АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2011 года  Дело N А53-17591/2011

Резолютивная часть решения объявлена  « 19 » декабря  2011г  .

Полный текст решения изготовлен  « 19 » декабря  2011г  .

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Князевич И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Шахтымежрайгаз" (ИНН 6155020265, ОГРН 1026102773762)

к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.08.2011 № Р-883 о нарушении ч. 2 ст. 5.7 Областного закона "Об административных правонарушениях",

при участии:

от заявителя: представитель Киргеев Л.Г., доверенность от 10.10.2011г. №08.1-УК 01.1/84, паспорт;

от заинтересованного лица: представитель Карнаух М.В., доверенность от 30.11.2011 №11.

установил: Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Шахтымежрайгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 24.08.2011 № Р-883 о нарушении ч. 2 ст. 5.7 Областного закона "Об административных правонарушениях", вынесенного Ростовским межрайонным отделом Административной инспекции Ростовской области за нарушение порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, в остальной части прекратить производство по делу. (уточненная редакция).

В порядке статьи  18 Арбитражного процессуального  кодекса РФ,  на основании  распоряжения  и.о. председателя судебного состава Арбитражного суда Ростовской области от 10.11.2011г.  произведена  замена  судьи Борозинца А.М. и дело принято к производству  судьей Бондарчук Е.В.

Представитель заявителя поддержал уточненные требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворении. В судебном заседании представитель пояснил, что им не нарушались нормы, установленные Областным законом Ростовской области №273-ЗС от 25.10.2002г. и порядок проведения земляных работ, утвержденный постановлением Мэра г. Шахты №143 от 11.08.2008г., поскольку ОАО «Шахтымежрайгаз» не имело право на проведения земляных работ по объекту: г. Шахты ул. Советская и пер Комиссаровский с 22 июня 2011г. по 24 июня 2011г. Работы по объекту: г. Шахты ул. Советская и пер Комиссаровский с 22 июня 2011г. по 24 июня 2011г. производились ООО «Стройиндустрия» в соответствии с заключёнными договорами. Разрешением на производство работ по объекту: г. Шахты ул. Советская и пер Комиссаровский с 22 июня 2011г. по 24 июня 2011г. выдавалось МУ «Департаментом благоустройства» г. Шахты ООО «Стройиндустрия» на основании ордера №43от 22.июня 2011г. которым определен порядок и время проведения земляных работ, а так же установлено ответственное лицо за производство земляных работ, которое предупреждено об ответственности в порядке установленном законодательством за не выполнение обязательств по Ордеру, в данном случае таковым согласно приказа №9 от 21 06.2011г. по ООО «Стройиндустрия» и записи в ордере №43от 22.июня 2011г. является Ялтарь Р.А.

Представитель Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.  В судебное заседание представлено дополнение к отзыву, которое приобщено к материалам дела.

Представленные сторонами в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, суд установил следующее.

На основании договора подряда № 15 от 15.06.2010, заключенного с ООО «Стройиндустрия», ОАО «Шахтымежрайгаз» осуществлялись строительно-монтажные  работы  по  реконструкции  газопровода среднего и низкого давления по пер. Комиссаровский/ ул. Советская,  в  г. Шахты (первая очередь)

17 августа 2011 года должностным лицом административной комиссии Ростовской области в отношении ОАО «Шахтымежрайгаз» установлен факт нарушения установленных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, капитального ремонта тротуаров и осуществления других видов земляных работ по ул. Советская/ пер. Комиссаровский,  составлен протокол об административных правонарушениях № Р-883 по признакам правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях».

Протокол составлены в присутствии законного представителя ОАО  «Шахтымежрайгаз», главного инженера Барламова.А.В.и данное обстоятельство стороной не оспаривается и не является предметом спора.

По результатам рассмотрения протокола об административных правонарушениях №Р-883 и приложенных к ним документов, административной комиссией 24 августа 2011 г. в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, вынесено постановление № Р-883 о привлечении ОАО «Шахтымежрайгаз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС, согласно которому Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Позиция общества изложенная в судебном заседании сводилась к тому, что поскольку у  общества имеются заключенные подрядные договора с ООО  СК «ЮГСТРОЙ» и ООО «Стройиндустрия» и последним было получено разрешение - ордер №43 от МУ «Департамент благоустройства» на производства работ с 22.06.2011 по 24.06.2011, ответственность за неисполнение условий договора должна нести организация не исполнившая условия двустороннего обязательства, а именно  ООО «Стройиндустрия». С учетом сказанного заявителем был сделан вывод о том, что при формирования субъектного состава участников административного производства к административной ответственности привлечен собственник коммуникаций, тогда как к ответственности должна быть  привлечена организация не исполнившая условия подрядного обязательства.

