АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 мая 2011 года  Дело N А53-1901/2011

Резолютивная часть решения объявлена  "27" апреля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен  "04" мая 2011 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи А.М. Борозинца

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОАО "МРСК Юга") в лице филиала ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

о признании ненормативного правового акта недействительным,

при участии:

от заявителя: представитель Байда В.В., доверенность от 03.03.2011, паспорт; представитель Бурдинский П.А., доверенность от 03.03.2011, паспорт;

от заинтересованного лица: представитель Путилина И.В., доверенность от 17.01.2011 № 23, удостоверение 4965;

от третьего лица ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго": представитель Елькин В.Л., доверенность от 31.12.2010 № 14, паспорт;

установил:

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения от 02.11.2010 № 11348/02 по делу № 511 и выданного на его основании предписания от 26.10.2010 № 470/02, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.

Представитель ОАО "МРСК Юга" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела возражений отзыв заинтересованного лица, которые поступили в канцелярию суда ранее.

Ходатайство удовлетворено.

Представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений по делу.

Ходатайство судом удовлетворено.

Представитель ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" требования заявления поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

При подаче заявления ОАО "МРСК Юга" ходатайствовало о восстановлении срока на обжалование решения и предписания антимонопольного органа, пояснив, что оспариваемые акты получены посредством почтовой связи 10.12.2010, что подтверждается штампом канцелярии.

В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования является уважительность причины его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.

Учитывая изложенное, суд считает возможным восстановить заявителю процессуальный  срок на подачу заявления.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, оценив доказательства в совокупности, суд установил следующее.

ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области с заявлением о нарушении ОАО "МРСК Юга" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении пункта 3.3.5 договора об оказании услуг по передаче электроэнергии  от 30.03.2008 № 60309/08 (далее - договор), заключенного между ОАО "МРСК Юга" и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".

Как следует из пункта 3.3.5 договора, Исполнитель (ОАО "МРСК Юга") обязуется привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами оптового рынка, принадлежащие ему системы коммерческого учета электроэнергии, находящиеся в границах балансовой принадлежности Исполнителя и используемые для определения объемов электроэнергии, приобретаемой Заказчиком на оптовом рынке электроэнергии (мощности).

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 02.11.2010 № 11348/02 по делу № 511 действия ОАО "МРСК Юга" признаны нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон о защите конкуренции).

ОАО "МРСК Юга" выдано предписание от 26.10.2010 № 470/02, в соответствии с которым ОАО "МРСК Юга" предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно в течение двух месяцев с момента получения предписания исполнить нормативно определенные обязанности, в соответствии с договором выполнить требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка и касающиеся организации коммерческого учета электрической энергии в точках (группах точек) поставки, в которых ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приобретает электрическую энергию на оптовом рынке.

Полагая, что решение от 02.11.2010 № 11348/02 по делу № 511 и выданное на его основании предписание от 26.10.2010 № 470/02, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, являются незаконными, ОАО "МРСК Юга" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Юга" является сетевой организацией, которая владеет на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июня 2008 года № 208 ОАО "МРСК Юга" включено в подраздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль - "Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" по виду деятельности "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".

ОАО "МРСК Юга" в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом, осуществляющим деятельность на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в отношении которых распространяет свое действие законодательство об ограничении монополистической деятельности.

В статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая изложенное, положение ОАО "МРСК Юга" на рынке услуг по передаче электрической энергии необходимо расценивать как доминирующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Как указывалось ранее, ОАО "МРСК Юга" и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" заключили договор от 30.03.2008 № 60309/08/219/01/08 оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3.3.5. указанного договора ОАО «Ростовэнерго» (правопредшественник ОАО "МРСК Юга") обязалось привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2003 № 643 (далее - Правила № 643) принадлежащие ему системы коммерческого учёта электроэнергий, находящиеся в границах балансовой принадлежности его сетей и используемые для определения объёмов электроэнергии, приобретаемой ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" на оптовом рынке электроэнергии (мощности).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено материалами дела, системы коммерческого учёта электроэнергий принадлежат заявителю, соответственно, данный юридически значимый факт влечет обязанность для ОАО "МРСК Юга" по содержанию имущества.

Обосновывая свои утверждения ОАО "МРСК Юга" указало, что не обладает статусом субъекта оптового рынка электроэнергии (мощности), осуществляет только коммерческий учет электроэнергии (съем показаний приборов учета, обработка, хранение и передача данных. Кроме того, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" по своей инициативе более полугода, удерживало у себя техническую документация, которая была изготовлена ОАО "МРСК Юга" и подлежала передаче в ОАО «Администратор торговой системы» (далее - ОАО «АТС»).

Согласно статье 33 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при работе на оптовом рынке обязательно наличие у организации автоматизированной системы коммерческого учета передаваемой электрической энергии.

Пунктом 21 Правил № 643 установлено, что субъекты оптового рынка электроэнергии обязаны привести системы коммерческого учета, используемые для определения обязательств на оптовом рынке, в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в сроки, установленные данными правилами. При неисполнении этого требования участники оптового рынка несут ответственность, предусмотренную договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Пункт 125 Правил № 643 оптового рынка предусматривает, что в целях определения фактических почасовых данных об объеме поставленной (потребленной) электрической энергии используются результаты измерений, выполненных с использованием автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (далее - АИИС), соответствующих техническим требованиям, установленным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Согласно пункту 157 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530) сетевая организация в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемым с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), обслуживающим потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, выполняет требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка и касающиеся организации коммерческого учета электрической энергии в точках (группах точек) поставки, в которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) приобретает электрическую энергию на оптовом рынке. Приборы учета, установленные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), в целях выполнения указанного обязательства передаются сетевой организации с возмещением экономически обоснованных расходов гарантирующего поставщика (энергосбытовой организацией) на проектирование, приобретение, установку и сдачу в эксплуатацию приборов учета.

