• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2011 года  Дело N А53-15918/2011

Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2011

Полный текст решения изготовлен 27.12.2011

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевич И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания», ИНН 3445102073, основной государственный регистрационный номер 1093460001095, о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. по делу № 9730/02, о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. № 9731/02,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

при участии:

от заявителя - представители Тимченко Е.Ю., Абаева И.Э., Морская Н.А.

от УФАС - представители Коробейников Н.А., Зиновьев О.Г.

от РСТ - представитель Багдасарова Э.С.

установил: общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. по делу № 9730/02, о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. № 9731/02.

В процессе рассмотрения спора судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена Региональная служба по тарифам Ростовской области.

Представители заявителя в судебное заседание явились, поддержали требования, изложенные в заявлении, и настаивали на их удовлетворении.

Представители заинтересованного лица в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание явился, и пояснил, что в соответствии с положениями действующего законодательства не предусмотрен тариф на горячее водоснабжение, в связи с чем, ранее заявителю была предоставлена соответствующая информация изложенная в письмах, которые судом приобщены к материалам дела.

Позиция третьего лица изложенная в судебном заседании сводилась к тому, что Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных «Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области», утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005г. №12, в соответствии с которым РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящих в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и пр.), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством. Регулирование тарифов на горячую воду осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004г.№ 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с п.7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения).

Так же представитель пояснил, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организации (производителем тепловой энергии).

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Таким образом, понятия «коммунальная услуга - горячее водоснабжение» и «тариф на горячую воду» не тождественны и разграничиваются действующим законодательством; «Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» от 15.02.2011г.№ 47 не предусматривают установление тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения. Тариф на теплоноситель для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» установлен Постановлением Региональной службой по тарифам от 28.04.2011г.№ 8/10 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области». При отсутствии во владении ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» оборудования, необходимого для непосредственного производства горячей воды, а также для водяных систем теплоснабжения закрытого типа, посредством которых организацией осуществляется оказание услуг по горячему водоснабжению потребителям, и отсутствии деятельности по приготовлению горячей воды и оказанию услуг по горячему водоснабжению потребителям, установление тарифа на горячую воду для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» не предусмотрено действующим законодательством в сфере регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Данная позиция подтверждается письмом ФСТ России в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» от 19.09.2011 № НБ-7396/5.(лист дела № ).

Проанализировав доводы сторон изложенные в процессе рассмотрения судом настоящего дела и с учетом имеющихся в деле документов суд приходит к выводу о том, что заявление ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом договоров энергоснабжения, заключенных между заявителем и потребителями г. Ростова-на-Дону является поставка тепловой энергии и химически очищенной воды (теплоносителя). Условиями договоров предусмотрено, что расчеты за тепловую энергию и химочищенную воду производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам и Мэром города Ростова-на-Дону, в случае изменения Региональной службой по тарифам тарифов на тепловую энергию, а Мэром города - тарифов на химочищенную воду, цена договора подлежит изменению. Таким образом, соглашением сторон условие договора о цене было сформулированы в виде бланкетной нормы. Стороны установили, что цена теплоносителя определяется соответствующим актом уполномоченного органа. С 01.01.2011 года вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О Теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), который в отношении реализации теплоносителя установил следующие правила:

- пп. а) п. 18 ст. 2 Закона о теплоснабжении предусматривает, что реализация теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности;

- п. 5 ст. 8 Закона о теплоснабжении предусматривает, что тариф на теплоноситель относится к регулируемым видам цен;

- в п. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении законодатель установил, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливают перечисленные в ст. 8 закона цены (тарифы), за рядом исключений, в число которых тариф на теплоноситель не входит. С учетом приведенной выше позиции, следует, что закон наделил полномочиями по установлению тарифов на теплоноситель региональные тарифные органы. При этом норма закона о том, что тарифное решение в отношении теплоносителя принимает региональный орган исполнительной власти в сфере тарифного регулирования согласно п. 2 ст. 30 Закона о теплоснабжении вступила в силу с 01.01. 2011.

Органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области (п. 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утв. Постановлением Администрации РО от 21.01.2005 № 12).

Согласно п. 5.5 указанного выше Положения РСТ по Ростовской области устанавливает тарифы на теплоноситель с 01.01.2011. Названное правило вступила в силу с 01.01.2011 поскольку данная норма отражена в Законе о теплоснабжении и о регулировании тарифов на теплоноситель, однако ранее такого вида тарифа не имелось.

Заявитель имел прямое намерение установить в 2011 году тариф на теплоноситель (ХОВ), в связи с чем, 03.11.2010 ООО«ЛУКОЙЛ-ТТК» подало в РСТ по Ростовской области заявление исх. №01-04/3529 об установлении тарифа на теплоноситель.

В ответ на заявление об установлении тарифа представленные документы были возвращены в распоряжение общества с отказом в установлении тарифа со ссылкой на отсутствие у РСТ по Ростовской области полномочий по рассмотрению материалов для установления тарифов на теплоноситель до 01.01.2011 (письмо №3902 от 12.11.2010) (Лист дела №).

17.01.2011 ООО«ЛУКОЙЛ-ТТК» вновь обратилось в РСТ по Ростовской области с заявлением исх. №01-04/3529 об установлении тарифа на теплоноситель (Исх. №04-07-25).

В связи с тем, что нормы законодательства, предусматривающие государственное регулирования тарифа на теплоноситель, вступили в силу одновременно с нормами, предусматривающими применение указанного тарифа в отношениях с потребителями, необходимое тарифное решение было принято уполномоченным органом регулирования - Региональной службой по тарифам Ростовской области - только 28.04.2011 (Постановление №8/10) и опубликовано 12.05.2011.

В соответствии с п. 2 Постановления №520 Министерству регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, ФСТ РФ и ФАС РФ необходимо было разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

В развитие этого были разработаны и 05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания). При этом Методические указания не устанавливают нового порядка регулирования соответствующих отношений сторон, а разъясняют положения принятого ранее Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ и Основ ценообразования. С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу о том, что положения Методических указаний применимы к отношениям, регулируемым Основами ценообразования, вне зависимости от даты утверждения Методических указаний и могут рассматриваться как имеющие ретроспективное действие. В том числе положения Методических указаний применимы к рассматриваемым в рамках настоящего дела отношениям, возникшим до 05.04.2011.

При анализе положений содержащихся в Методических указаниях № 47 следует что:

а) В соответствии с абз. 1 п. 7 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

б)В соответствии с абз. 6 п. 7 «Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

в) В разделе V.I.3 при описании правил и формул расчета тарифа на горячую воду усматривается, что тариф может быть рассчитан только для закрытых систем теплоснабжения.

С учетом приведенных выше норм права и исходя из буквального толкования судом делается вывод о том, что в соответствии с Методическими указаниями в открытой системе теплоснабжения тарифы на горячую воду не устанавливаются и не применяются, а используется стоимость теплоносителя.

Согласно позиции Ростовского УФАС России, ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии и не вправе реализовывать горячую воду своим абонентам без тарифа установленного соответствующим органом регулирования.

Обосновывая данное утверждение, Ростовское УФАС России ссылается на положения, установленные пунктом 1 части 2 статьи 1, пунктом 17 статьи 2 Федерального

закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту - ФЗ «Об основах регулирования»), подпунктом 2 пункта 5 Основ ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 (далее по тексту - Основы ценообразования № 520), пунктом 6 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307 (далее по тексту - Правила № 307).

В оспариваемом решении Ростовским УФАС России сделан вывод о том, что реализация ООО «Лукойл - Теплотранспортная компания» горячей воды не по тарифу, утвержденному РСТ, представляет собой нарушение установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования, что запрещено положениями п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с названными актами (решением Ростовского УФАС России от 04.08.2011 года по делу № 872/02 и предписанием Ростовского УФАС России от 04.08.2011 года № 448/02) ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» обратилось в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением, в котором оспаривает правомерность принятия уполномоченным органом названного акта, в порядке предусмотренном положениями изложенными в статьях 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Позиция заявителя изложенная в ходе рассмотрения судом настоящего дела сводилась к тому, что ООО «Лукойл -Теплотранспортная компания» в г. Ростове-на-Дону осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя через открытую систему теплоснабжения.

