положений главы 12 Таможенного кодекса Российской Федерации (временное хранение товаров). Поскольку срок временного хранения составляет 2 месяца (статья 103 Таможенного кодекса Российской Федерации), то при последовательном толковании норм Таможенного кодекса Российской Федерации следует вывод, что законодатель определяет общий срок уплаты таможенных платежей в течение 15 календарных дней с момента прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, либо с момента завершения внутреннего таможенного транзита, а также устанавливает специальный срок уплаты таможенных платежей для товаров, помещенных на временное хранение, который составляет 2 месяца (4 максимально).

Данный довод заявителя не принимается судом по нижеследующим основаниям.

В соответствии со статьей 112 Таможенного кодекса Российской Федерации применение таможенной процедуры - временное хранение позволяет:

1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (статья 364);

3) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, и транспортных средств, находящихся на прилегающей к нему территории, являющейся зоной таможенного контроля;

4) обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля;

5) обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам и транспортным средствам, находящимся на указанном складе или прилегающей к нему территории, без разрешения таможенного органа;

6) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 настоящего Кодекса, если владельцем склада временного хранения получено разрешение на внутренний таможенный транзит.

Согласно части 2 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец склада временного хранения несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец склада временного хранения не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

Смысл таможенной процедуры временного хранения заключается в том, что товары не поступают в оборот на таможенной территории, а временно находятся на складе временного хранения. Вместе с тем, выбор данной таможенной процедуры является правом, а не обязанностью декларанта. При желании товар может быть помещен под определенный таможенный режим, минуя склад временного хранения, если импортер успеет собрать необходимый пакет документов для предъявления товара к таможенному оформлению в соответствии с требованиями статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нахождение товара на складе временного хранения явилось выбором самого общества. При этом, приостановление сроков содержания товаров на складе временного хранения Таможенным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, а временное хранение как таможенная процедура направлено на обеспечение сохранности товаров до завершения их таможенного оформления, а также в целях проведения таможенного контроля.

Следует отметить, пунктом 5 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №314-ФЗ от 30.12.2008, действовавшего до 30.09.2009) прямо предусматривалось, что в случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат.

Следовательно, до 01.10.2009 освобождение от уплаты таможенных платежей за период временного хранения пунктом 5 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации  было связано именно с нахождением товаров на временном хранении.

Федеральным законом от 24.07.2009 №207-ФЗ пункт 5 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции - в случае нарушения сроков уплаты таможенных платежей, обеспеченных денежным залогом (пункт статьи 345), при выставлении требования об уплате таможенных платежей пени начисляются по день обнаружения факта неисполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом и погашенного за счет него. Данные изменения вступили в законную силу с 01.10.2009.

Таким образом, с 01.10.2009 статья 349 Таможенного кодекса Российской Федерации не содержит специальных положений, предусматривающих исключение из общего порядка начисления пеней.

Согласно статье 4 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №290-ФЗ от 28.11.2009, действовавшей в период декларирования товара) акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и обратной силы не имеют, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено.

Статьей 7 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №290-ФЗ от 28.11.2009) установлено, в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации.

Аналогичная норма содержалась и в Таможенном кодексе Российской Федерации (в редакции от 24.07.2009 №207-ФЗ). Однако статьи 99, 329, 349 Таможенного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не содержат прямого указания на их обратную силу.

Из материалов дела видно, что ввезенный товар помещен на склад временного хранения 21.02.2010, в связи с чем, применению подлежит новая редакция статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, таможенный орган в целях соблюдения условий выпуска товаров правомерно вынес требование № 557 от 13.05.2010 об уплате таможенных платежей.

Решение № 175 от 21.06.2010 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке и требование № 557 от 13.05.2010 об уплате таможенных платежей вынесены Ростовской таможней в пределах ее компетенции, соответствуют требованиям закона и не нарушают законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.