АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 марта 2011 года  Дело N А53-1758/2011

Резолютивная часть решения объявлена  "01" марта 2011 г.

Полный текст решения изготовлен  "09" марта 2011 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи А.М. Борозинца

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга

к Обществу с ограниенной ответственностью "Фортуна"

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: представитель не явился;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель Бежанова З.Г., доверенность от 27.12.2010, паспорт, представитель Оганезов Н.Р., доверенность от 11.11.2010, паспорт, представитель Шулик М.П., доверенность от 18.01.2011, паспорт;

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. От общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее ООО "Фортуна", общество) поступило ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.

Определение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 января 2011 г. дело № А47-10537/2010 передать на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга представителя в судебное заседание не направила, уведомлена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

По факсимильной связи от заявителя поступило ходатайство о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга.

Суд рассматривает дело в отношении заявителя по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ООО "Фортуна" требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просили в удовлетворении требований заявителя отказать. Доводы мотивированы отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенными налоговым органом процессуальными нарушениями, а также истечением срока привлечения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, оценив доказательства в совокупности, суд установил следующее.

08 ноября 2010 г. в 14 часов 30 минут в ходе проверки игорного заведения, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 23, установлено осуществление предпринимательской деятельности ООО "Фортуна" в обособленном подразделении с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно, в нарушение условий лицензии от 30 июня 2009 г. № 5, ООО "Фортуна" осуществляет деятельность по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 23, который в перечне мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии отсутствует.

При проведении проверки была сделана ставка на спортивное событие - футбольный матч “Рубин-Спартак М”, начало 08.11.2010 в 21 час, на выигрыш спортивного клуба “Рубин” со счетом 2:0. Сумма ставки составляла 50 рублей, выигрышный коэффициент - 8.5.

В подтверждение принятия денежных средств сотрудником общества выдана квитанция и распоряжение № 30894963 от 08.11.2010, в которой указано, что сумма 50 рублей зачислена на счет № 478946, прием ставки осуществляется по адресу: 344037, г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, 22.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга составлен протокол № 949 осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.11.2010, в котором установлено, что в букмекерской конторе по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 23, в подвальном помещении осуществляется деятельность по проведению азартных игр: приему денежных средств (ставок) на спортивные события от клиентов и выдаче денежных средств участникам в сумме выигрыша.

Протокол осмотра от 08.11.2010 № 949 составлен без участия законного представителя ООО "Фортуна" в присутствии двух понятых.

Установлено, что ООО "Фортуна" выдана лицензия от 30.06.2009 № 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом в лицензии указаны следующие места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 1) г. Ростов-на-Дону, ул. 20 Линия, д. 22, г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, Литера Л.

По данному факту в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол об административном правонарушении от 09 декабря 2010 г. № 76 в отношении ООО "Фортуна" по части3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 09 декабря 2010 г. № 76 составлен в отсутствие законного представителя ООО "Фортуна".

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга материалы проверки направлены по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом № 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона № 244-ФЗ букмекерская контора - игорное заведение или части игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

В пункте 9 статьи 4 Закона № 244-ФЗ указано, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с указанным Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Порядок лицензирования юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451. Пунктом 2 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.

Статья 364 Налогового кодекса Российской Федерации определяет кассу букмекерской конторы, как специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитываются общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

При этом организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, в части организации букмекерской конторы, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору.

Следовательно, пункт приема ставок не является кассой букмекерской конторы и не может быть признан объектом налогообложения при условии отсутствия учета в нем общей суммы ставок и определении суммы выигрыша, подлежащей выплате.

Как видно из материалов дела и установлено судом, прием ставки производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (в центральном офисе букмекерской конторы по адресу, указанному в лицензии (г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, д. 22). После успешного приема ставки, АТК передает по каналам связи информацию на требуемый пункт приема платежей. Сотрудник пункта приема платежей получает от клиента денежное обеспечение ставки и распечатывает ему подтверждающий документ. Определение результата азартной игры (спортивного события), а также расчет и выплата выигрыша производится также в АТК. Информация о результате передается аналогичным образом на пункт приема платежей. Учет ставок и определение суммы выигрыша производится в кассе букмекерской конторы. В пункте приема платежей учет и расчет ставок не осуществляется.

Пункты приема платежей не осуществляют деятельность по организации и проведению азартных игр и не являются кассами букмекерской конторы.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательства того, что пункт приема ставок обладает признаками кассы букмекерской конторы, а также подтверждения осуществления по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 23, деятельности по организации азартных игр.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Фортуна" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная позиция содержится в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А53-29140/2009 от 20.08.2010, по делу № А53-908/2010 от 24.08.2010, по делу № А53-1636/2010 от 28.09.2010.

Кроме того, при исследовании судом порядка привлечения ООО "Фортуна" к административной ответственности, выявлены следующие нарушения административного законодательства, не позволяющие объективно, полно и всесторонне рассмотреть настоящее дело.

При составлении протокола об административном правонарушении Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга допустила нарушение статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что привело к несоблюдению прав ООО "Фортуна".

Законный представитель ООО "Фортуна" был вызван на 09.12.2010 для составления протокола об административном правонарушении. Директор ООО "Фортуна" ходатайством, направленным заявителю 08.12.2010, сообщил, что не может явиться для составления протокола об административном правонарушении в назначенное время, поскольку будет находится в г. Ростове-на-Дону на рассмотрении мировым судьей материалов административного дела, возбужденного в отношении него как должностного лица. При этом законный представитель ООО "Фортуна" возражал против составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие и просил перенести составления протокола на другой день. Кроме того, просил направить материалы проверки для составления протокола в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 25 по Ростовской области по месту нахождения исполнительного органа общества.

Несмотря на заявленные ходатайства, протокол об административном правонарушении от 09 декабря 2010 г. № 76 составлен в отсутствие законного представителя ООО "Фортуна".

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Кроме того, правонарушение обнаружено 08 ноября 2010 года о чем свидетельствует протокол № 949 осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осмотра. Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев по делу об административном правонарушении рассматриваемому судьей. На момент вынесения решения судом срок наложения взыскания истек, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 1.5, 4.5, частью 3 статьи 14.1, 25.1, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в удовлетворении заявленного требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья  А.М. Борозинец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка