АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 ноября 2011 года  Дело N А53-17717/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «10» ноября 2011.

Полный текст решения изготовлен  «11» ноября 2011.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Корецкого О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Усатой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (ИНН 2309051942; ОГРН 1022301424254)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295)

о взыскании 110 658 руб. 25 коп.

при участии:

от истца: не явился

от ответчика: представитель Гаврилова Г.В. (доверенность от 02.12.2010)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» пени за просрочку доставки груза по транспортным железнодорожным накладным № ЭМ 519113, № ЭМ 524879, № ЭМ 519268 в размере 110 658 руб. 25 коп., а также расходов по уплате госпошлины в размере 4 319 руб. 75 коп.

Истец, уведомленный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

16.08.2010 Приволжской железной дорогой (перевозчиком) со станции Татьянка по железнодорожным накладным № ЭМ 519113, № ЭМ 524879, № ЭМ 519268 от грузоотправителя общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» для доставки грузополучателю - Майкопской нефтебазе общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (ст. Майкоп Северо-Кавказская железная дорога) был принят к перевозке груз - топливо дизельное.

Согласно железнодорожным накладным № ЭМ 519113, № ЭМ 524879, № ЭМ 519268, вагоны № 51344232, № 57971004 и № 50722370, срок доставки груза по названным вагонам истекает 23.08.2010, фактически груз был получен истцом - 05.09.2010 и 06.09.2010, просрочка доставки груза составила от 13 до 14 суток.

Истец, на основании сведений, указанных в накладных и с учетом Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом произвел расчет пени в связи с просрочкой доставки груза, в соответствии с которым пеня составила  141 120 руб.

В адрес ответчика была направлена претензия (за исх. № ФА-1531 от 05.10.2010), однако, ответчик частично удовлетворил претензию, признав правомерность требований на сумму 30 461 руб. 75 коп., в остальной части претензию отклонил, указав, что просрочка допущена по независящим от перевозчика причинам, в частности из-за увеличения вагонопотока, в том числе за счет олимпийских грузов.

Истец полагает, что отказ ответчика в удовлетворении претензии неправомерен, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик в письменном отзыве указал, что истцом пропущен срок исковой давности по спорным перевозочным документам. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. По мнению ответчика, груз был доставлен 5 и 6 сентября 2010 года, истец обратился в суд 13 сентября 2011 года, следовательно за пределами срока исковой давности. Ответчик просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, обозрев подлинные документы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке предусмотрена статьей 793 ГК РФ, а также статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с которыми за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Пункт 6 Правил предусматривает определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются.

Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

В силу статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 27 (далее - Правила), сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются:

- на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил);

- на 2 суток - при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах (пункт 5.8 Правил);

- на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9 Правил);

- на 1 сутки - при перевозке опасных грузов (пункт 5.12 Правил).

Пункт 6 Правил также предусматривает определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются. Вместе с тем, в указанных Правилах отсутствует условие о возможности продлении перевозчику сроков доставки груза на какой-либо срок в связи с предоставления технологических окон для комплексной реконструкции железнодорожных путей и установлением приоритета движения.

На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003г., в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Согласно пункту 1.3 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации № 39 от 18.06.2003г. «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:

лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Суд, на основании представленных в материалы дела доказательств установил, что  вагон № 51344232 срок доставки груза которого согласно накладной № ЭМ 519113 истекал 23.08.2010, прибыл на станцию назначения Майкоп Северо-Кавказской железной дороги 05.09.2010, о чем имеется соответствующая отметка в названной накладной (л.д. 9); вагон № 57971004 срок доставки груза которого согласно накладной № ЭМ 524879 истекал 23.08.2010, прибыл на станцию назначения Майкоп Северо-Кавказской железной дороги 06.09.2010, о чем имеется соответствующая отметка в названной накладной (л.д. 10); вагон № 50722370 срок доставки груза которого согласно накладной № ЭМ 519268 истекал 23.08.2010, прибыл на станцию назначения Майкоп Северо-Кавказской железной дороги 05.09.2010, о чем имеется соответствующая отметка в названной накладной (л.д. 11).

Таким образом, просрочка доставки груза составляет от 13 до 14 суток. Учитывая, что провозная плата за перевозку по накладной № ЭМ 519113 составляет 32 290 руб., сумма пени составляет 32 290 руб. х 9 % х 13 суток = 37 779 руб. 30 коп. Учитывая, что провозная плата за перевозку по накладным № ЭМ 524879 составляет 71 158 руб., сумма пени составляет 71 158 руб. х 9 % х 14 суток = 89 659 руб. 08 коп. Учитывая, что провозная плата за перевозку по накладным № ЭМ 519268 составляет 37 672 руб., сумма пени составляет 37 672 руб. х 9 % х 13 суток = 44 076 руб. 24 коп.

О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: «Груз задержан на станции (указывается станция) для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на (количество) сутки, о чем составлен акт общей формы № ___ от (дата)». Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

В накладных ЭМ 519113, № ЭМ 524879, № ЭМ 519268 в графе «Отметки перевозчика» какие-либо сведения отсутствуют (л.д. 9-11).

В материалы дела не представлены акты общей формы, содержащие сведения о задержке спорных вагонов на станции. Кроме того, в накладной отсутствуют отметки о составлении актов общей формы, а также ссылки в этих актах о задержке поезда на промежуточной станции.

Между тем, в силу положений ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, бремя доказывания отсутствия вины перевозчика, и соответственно, вины грузополучателя, ложится в данном случае на перевозчика.

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Специальные нормы установили порядок оформления доказательств отсутствия вины перевозчика, который не был им соблюден.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что ответчик не доказал факт задержки груза по причине, названной в пункте 6 указанных Правил, в связи с чем не имеется оснований для применения пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по накладной.

Учитывая, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств выполнения им необходимых действий по своевременности доставки груза, суд, установив просрочку доставки груза, проверив расчет предъявленной суммы, пришел к выводу об удовлетворении требования истца в соответствии со статьями 33, 97 УЖТ РФ.

При этом суд считает возможным снизить размер взыскиваемой неустойки, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, до 50 % до 30 655 руб. 17 коп., что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», которая и подлежит взысканию с ответчика. Суд считает сумму 30 655 руб. 17 коп. справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.

Доводы железной дороги о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно статье 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и Кодексами.

Статьей 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусмотрено, иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 настоящего Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.

В соответствии со статьей 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

Судом установлено, что истец обратился к ответчику с претензией за исх № ФА-1531 от 05.10.2010 об уплате пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным № ЭМ 519113, № ЭМ 524879, № ЭМ 519268, которая получена ответчиком 18.10.2010, о чем указано на входящем штампе № НФЖ 127/681. по указанным накладным груз фактически выдан 05.09.2010 и 06.09.2010. Следовательно, срок исковой давности исчисляется с 05.09.2010 и был приостановлен с 18.10.2010 (момента получения претензии) до получения истцом ответа на претензию 14.06.2011 (входящий номер корреспонденции № 864).

В рассматриваемом споре ответчик частично признал претензию истца письмом от 30.05.2011 за № 649-10/1267, которое получено истцом 14.06.2011 за вх. № 864, а истец обратился в суд 13.01.2011 (штамп суда), то есть в пределах годичного срока, установленного в статьях 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой  стороны в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 452 руб. 41 коп. относятся на ответчика и взыскиваются в пользу истца, уплатившего в доход федерального бюджета госпошлину в установленном размере, что подтверждено платежным поручением № 6853 от 31.08.2011.