Пункт 159 Правил № 530 предусматривает, что сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учёта электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтённых величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергоприиимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).

Таким образом, указанную работу должна осуществлять энергосбытовая организация либо она может поручить это иному лицу, которое в таком случае будет действовать от имени данной энергосбытовой организации, поскольку это вытекает из договорных обязательств, связанных с поставкой электрической энергии и ее оплаты, принятых ОАО "МРСК Юга" по договору от 30.03.2008 № 60309/08/219/01/08 оказания услуг по передаче электрической энергии. Иное приведет к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.

Доказательством, подтверждающим обязанность ОАО "МРСК Юга" на приведение АИИС в соответствие с требованиями, является также тот факт, что затраты на приведение АИИС в соответствие с требованиями заложены обществу в тариф на передачу электрической энергии, что подтверждается письмом Региональной службы по тарифам от 15.08.2006 № 1601.

ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", имея статус гарантирующего поставщика на розничном рынке электроэнергии на территории Ростовской области, приобретает электроэнергию на границах балансовой принадлежности сетей ОАО "МРСК Юга", а затем транспортирует по сетям до потребителей ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".

Перечень точек поставки электрической энергии, по которым принадлежащая ОАО "МРСК Юга" АИИС не соответствует требованиям второго этапа, согласован сторонами в перечне от 06.08.2008.

Доводы ОАО "МРСК Юга" о том, что оно не может выполнить обязательство, так как не имеет информации о точках поставки электроэнергии с оптового рынка, подлежат отклонению ввиду следующего. ОАО "МРСК Юга" с третьими лицами заключены договоры на проектирование автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии в точках поставки электрической энергии с оптового рынка. Кроме того, для определения объема оказанных услуг по договору ОАО "МРСК Юга" ведет учет всей электроэнергии в точках подключения к сетям оптового рынка, в том числе поступающей в его сети с оптового рынка, а также потребляемой внутри этих сетей и отдаваемой из его сетей в сети других сетевых организаций. Учет электроэнергии производится по данным учетной аппаратуры установленной в точках перетока энергии из сетей оптового рынка в сети ОАО «МРСК юга», счета на  оказанные услуги по предоставлению сетей заявитель выставляет на основании данных учетной аппаратуры установленной в точках перетока электроэнергии из сетей оптового рынка в сети ОАО «МРСК юга», что подтверждается договором  от 31.03.2008 №178-дп\08\339\01\\08.

Требования к системам коммерческого учета установлены в Положении о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденном протоколом № 96 заседания Наблюдательного совета НП «Администратор торговой системы» от 14.07.2006.

Пунктом 2.5. Приложения 11.1 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка установлено: «автоматизированная информационно-измерительная система должна соответствовать перечисленным в настоящем пункте требованиям по надежности, защищенности, функциональной полноте и степени автоматизации (Таблица 1)».

Сроки выполнения требований к автоматизированным информационно-измерительным системам коммерческого учета электроэнергии и требования были установлены в пунктах 126, 128 и 129 Правил № 643, а также определены в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии от 31.03.2008 № 178-ДП/08/339/01/08 и Положении о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка.

Так, согласно пункта 126 Правил № 643 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 476) определено, что в отношении участников оптового рынка, указанных в пункте 21 настоящих Правил, а также гарантирующих поставщиков, получающих право участвовать в отношениях по купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке в новых группах точек поставки, до 1 сентября 2007 г. допускается применение в соответствующих группах точек поставки, средств измерений, имеющихся на дату вступления в силу настоящих Правил. По окончании указанного периода такие организации определяют объемы поставленной (потребленной) электроэнергии во всех точках поставки, на основании показаний интервальных приборов учета с хранением часовых показателей нагрузки.

В соответствии с пунктом 128 Правил № 643 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 476) установлено, что в отношении участников оптового рынка, указанных в пункте 126 настоящих Правил, допускается до 1 сентября 2008 г. применение средств измерений, обеспечивающих почасовой учет и хранение часовых показателей нагрузки. До окончания указанного периода такие организации приводят используемые ими системы учета в соответствие с требованиями к автоматизированным системам коммерческого учета электрической энергии в части сбора, обработки и передачи организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, устанавливаемыми договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Как следует из пункта 129 Правил № 643 применение автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, удовлетворяющих условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в части сбора, обработки и передачи организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, допускается до 1 сентября 2010 г. До окончания указанного периода такие организации приводят системы коммерческого учета в соответствие с требованиями к автоматизированным информационно-измерительным системам в части измерений электрической энергии, устанавливаемыми договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и применяемыми в отношении измерительных трансформаторов тока и напряжения.

При этом пункты 126, 128 и 129 указанных Правил не раскрывают круга участников оптового рынка, в отношении которых он действует, а отсылают к пункту 21.

Из буквального толкования пункта 21 Правил № 643 следует, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" относится к участникам оптового рынка, в отношении которых действуют пункты 126, 128 и 129.