Не согласившись с указанными постановлениями, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприятие обратилось в Арбитражный суд Ростовской области суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;  перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;  порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 г. № 273-ЗС установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, капитального ремонта тротуаров и осуществления других видов земляных работ.

В преамбуле областного закона «Об административных правонарушениях» указано, что названный Областной закон устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации.

Вопросы благоустройства являются вопросами местного значения.

Нормативным документом органа местного самоуправления определяющим субъективную сторону деяния, предусмотренного ч.2 ст. 5.7 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25.10.2002г. является Постановление Мэра г. Шхты №143 от 11.08.2008г. которым утвержден «Порядок производства земляных работ, восстановления автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства на территории г. Шахты».

В силу пункта 4 Порядка, любые виды земляных работ, производимые всеми организациями независимо от их ведомственной подчиненности и физическими лицами, допускаются только после получения ордера на производство земляных работ в МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области.(в ред. постановления Администрации г. Шахты от 29.07.2010 N 2737)

Пунктом 5 Порядка установлено, что ордер на производство земляных работ выдается организации или физическому лицу, на которых возлагается ответственность за выполнение работ, после представления в МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области копии согласованного проекта производства работ и оплаты счета за восстановление автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства. Счет оплачивается согласно договору, заключенному между организацией или физическим лицом, планирующим производство земляных работ, и организацией, имеющей лицензию на данный вид работ и опыт работы по восстановлению разрушаемых при производстве земляных работ объектов.

Согласно пункту 11 Порядка, вскрытие дорожной одежды автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства при строительстве или ремонте подземных коммуникаций производится способами, согласованными с МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области, в границах и сроки, указанные в ордере. Ответственность за нарушение способа и сроков производства работ несут руководители предприятий и лица, ответственные за производство земляных работ.

В силу пункта 12.11 Порядка, по истечении установленного ордером срока производства работ или при производстве работ лицом, не указанным в ордере, ордер считается недействительным и дальнейшая работа запрещается.

В соответствии с пунктом 13, засыпка траншей должна производиться с соблюдением строительных норм и правил в срок, указанный в ордере, и с обязательным уведомлением МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области. Работа считается выполненной после подписания акта приемки скрытых работ представителем МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области. (в ред. постановления Администрации г. Шахты от 29.07.2010 N 2737)

Пунктом 18 Порядка установлено, что работы, проводимые без ордера и выявленные представителями Администрации города Шахты, владельцами подземных коммуникаций или собственниками земельных участков, немедленно прекращаются, о чем составляются материалы для привлечения виновных к административной ответственности. Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных от обязанности получения ордера на производство земляных работ в установленном порядке и восстановления автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства, разрушенных при производстве земляных работ.

Пункт 3 Постановления от 11.08.2008г. гласит, что земляные работы производятся только после получения ордера на вышеуказанные работы, выданного директором МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области.(в ред. постановления Администрации г. Шахты от 29.07.2010 N 2737)

Согласно ордеру № 43 ООО «Стройиндустрия» разрешено производство работ с 22.06.2011 по 24.06.2011 на объекте по  ул.Советской/Комиссаровский.

Специалистом Административной инспекции Ростовской области при проведении обследования территории по адресу:  Ростовская обл., г.Шахты, ул. Советская/ пер. Комиссаровский были выявлены нарушения п.12.11, п.13 Порядка производства земляных работ восстановления автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства на территории г. Шахты», утвержденных Постановлением Мэра г. Шахты от 11.08.2011.

По факту проверки был составлен протокол по делу об административном правонарушении № Р-883 от 17.08.2011, которым был зафиксирован  факт нарушения ОАО «Шахтымежрайгаз» установленных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, капитального ремонта тротуаров и осуществления других видов земляных работ. ОАО «Шахтымежрайгаз» в период 23-24.06.2011 г. проводило ремонт газопровода, срок ордера на производство земляных работ отдела по содержанию и ремонту дорог истек 24.06.2011 года, работы не завершены, благоустроено места разрытия не проведено.

Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области при администрации Ростовской области  рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № Р-883 от 17.08.2011 г. в отношении ОАО «Шахтымежрайгаз»  установила, что 17.08..2011 г. в 15:30 (тогда как ордер- разрешение был выдан с 22.06.2011 по 24.06.2011) по адресу: Ростовская обл. г. Шахты, ул. Советская/ пер. Комиссаровский ОАО «Шахтымежрайгаз»  совершило административное правонарушение, которое выразилось в следующем: на момент обследования выявлено что на объекте работы не завершены,  благоустройство места  разрытия не произведено, что является нарушением ч.2 ст. 5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных  правонарушениях» от 25.10.2002г. № 273-ЗС, .п.12.11, п.13 Порядка производства земляных работ восстановления автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства на территории г. Шахты», утвержденных Постановлением Мэра г.Шахты от 11.08.2011г.