В соответствии с нормами законодательства, действующими в 2011 году, при открытой схеме теплоснабжения теплоснабжающая организация реализует потребителям, в т.ч. в сфере коммунального комплекса, тепловую энергию и теплоноситель, а не горячую воду:

- Согласно ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 №190?ФЗ (вступил в силу с 01.01.2011 положения ст. 30 закона), государственному регулированию подлежит исчерпывающий перечень тарифов, включающий в себя тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, но не тарифы на горячую воду.

- Статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 №191?ФЗ из Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210?ФЗ исключены нормы, касающиеся регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, на основании которых ранее осуществлялось установление тарифов на горячую воду.

- Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 были утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, согласно п. 7 которых определено, что «если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают: тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии)», а тариф на горячую воду как единый ресурс не устанавливается.

Из пояснений заявителя данных в судебном заседании (данный вывод не оспаривается уполномоченным органом) системы теплоснабжения в г. Ростов-на-Дону и в н. Волгодонске, на территории которых ООО«ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям в Ростовской области, являются открытыми, в связи с чем, на указанных территориях с 01.01.2011 государственному регулированию подлежат тарифы на теплоноситель, а не на горячую воду.

В связи с тем, что нормы законодательства, предусматривающие государственное регулирования тарифа на теплоноситель, вступили в силу одновременно с нормами, предусматривающими применение указанного тарифа в отношениях с потребителями, необходимое тарифное решение было принято уполномоченным органом регулирования - Региональной службой по тарифам Ростовской области с 28.04.2011 (Постановление №8/10) и опубликовано 12.05.2011.

До опубликования указанного Постановления ООО«ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» применяло в отношениях с потребителями договорной тариф на теплоноситель (химически очищенную воду), обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат организации на его производство и передачу, который был рассчитан с учётом практики установления тарифов (цен) на химически очищенную воду в предыдущие периоды.

Таким образом, с 01.01.2011 года до настоящего времени в отношениях с потребителями применялись следующие тарифы на теплоноситель:

а) По г. Волгодонск:

- с 01.01.2011 по 11.05.2011 - договорной тариф в размере 25,76руб/т.

- с 12.05.2011 - установленный РСТ РО тариф 25,68 руб./т. Потребителям в июне 2011 г. была произведена корректировка за январь-май 2011 г. исходя из утверждённого тарифа.

б) По г. Ростов-на-Дону:

- с 01.01.2011 по 31.03.2011 - договорный тариф в размере 24,35 руб./т для 1группы потребителей и 45,88 руб./т для 2группы потребителей (деление потребителей на группы обусловлено соответствующей дифференциацией тарифов на ХОВ и холодную воду, принятой в г.Ростове-на-Дону в предыдущие периоды);

- с 01.04.2011 по 11.05.2011 - - договорный тариф в размере 25,12 руб./т для 1группы потребителей и 38,16 руб./т для 2группы потребителей;

- с 12.05.2011 - установленный РСТ РО тариф 26,68 руб./т.

Организациями коммунального комплекса, для которых возможно установление тарифа на горячую воду, являются исполнители коммунальных услуг, поскольку оборудование, устройства, служащие для создания, производства товара «горячая вода» с соответствующими качественными характеристиками, находятся в управлении и введении исполнителей коммунальных услуг, которые также осуществляют оказание населению коммунальных услуг по горячему водоснабжению (пункты 1- 8, 49 Правил № 307).

Указанная позиция основана на следующей нормативной базе:

- В соответствии с пунктом 2 Правил № 307, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан

в жилых помещениях.

Согласно пункту 3 Правил № 307 «исполнитель коммунальных услуг» -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный,

жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно системному толкованию пунктов 6 и 9 Правил № 307 следует, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении № 1 к Правилам № 307. Согласно подпунктам 5, 6 раздела 2 «Горячее водоснабжение» приложения № 1 качество температуры горячей воды в точке разбора должно составлять: не менее 60°С - для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50°С - для закрытых систем централизованного теплоснабжения; не более 75°С - для любых систем теплоснабжения, а также постоянное соответствие состава и свойств горячей воды

санитарным нормам и правилам.

Пунктом 1.7 Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (далее по тексту - СПУ № 4723-88), утвержденных Минздравом СССР 15.11.1988 года № 4723-88 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Таким образом, горячая вода становится товаром «в сфере тепло-, водоснабжения (с учетом понятий, изложенных в статье 2 ФЗ «Об основах регулирования») при наличии характеристик качества, определенных пунктом 5 раздела 2 Приложения № 1 Правил № 307, то есть теплоноситель, становится товаром «горячая вода» в момент времени, когда его температура не ниже 60°С и не более 75°С (в городе Ростове-на-Дону - открытая схема теплоснабжения).

Снижение температуры теплоносителя (сетевой воды), поступающей в систему отопления домов осуществляется с помощью подмешивающих устройств - элеваторов, смесительных насосов.

Кроме того, температура воды в системе горячего водоснабжения должна постоянно поддерживаться при помощи автоматического регулятора температуры, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается (пункт 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту - Правила № 115), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115, пункт 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее по тексту - Правила № 170), утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170).

Для обеспечения заданного давления в системе горячего водоснабжения необходимо устанавливать регуляторы давления в соответствии с требованиями строительных норм и правил по устройству внутреннего водопровода.

В открытых системах для осуществления циркуляции теплоносителя в системе

горячего водоснабжения устанавливается диафрагма между местом отбора воды в систему

горячего водоснабжения и местом подключения циркуляционного трубопровода, (пункты

9.1.1- 9.1.2.; 9.5.1- 9.5.3. Правил № 115).

Согласно пункту 9.1.1 Правил № 115 элеваторы, смесительные насосы, регуляторы

температуры и давления являются составными частями, оборудованием теплового пункта

и не могут рассматриваться отдельно от всей системы теплопотребления здания. Тепловой

пункт - это комплекс устройств, расположенных в обособленном помещении, состоящем из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок

к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.

В соответствии с Правилами № 115, которые распространяются и на тепловые установки систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха, теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других

сооружений аналогичного назначения), температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается с помощью индивидуальных тепловых пунктов, в которых размещается оборудование, посредством которого осуществляется преобразование вида теплоносителя или его параметров, контроль параметров теплоносителя, регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты, водоподготовка для систем горячего водоснабжения (пункт 9.1.1 Правил № 115). Устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании.

Таким образом, в соответствии с Правилами № 115, предприятия, обслуживающие внутридомовые тепловые сети, к которым относятся ЖСК, ТСЖ и иные управляющие компании, не только производят горячую воду для жителей многоквартирных домов, соответствующую установленным нормам до точки водоразбора, т.е. доводят тепловой ресурс до температурных параметров, предусмотренных Правилами № 307, но и обязаны, для обеспечения требуемой температуры в системе горячего водоснабжения иметь индивидуальные тепловые пункты и использовать автоматические регуляторы для этого, поскольку присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения без температурного регулятора или с неисправным регулятором температуры воды не допускается.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила № 491), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, в состав

общего имущества в многоквартирном доме включаются технические подвалы, в которых

имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 188-ФЗ (далее по тексту - ЖК) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе …подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), …механическое, электрическое, санитарно - техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее по тексту - общее имущество в многоквартирном доме).

Таким образом, оборудование (элеваторы, смесительные насосы, регуляторы температуры и давления), используемое при производстве горячей воды, входит в состав индивидуальных тепловых пунктов, является тепловыми энергоустановками абонентов, относится к состав у общего имущества многоквартирного дома, полный цикл производства горячей воды с температурой не ниже 60°С и не более 75 °С происходит на оборудовании многоквартирных домов.

ЖСК, ТСЖ и управляющие компании (исполнители коммунальных услуг), осуществляя эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, расположенной внутри многоквартирного дома, являются

организациями коммунального комплекса.

ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» полагает, что требования пункта 47 Основ ценообразования № 520 распространяются на ТСЖ, ЖСК и иные управляющие компании, которые осуществляют непосредственное производство горячей воды (в ИТП, являющегося имуществом многоквартирного дома) и одновременно оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (в силу их юридического статуса).

Обязанностью же ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания», как энергоснабжающей организации, в соответствии с договорами энергоснабжения, является - подача тепловой энергии и теплоносителя «абоненту» в объеме, режиме и с качеством на границу балансовой принадлежности тепловых сетей. Внутридомовые сети находятся за пределами зоны ответственности ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» и заявитель как энергоснабжающая организация, не имеет на своем балансе теплопотребляющих энергоустановок, которые представляют собой комплекс устройств, предназначенных, для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды, в том числе не имеет индивидуальных тепловых пунктов.

Кроме того, ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в процессе рассмотрениям дела обратило внимание на то, что именно комплексом тепловых узлов, находящихся в индивидуальных тепловых пунктах производится горячая вода, как коммунальная услуга, для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных домах, которая должна соответствовать по качеств у требованиям, определенным Правилами № 307, и оплачиваться по тарифу, представляющему собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубического метр горячей воды. Тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.

Поскольку законодательством не установлена обязанность заявителя по обращению в соответствующие органы для утверждения тарифа на горячую воду ввиду неоказания подобного рода услуги, уклонение со стороны ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» от получения тарифа отсутствует.

При таких обстоятельствах суд пришел к следующим выводам:

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Учитывая, то обстоятельство, что в городе Ростове-на-Дону, имеются потребители без приборов учета, поэтому, расчет теплоносителя энергоснабжающей организацией производится с 09.06.2009г., в связи с разъяснением Высшего Арбитражного суда РФ - Постановление Пленума № 525/09, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно положению № 2 к Правилам № 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.

Доводы Ростовского УФАС России, о том что, заявитель оказывает услугу горячего водоснабжения, в том числе населению, отклоняются по следующим основаниям:

Заявитель с 01.01.2011г. осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя (ХОВ) потребителям, присоединенным к магистральным и распределительным сетям г. Ростов-на-Дону, и в г. Волгодонске. Схема теплоснабжения городов присутствия ООО «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания» являются открытыми.

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса- производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно п.6 ст.2 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.

В соответствии с п.47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г.№520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих одновременно;

- непосредственное производство горячей воды ;

- непосредственное оказание услуг по горячего водоснабжения с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» формально не соответствует вышеуказанным требованиям п.47 и п.48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Кроме того, статьей 4 Федерального закона от 27.06.2010 №191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в результате которых деятельность по теплоснабжению выводится из сферы регулирования Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 27.06.2010 № 191-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 01.01.2011, таким образом, с 01.01.2011г. ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» не является организацией коммунального комплекса, и правовая база для установления «тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса» для теплоснабжающих организаций в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004г. №210-ФЗ в настоящий момент отсутствует.

Также в соответствии с п.7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 №47, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса , осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети, т.е. в закрытой системе теплоснабжения. Как было указано выше, в г. Ростове-на-Дону действует открытая система теплоснабжения, таким образом, в соответствии с п.7 Методических указаний при действии данной системы горячего водоснабжениния в системе теплоснабжения потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организации(производителем тепловой энергии).

Также в соответствии с ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», в сфере теплоснабжения регулированию подлежит определенный перечень видов цен (тарифов);

1) Предельные (минимальный и максимальный )уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность),поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям , другим теплоснабжающим организациям;

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение к системе теплоснабжения.

Данный перечень является исчерпывающим.

С учетом приведенной выше позиции, суд приходит к выводу о том, что для заявителя должны быть установлены тарифы на тепловую энергию и на теплоноситель. Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2010г. № 21/5 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Ростовской области» утвержден тариф на тепловую энергию на 2011г. в размере - 877,42 руб./Гкал (без НДС). Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.04.2011г.№ 8/10 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим энергоснабжающим организациям Ростовской области» утвержден тариф на теплоноситель в размере - 26,68 руб./тонну (без НДС). Таким образом в соответствии с действующим законодательством отсутствует правовая основа для утверждения тарифа на горячую воду для потребителей заявителя и данный тариф устанавливаться не должен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя изложенных в заявлении ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания», и о необходимости их удовлетворения, с учетом приведенной выше позиции и с учетом анализа имеющейся нормативной базы.

Судебные расходы в соответствии с положениями НК РФ и АПК РФ в данном случае подлежат взысканию с уполномоченного органа в распоряжение заявителя, которым при подаче заявления в суд была произведена оплата госпошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011 № 9730/2.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011 № 9730/2.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» 2000 руб. госпошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В.Бондарчук.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-15918/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 27 декабря 2011

Поиск в тексте