АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2011 года  Дело N А53-15918/2011

Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2011

Полный текст решения изготовлен 27.12.2011

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Князевич И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания», ИНН 3445102073, основной государственный регистрационный номер 1093460001095, о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. по делу № 9730/02, о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. № 9731/02,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

при участии:

от заявителя - представители Тимченко Е.Ю., Абаева И.Э., Морская Н.А.

от УФАС - представители Коробейников Н.А., Зиновьев О.Г.

от РСТ - представитель Багдасарова Э.С.

установил: общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. по делу  № 9730/02, о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 04.08.2011г. № 9731/02.

В процессе рассмотрения спора судом  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена  Региональная служба  по тарифам Ростовской области.

Представители заявителя в судебное заседание явились,  поддержали требования, изложенные в заявлении, и настаивали на их удовлетворении.

Представители  заинтересованного лица  в судебное заседание явился,  представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание явился, и пояснил, что в соответствии с положениями действующего законодательства  не предусмотрен тариф на горячее водоснабжение, в связи с чем, ранее заявителю была предоставлена соответствующая  информация изложенная в письмах, которые судом приобщены к материалам дела.

Позиция  третьего лица изложенная в судебном заседании сводилась к  тому, что Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных «Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области», утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005г. №12,  в соответствии с которым РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящих в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и пр.), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.   Регулирование тарифов на горячую воду осуществляется в соответствии с Федеральным законом  от 30.12.2004г.№ 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520  «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций  коммунального комплекса».

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с п.7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения).

Так же представитель пояснил, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе  теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя используется путем  ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организации (производителем тепловой энергии).

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Таким образом, понятия «коммунальная услуга - горячее водоснабжение» и «тариф на горячую воду» не тождественны и разграничиваются действующим законодательством;  «Методические указания  по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» от 15.02.2011г.№ 47  не предусматривают установление тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения. Тариф на теплоноситель для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» установлен Постановлением Региональной службой по тарифам от 28.04.2011г.№ 8/10 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области». При отсутствии во владении ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» оборудования, необходимого для непосредственного производства горячей воды, а также для водяных систем теплоснабжения закрытого типа, посредством которых организацией осуществляется оказание услуг по горячему водоснабжению потребителям, и отсутствии деятельности по приготовлению горячей воды и оказанию услуг по горячему водоснабжению потребителям, установление тарифа на горячую воду для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» не предусмотрено действующим законодательством в сфере регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.  Данная позиция подтверждается письмом ФСТ России в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» от 19.09.2011 № НБ-7396/5.(лист дела № ).

Проанализировав доводы сторон изложенные в процессе рассмотрения судом настоящего дела и с учетом имеющихся в деле документов суд приходит к выводу о том, что заявление ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК»  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом договоров энергоснабжения, заключенных между заявителем  и потребителями г. Ростова-на-Дону  является поставка тепловой энергии и химически очищенной воды (теплоносителя). Условиями договоров   предусмотрено, что расчеты за тепловую энергию и химочищенную воду производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам и Мэром города Ростова-на-Дону, в случае изменения Региональной службой по тарифам тарифов  на тепловую энергию, а Мэром города - тарифов на химочищенную воду, цена договора подлежит изменению.  Таким образом, соглашением сторон условие договора о цене было сформулированы в виде бланкетной нормы. Стороны установили, что цена теплоносителя определяется соответствующим актом уполномоченного органа. С 01.01.2011 года  вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О Теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), который в отношении реализации теплоносителя установил следующие правила:

- пп. а) п. 18 ст. 2 Закона о теплоснабжении предусматривает, что реализация теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности;

- п. 5 ст. 8 Закона о теплоснабжении предусматривает, что тариф на теплоноситель относится к регулируемым видам цен;

- в п. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении законодатель установил, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливают перечисленные в ст. 8 закона цены (тарифы), за рядом исключений, в число которых тариф на теплоноситель не входит. С учетом приведенной выше позиции, следует, что  закон наделил полномочиями по установлению тарифов на теплоноситель региональные тарифные органы. При этом норма закона о том, что тарифное решение в отношении теплоносителя принимает региональный орган исполнительной власти в сфере тарифного регулирования согласно п. 2 ст. 30 Закона о теплоснабжении вступила в силу с 01.01. 2011.

Органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области (п. 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утв. Постановлением Администрации РО от 21.01.2005 № 12).

Согласно п. 5.5 указанного выше Положения РСТ по Ростовской области устанавливает тарифы на теплоноситель с 01.01.2011. Названное правило  вступила в силу с 01.01.2011 поскольку данная норма отражена в  Законе о теплоснабжении и о регулировании тарифов на теплоноситель, однако  ранее такого вида тарифа   не имелось.

Заявитель имел прямое намерение установить  в 2011 году тариф на теплоноситель (ХОВ), в связи с чем,  03.11.2010 ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» подало в РСТ по Ростовской области заявление исх. № 01-04/3529 об установлении тарифа на теплоноситель.

В ответ на заявление об установлении тарифа  представленные документы были возвращены в распоряжение общества  с отказом в установлении тарифа со ссылкой на отсутствие у РСТ по Ростовской области полномочий по рассмотрению материалов для установления тарифов на теплоноситель до 01.01.2011 (письмо № 3902 от 12.11.2010) (Лист дела №).

17.01.2011 ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» вновь обратилось  в РСТ по Ростовской области с заявлением исх. № 01-04/3529 об установлении тарифа на теплоноситель (Исх. № 04-07-25).

В связи с тем, что нормы законодательства, предусматривающие государственное регулирования тарифа на теплоноситель, вступили в силу одновременно с нормами, предусматривающими применение указанного тарифа в отношениях с потребителями, необходимое тарифное решение было принято уполномоченным органом регулирования - Региональной службой по тарифам Ростовской области - только 28.04.2011 (Постановление № 8/10) и опубликовано 12.05.2011.

В соответствии с п. 2 Постановления № 520 Министерству регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, ФСТ РФ и ФАС РФ необходимо было разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

В развитие этого были разработаны и 05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания). При этом Методические указания не устанавливают нового порядка регулирования соответствующих отношений сторон, а  разъясняют положения принятого ранее Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ и Основ ценообразования. С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу о том, что  положения Методических указаний применимы к отношениям, регулируемым Основами ценообразования, вне зависимости от даты утверждения Методических указаний и могут рассматриваться как имеющие ретроспективное действие. В том числе положения Методических указаний применимы к рассматриваемым в рамках настоящего дела отношениям, возникшим до 05.04.2011.

При анализе положений  содержащихся в Методических указаниях № 47 следует что:

а) В соответствии с абз. 1 п. 7 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

б)В соответствии с абз. 6 п. 7 «Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

в) В разделе V.I.3 при описании правил и формул расчета тарифа на горячую воду усматривается, что тариф может быть рассчитан только для закрытых систем теплоснабжения.

С учетом приведенных выше норм права и исходя из буквального толкования судом делается вывод о том, что в соответствии с Методическими указаниями в открытой системе теплоснабжения тарифы на горячую воду не устанавливаются и не применяются, а используется стоимость теплоносителя.

Согласно позиции Ростовского УФАС России, ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии и не вправе реализовывать горячую воду своим абонентам без тарифа установленного  соответствующим органом регулирования.

Обосновывая данное утверждение, Ростовское УФАС России ссылается на положения, установленные пунктом 1 части 2 статьи 1, пунктом 17 статьи 2 Федерального

закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту - ФЗ «Об основах регулирования»), подпунктом 2 пункта 5 Основ ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 (далее по тексту - Основы ценообразования № 520), пунктом  6  Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307 (далее по тексту - Правила № 307).

В оспариваемом решении Ростовским УФАС России сделан вывод о том, что реализация ООО «Лукойл - Теплотранспортная компания» горячей воды не по тарифу, утвержденному РСТ, представляет собой нарушение установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования, что запрещено положениями  п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с названными актами (решением Ростовского УФАС России от 04.08.2011 года по делу № 872/02 и предписанием Ростовского УФАС России от 04.08.2011 года № 448/02)  ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания»  обратилось в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением, в котором  оспаривает правомерность принятия уполномоченным органом названного акта, в порядке предусмотренном положениями изложенными в статьях 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Позиция заявителя изложенная в ходе рассмотрения судом настоящего дела сводилась к тому, что ООО «Лукойл -Теплотранспортная компания» в г. Ростове-на-Дону осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя через открытую  систему  теплоснабжения.

В соответствии с нормами законодательства, действующими в 2011 году, при открытой схеме теплоснабжения теплоснабжающая организация реализует потребителям, в т.ч. в сфере коммунального комплекса, тепловую энергию и теплоноситель, а не горячую воду:

- Согласно ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190?ФЗ (вступил в силу с 01.01.2011 положения ст. 30 закона), государственному регулированию подлежит исчерпывающий перечень тарифов, включающий в себя  тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, но не тарифы на горячую воду.

- Статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 191?ФЗ из Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210?ФЗ исключены нормы, касающиеся регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, на основании которых ранее осуществлялось установление тарифов на горячую воду.

- Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 были утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, согласно п. 7 которых определено, что  «если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают: тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии)», а тариф на горячую воду как единый ресурс не устанавливается.

Из пояснений заявителя данных в судебном заседании (данный вывод не оспаривается уполномоченным органом) системы теплоснабжения в г. Ростов-на-Дону и в н. Волгодонске, на территории которых ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям в Ростовской области, являются открытыми, в связи с чем, на указанных территориях с 01.01.2011 государственному регулированию подлежат тарифы на теплоноситель, а не на горячую воду.

В связи с тем, что нормы законодательства, предусматривающие государственное регулирования тарифа на теплоноситель, вступили в силу одновременно с нормами, предусматривающими применение указанного тарифа в отношениях с потребителями, необходимое тарифное решение было принято уполномоченным органом регулирования - Региональной службой по тарифам Ростовской области с 28.04.2011 (Постановление № 8/10) и опубликовано 12.05.2011.

До опубликования указанного Постановления ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» применяло в отношениях с потребителями договорной тариф на теплоноситель (химически очищенную воду), обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат организации на его производство и передачу, который был  рассчитан  с учётом практики установления тарифов (цен) на химически очищенную воду в предыдущие периоды.

Таким образом, с 01.01.2011 года до настоящего времени в отношениях с потребителями применялись следующие тарифы на теплоноситель:

а)  По г. Волгодонск:

-  с 01.01.2011 по 11.05.2011 - договорной тариф в размере 25,76 руб/т.

-  с 12.05.2011 - установленный РСТ РО тариф 25,68 руб./т. Потребителям в июне 2011 г. была произведена корректировка за январь-май 2011 г. исходя из утверждённого тарифа.

б)  По г. Ростов-на-Дону:

-  с 01.01.2011 по 31.03.2011 - договорный тариф в размере 24,35 руб./т для 1 группы потребителей и 45,88 руб./т для 2 группы потребителей (деление потребителей на группы обусловлено соответствующей дифференциацией тарифов на ХОВ и холодную воду, принятой в г. Ростове-на-Дону в предыдущие периоды);

-  с 01.04.2011 по 11.05.2011 - - договорный тариф в размере 25,12 руб./т для 1 группы потребителей и 38,16 руб./т для 2 группы потребителей;

-  с 12.05.2011 - установленный РСТ РО тариф 26,68 руб./т.