Данные действия со стороны ОАО «Шахтымежрайгаз» являются виновным противоправным деянием, за совершение которых предусмотрена ответственность ч.2 ст. 5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002г. № 273-ЗС. При назначении наказания комиссия учитывает характер административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств и материального ущерба. Причиной и условием совершения правонарушения явилось не исполнение муниципального правового акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях комиссия постановила за совершение административного правонарушения назначить административное наказание ОАО «Шахтымежрайгаз» по ч.2 ст.5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных  правонарушениях» в виде штрафа  в размере 20 000 рублей.

При вынесении оспариваемого постановления, Административная инспекция Ростовской области действовала в соответствии с Областным законом Ростовской области № 273-ЗС от 25.10.02 "Об административных правонарушениях" (далее закона), постановлением Администрации Ростовской области от 10.12.2010г. № 441 «О создании Административной инспекции Ростовской области» и постановлением Администрации Ростовской области от 17.03.2011г. № 113 «Об утверждении Положения об Административной инспекции Ростовской области».

В соответствии со ст. 10.8.1 закона Административная инспекция Ростовской области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 4.1, 5.1-5.7, 8.2 настоящего Областного закона, в тех случаях, когда протоколы об указанных административных правонарушениях составлены должностными лицами указанного органа исполнительной власти Ростовской области.

К полномочиям Административной инспекции Ростовской области (далее инспекции) относятся в пределах компетенции инспекции, установленной Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС:  выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; составление протоколов об административных правонарушениях; рассмотрение дел об административных правонарушениях;  обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Судом установлено, что процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления допущено не было. 17 августа 2011 года законный представитель ОАО «Шахтымежрайгаз» был уведомлен о необходимости явиться лично или обеспечить явку законного представителя юридического лица с паспортом, доверенностью, оформленной надлежащим образом 24 августа 2011 года в 12:00 для составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается подписью законного представителя общества - Барламова А.В. в протоколе от 17 августа 2011г. Копия протокола вручена Барламову А.В., что подтверждается его подписью в протоколе. Законный представитель ОАО «Шахтымежрайгаз», вызванный  надлежащим  образом,  на  рассмотрение  протокола об административном  правонарушении  не  явился,  причины  неявки  не обосновал.

Заявитель не оспаривает событие административного правонарушения, заявитель считает что Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области вынесло чрезмерно суровое наказание, не учло тех обстоятельств, что общество осуществляло  замену участка подземного газопровода среднего давления D 159, участка газопровода низкого давления D 273, находящихся на пересечении ул. Советская - пер. Комиссаровский г.Шахты на основании ордера на проведение земляных работ. Общество не смогло завершить работы в указанный в ордере срок по независящим от Общества причинам.  Кроме того, заявитель указал, что ОАО «Шахтымежрайгаз» не производило земляные работы по объекту: г. Шахты ул. Советская и пер Комиссаровский и не нарушало действующее законодательство, предусмотренное Областным законом Ростовской области от 25.10.2002г. №273-ЗС, поскольку работы выполнялись ООО  «Стройиндустрия» на основании договора подряда №15 от 15.06.10г., разрешение на производство земляных работ получал подрядчик.

Указные доводы заявителя судом не принимаются, поскольку ОАО «Шахтымежрайгаз» не были представлены доказательства, подтверждающие, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры для соблюдения указанных выше норм и правил действующего законодательства.  Доводы общества о том, что общество не располагало возможностью вовремя выполнить работы и тем самым выполнить требования, предусмотренные правилами благоустройства, являются недостаточными.

Кроме того, в силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в гражданско-правовые отношения субъекты хозяйствования вступают по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора. Однако, согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации  предпринимательская деятельность осуществляется обществом на свой страх и риск, соответственно, при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность, поскольку последствия выбора недобросовестного контрагента по сделке относятся на этих субъектов.

В соответствии с положениями изложенными в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из представленных в материалы дела договоров подряда от 15.06.2010г., заключенных с ООО «Стройиндустрия» следует, что  при производстве работ  представитель заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ  в течение всего периода их выполнения. Представитель заказчика  совместно с подрядчиком осуществляет  технический надзор и контроль над выполнением  и качеством работ,  а так же производит проверку объекта (пункт 6.1 договора №15).

Таким образом, заявитель не осуществил должного контроля за ходом выполнения подрядных работ на своем объекте.

Совершенное Обществом правонарушение, посягает на установленный администрацией города порядок общественных отношений в сфере внешнего благоустройства, содержания городских территорий, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения. Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, совершенное Обществом правонарушение по части 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях не может быть квалифицировано как малозначительное.

С учетом приведенной выше позиции суд не видит оснований  для удовлетворения требований ОАО «Шахтымежрайгаз».

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в порядке и сроки определенные главами 34-35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья  Бондарчук Е.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка